Владимир Курило, создатель профессиональной системы для подбора персонала CleverStaff, рассказывает, как с нуля разработать полезный сервис для узкой ниши и вывести его на международный рынок.
На момент основания сервиса я успел несколько лет проработать Java-программистом, стал Team Lead, затем главой IT-департамента в крупном банке. А потом моя хорошая знакомая, владелица международного агентства, специализирующегося на подборе IT-специалистов, пожаловалась на неудобный софт, которым приходится пользоваться в работе. Она шутя предложила мне сделать «нормальный» сервис для рекрутеров, который бы облегчал им жизнь, а не усложнял.
Спустя шесть месяцев после этого разговора первая версия CleverStaff увидела свет. Дело было в Одессе в 2014-м. Два года назад офис компании переехал в Киев. Сейчас штат насчитывает более 40 сотрудников. Нашим продуктом пользуются клиенты из более чем 30 стран мира.
В этой статье я хочу поделиться собственным опытом, знаниями и последовательными шагами, как сделать так, чтобы ваше дело «выстрелило» и развивалось, а не потерпело фиаско в течение первых трех лет существования.
Нулевой этап: найдите свою нишу
Начинающему IT-стартапу нужно искать узкоспециализированную нишу, в которой при этом есть потребность в оптимизации и диджитализации процессов, но нет общепринятых программных решений, таких как 1C в бухгалтерии или Photoshop в обработке изображений.
Таких перспективных сфер вокруг множество. В нашем случае профессиональных систем для автоматизации рекрутинга на рынке существовало достаточно много. Все они предлагали пользователям разные технологии и наборы функций, их тарифная сетка также отличалась.
«Навороченный» штатовский софт стоит дорого, при этом он не адаптирован для использования в наших реалиях. Платформы «попроще» оставляют много задач нерешенными, и рекрутерам приходится искать для них другие инструменты, переносить информацию из одних сервисов в другие, что совершенно неудобно.
Отсутствие однозначных лидеров среди поставщиков профессионального софта давало очень неплохие шансы войти в эту сферу со своим продуктом и потягаться с конкурентами практически на равных.
Свою роль в выборе ниши для запуска собственного софта в нашем случае сыграло, конечно, наличие рядом «своего» человека из сферы. Это краеугольный камень, касающийся выбора тематики, — найти партнера или консультанта, имеющего релевантную экспертизу.
Нужно понимать всю кухню изнутри, знать специфические запросы и «боли».
Для девелопера, создающего собственный продукт как бизнес-проект, критически важно понимать, как ПО должно взаимодействовать с пользователями, так как с реализацией технической части при таких исходных данных обычно проблем нет.
Планирование: предложите ЦА свое решение важных «болей»
Не пытайтесь изобретать велосипед. Достаточно досконально изучить «боли» вашей аудитории и предложить свое решение, которое будет качественно отличаться от существующих. Без хорошо работающих базовых функций продвинутые решения в софте не имеют смысла.
Например, специалисты по найму добавляют в базу сотни резюме в месяц из различных источников — от файлов на компьютере до профилей в LinkedIn. Мы предложили максимально упростить эту процедуру, в идеале до одного клика, чтобы таким образом на порядок увеличить эффективность.
Это обеспечивается технологией парсинга — когда система распознает нужные данные и помещает их в нужные поля в профиле кандидата.
Парсинг делает возможным полнотекстовый интеллектуальный поиск по базе, а также распознавание дублей: при добавлении нового кандидата проверяет, присутствует ли он уже в базе.
Еще одна важная задача, которую мы определили и помогаем решить, — организация командной работы рекрутеров, возможность назначать ответственных по вакансиям, сохранять историю действий и оставлять комментарии к кандидатам и вакансиям, — без этих функций координировать работу по подбору персонала так же сложно, как и в отсутствие специализированного софта вообще.
Общей фишкой нашего сервиса стала одновременная адаптация под нужды международного и отечественного рынка рекрутинговых услуг.
Реализация: ориентируйтесь на потребителя
Начиная разрабатывать свой продукт, важно определить приоритеты, так как бюджет на создание MVP обычно ограничен, а стоить это может от $52 тысяч до $75 тысяч в рыночных расценках за 35-50 человеко-месяцев работы специалистов.
Не нужно пытаться сделать все и сразу идеально, внедрить сложные функции, которые требуют длительных тестов и слишком углубляться в незначительные нюансы.
Существует риск «закопаться» в деталях, потратить бюджет, так и не доделав сервис, да и просто охладеть к проекту, если делать его слишком долго.
Наша команда первоначально состояла из четырех разработчиков, которые выпустили первую версию CleverStaff спустя пять месяцев после начала работы. Для начала сервис предложили знакомым (и всем желающим) рекрутерам бесплатно — это позволило нам протестировать ПО в рабочих условиях и получить первый фидбэк, на основе которого мы стали «допиливать» систему дальше.
Этот принцип позволил нам доработать функциональность сервиса до качественного профессионального уровня в довольно короткие сроки. Таким образом, уже за три месяца у нас появились постоянные пользователи, с которым мы постоянно взаимодействовали.
Почему лучше разрабатывать продукт своими силами
- Возможность вырастить специалиста под свои задачи и стиль работы.
- Возможность оперативного контроля качества работы и сроков.
- Сторонний специалист не видит всей картины, он не заинтересован в оптимизации, делает четко от и до, ни грамма сверху.
- Потеря времени на поиск исполнителей на разноплановые и мелкие задачи, переговоры с ними.
- Не стоит отдавать на сторону задачи, составляющие коммерческую тайну.
Чтобы IT-продукт в узкой нише стал успешным, нужно не просто самому стать в теме экспертом-теоретиком, но и участвовать в жизни коммьюнити, развивать сопутствующие активности.
С одной стороны, так можно стать ближе к своей целевой аудитории, чтобы лучше ее понять, а с другой — иметь возможность повлиять на нее, вызывать доверие и даже просвещать. На определенном этапе развития проекта развитие бренда продукта и личного бренда его основателя становится весомым фактором завоевания рынка.
Продвижение и масштабирование: мыслите стратегически
По данным Global Entrepreneurship Monitor, в мире зарегистрировано более 300 миллионов стартапов, и просто хорошо разработанного продукта уже недостаточно. Учитывая такую статистику, уже на берегу стоит продумать стратегию продвижения своего продукта и то, как вы будете транслировать аудитории главную идею компании. От этого зависит 80% вашего успеха.
Для таких целей, кроме классического продвижения, сейчас большой популярностью пользуется контент-маркетинг.
Блог, спецпроекты, присутствие в информационном поле — аудитория всегда по заслугам оценит полезную и уникальную информацию и добавит вам «плюсов» к репутации и узнаваемости.
В tech-проектах основное внимание часто сосредоточено на технической стороне. Запустить полезный продукт, безусловно, трудоемкая задача, но не менее важно как можно раньше привлекать к продажам и продвижению профессионалов.
На примере нашей компании я понимаю, что так мы бы привлекли в разы больше пользователей и заработали бы больше уже в первые годы. На это рекомендую обратить внимание всем тем, кто запускает собственный продукт.
В настоящий момент CleverStