Введение санкций привело к появлению проблем, которые во многом напоминают коронавирусный кризис 2020 года. Разница лишь в последствиях.
О том, чем эти кризисы похожи, а в чем отличаются и что сейчас делать предпринимателям, чтобы сохранить бизнес, рассказала Александра Герасимова, CEO Fitmost. Сервис был запущен еще в 2016 году, а в 2021 году его совладельцем стал основатель платежной системы Qiwi Сергей Солонин.
Знакомые бизнесу проблемы
Рост цен и безработица
Резкий рост цен — проблема, с которой бизнес и потребители сталкивались еще два года назад. Оба кризиса ускорили инфляцию: по данным Росстата, за три года она выросла с 3% в 2019, поднялась до 4,9% в 2020 году и в 2021 составила 8,4%.
В этом году Минэкономразвития спрогнозировало инфляцию в РФ на уровне 17,5%, однако ЦБ ожидает, что уже спустя два года она вернется к прежнему уровню в 4%. Сегодня рост цен на товары повседневного спроса замечает 98% потребителей, показывают данные Nielsen.
Другая общая проблема — безработица. За время пандемии число безработных в России увеличилось до 4,8 млн человек. По данным Минтруда, безработица выросла на 1,7% по сравнению с докоронавирусным уровнем.
Одна из причин — сокращение количество бизнесов: пандемийный кризис затронул более 6 млн предприятий и предпринимателей и две трети компаний в стране.
В новый кризис многие крупные работодатели приостановили деятельность в России или окончательно ушли из страны (об этом недавно объявила Coca Cola, Ikea и другие корпорации).
Ситуация на рынке труда во многом будет зависеть от того, что произойдет с их российскими активами.
Например, McDonald's продал российский бизнес предпринимателю Александру Говору, и в результате в помещениях американской сети открылись похожие предприятия под новым брендом.
А вот Coca-Cola HBC вообще больше не будет производить и продавать товары в России, поэтому сотрудникам компании придется устраиваться в другие компании — и не факт, что они смогут быстро это сделать.
Аналитики, опрошенные Bloomberg, прогнозируют, что в 2022 году безработица может превысить 9% впервые за последние девять лет. Число рабочих мест может сократиться на 2 млн.
Снижение доходов и изменение модели потребления
С учетом роста цен, безработицы и закрытия предприятий неудивительно, что и в коронакризис, и сегодня люди становятся беднее. В мае 2020 года 50% россиян сообщали о значительном падении семейного дохода с начала распространения коронавируса.
В 2022 году Минэкономразвития прогнозирует падение реальных располагаемых доходов жителей РФ на 6,8%.
Параллельно с этим из-за санкций, закрытия воздушного пространства, ухода западных компаний из России резко снизился объем международных авиаперевозок, внешнего туризма, импортных товаров. А из-за остановки работы Mastercard и Visa в России россияне теперь не могут делать заказы на зарубежных сайтах.
Читайте по теме:
Портрет покупателя и карта его пути: как составить и пользоваться?
Это приводит к появлению вынужденных сбережений и перераспределению спроса в пользу внутреннего рынка. Похожие тенденции можно было увидеть и в пандемию, но они были вызваны вирусными ограничениями.
В фитнес-индустрии мы заметили снижения покупательской способности: покупатели сегмента B2C отказываются от приобретения абонементов на год из-за нестабильной ситуации и цены и хотят найти более гибкие решения (такие как абонементы на несколько занятий).
Однако интерес к финтесу постепенно возвращается. Это связано с тем, что возможностей для путешествий и развлечений стало меньше, в том числе из-за высокой цены, но людям все еще хочется получить позитивные эмоции. Сделать это можно с помощью спорта и wellness-продуктов.
Новые вызовы
Удар по всем индустриям
Коронавирусный кризис сильно ударил по одним отраслям и сыграл на руку другим. В затруднительном положении был весь офлайн: общепит, фитнес и спорт, туризм, гостиницы, косметология и спа, транспорт, развлечения, спортивные мероприятия.
Зато из-за смены модели потребления в плюсе оказался онлайн: аналитики Data Insight в 2021 году оценили объем рынка eCommerce в России в 4,1 трлн руб. и 1,7 млн заказов (рост на 52% и 104% за год соответственно).
В нашей индустрии многие ждали бума онлайн-тренировок, но этого не произошло. По нашим данным, за время локдауна никто из студий не заработал более 300 тысяч рублей. Это мизерная сумма по сравнению с нормальным временем.
В то же время выстрелила сфера B2B: компании, потерявшие возможность проводить командообразующие мероприятия, обратились к командным онлайн-тренировкам.
Кризис 2022 года, разрушение логистических цепочек, отсутствие доступа к привычным программам, материалам и оборудованию, волатильность валюты и другие факторы привели к тому, что под ударом оказались практически все бизнесы независимо от индустрии.
Сильнее всего пострадали фармацевтика, автомобилестроение, авиастроение и другие отрасли промышленности, завязанные на импортных комплектующих.
IT-сектор столкнулся с оттоком кадров: за февраль и март 2022 года Россию покинули 70 тыс. ИТ-специалистов. Часть из них вернулась, но сложно спрогнозировать, как будет развиваться эта ситуация в будущем. Технологический бизнес спешно релоцировался из-за репутационных рисков.
От текущей ситуации могут выиграть внутренний туризм, военно-промышленный комплекс и жилищное строительство, но проигравших однозначно будет больше.
У нас в начале кризиса «отвалилась» часть B2B-клиентов, поскольку корпоративный фитнес чаще предоставляют своим сотрудникам иностранные компании.
В то же время мы заметили, что российские компании стали присматриваться к этой услуге, но не как к пункту в соцпакете, а как к возможности поддержать сотрудников в сложное время.
Маркетинговые ограничения
Оставшемуся в России бизнесу стало намного сложнее достучаться до клиентов из-за ограничения маркетинговых каналов: некоторые соцсети заблокированы, Google отключил рекламу в РФ (запрет распространяется в том числе на YouTube).
Из-за этого мы в Fitmost увидели снижение охватов на 30%.
Главный вопрос для компаний сегодня — не в том, как изменить продукт, чтобы подстроиться под меняющиеся модели потребления (как это было во время коронавирусного кризиса), а в том, как донести до пользователей свою ценность.
Рынок венчурных инвестиций
Особенности двух кризисов по-разному повлияли на рынок инвестиций. Раньше инвесторы готовы были вкладываться в идеи, которые выстрелят через несколько лет (например, в сложные биотехнологические проекты). Сейчас они выбирают стабильные компании, зарабатывающие с первых покупателей.
Внимание смещается в сторону сильных бизнес-моделей с выстроенной юнит-экономикой. Это общий для всего мира тренд, связанный с нестабильной экономической ситуацией.
Читайте также:
Как санкции повлияют на российский рекламный бизнес: где искать пространство для новых возможностей
«Тратить время на моделирование рисков — неэффективно». К чему бизнесу готовиться в 2022 году?
Другая тенденция характерна именно для России — фонды теперь будут тщательнее оценивать риски при работе с российскими стартапами, поскольку для европейцев и американцев они сейчас выглядят токсичными.
При прочих равных команды из России должны будут показывать результаты во много раз лучше, чем все остальные.
Чтобы упростить себе жизнь, фаундеры, заинтересованные в привлечении финансирования за рубежом, переносят свои бизнесы в другие страны. При этом некоторые инвесторы, например, из ОАЭ, все еще готовы работать с предпринимателями из России.
Разобщение vs объединение
В целом кризис 2020 года был объединяющим: весь мир столкнулся с одной и той же проблемой.
Сегодняшний кризис, наоборот, разъединяет инвесторов, бизнес и конкретных людей и ведет к изоляции России, что скажется «на географии, структуре и объемах российского экспорта и импорта, потоках капитала и в результате спровоцирует масштабную перенастройку экономики и увеличение технологического разрыва с развитыми странами», считают во ВШЭ.
По ожиданиям Минэкономразвития и Минфина, ВВП России сократится более чем на 10% в 2022 году.
Советы, которые помогут бизнесу справиться с новым кризисом
-
Постоянно адаптируйте свою стратегию.
В коронакризис мы в компании недостаточно быстро реагировали на меняющиеся обстоятельства. Сейчас каждые три-пять дней проводим антикризисные встречи с командой, обсуждаем происходящие события и вносим изменения в нашу краткосрочную стратегию.
-
Пересмотрите расходы.
В период пандемии подушки не было у 62% компаний, поэтому расходы оптимизировали экстренно, чаще всего сокращая затраты на маркетинг и рекламу, аренду офисов, а также зарплаты сотрудникам.
Проанализируйте свои траты и попытайтесь понять, что бизнес получает за эти деньги и можно ли без этого обойтись. Мы, например, урезали расходы на разные эксперименты, а еще отказались от нового офиса на Новом Арбате.
На отказе мы потеряли несколько миллионов рублей, но это лучше, чем потратить в разы больше на ремонт и обустройство в условиях кризиса.
-
Ищите новые точки контакта с аудиторией.
Погрузитесь в свой продукт и бизнес-процессы, пересмотрите продуктовый портфель, чтобы понять, насколько он отвечает текущим запросам клиентов. Например, мы проанализировали действия пользователей на сайте и поняли, что они просматривают абонементы, но не решаются на их покупку.
В условиях кризиса люди будут еще более внимательно относиться к своим тратам. Мы поняли, что нужно дать им шанс попробовать продукт, так что сейчас предлагаем бесплатное занятие. -
Используйте новые маркетинговые каналы.
Адаптируйте свой медиамикс, рассмотрите в качестве альтернативы соцсетям партнерский маркетинг. Блокировка международный платформ привела к нехватке трафика, и справиться с ней помогут проекты с похожей аудиторией.
Объединяйтесь с неконкурентами — это снизит ваши затраты и поможет привлечь новых пользователей, за которых сейчас идет борьба.
Подумайте о PR-инструментах, офлайн-каналах, рассылках. Не складывайте все яйца в одну корзину: этой весной мы увидели, как легко можно лишиться одного канала продвижения и как ненадежно делать ставку на что-то одно.
-
Воспользуйтесь господдержкой.
Как и в период коронакризиса, правительство сейчас предлагает бизнесу помощь в разных форматах.
Например, до 30 сентября МСП из особенно пострадавших от санкций отраслей могут попросить кредиторов об отсрочке платежей по всем кредитам и займам, оформленным до 1 марта 2022 года.
А с 21 марта 2022 года можно получить субсидию за трудоустройство сотрудника в возрасте до 30 лет, если он состоит на бирже труда.
-
Не релоцируйтесь в спешке. Не исключено, что уезжать будет невыгодно.
Каждый кейс уникален: если вы нацелены на международную аудиторию, особенно на рынки ЕС и США, релокация — лишь вопрос времени. Если вы делаете нишевый продукт, который закрывает потребности российских пользователей, переезжать нет смысла.
Проанализируйте, каких возможностей вы лишитесь в своей стране и что приобретете за рубежом — и наоборот.
-
Подумайте о том, чтобы привлечь деньги в Азии, если вы ищете инвесторов.
Важно понимать, что теперь здесь, как и везде, теперь будут внимательнее изучать любой российский проект. Не рассчитывайте на быстрое привлечение финансирования и учитывайте местную специфику.
Инвесторы оценивают не только финансовые риски, но и репутационные, и для американских и европейских венчурных фондов российские стартапы сейчас выглядят токсичными.
Мы откроем представительство в Дубае в 2022 году, но из-за особенностей рынка планируем сменить фокус: объединять не фитнес-клубы и студии, как в России, а в первую очередь салоны красоты и клиники (фитнес-клубы есть практически в каждом ЖК, и местные предпочитают ходить в них, а вот спрос на услуги, связанные с оздоровлением и с красотой, высокий).
Адаптация под местный рынок в перспективе поможет нам с привлечением инвестиций.
Фото на обложке: KewTJ/Shutterstock
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как открыть кофейню»
- 1 SportTech-стартап YouChip привлек 12 млн рублей от бизнес-ангела Ильи Галаева
- 2 Главные тренды 2025 года от Trend Hunter: здоровый образ жизни
- 3 Гонка технологий: какие спортивные инновации используются на Олимпиаде
- 4 Молодая аудитория теряет интерес к спорту — это могут исправить видеоигры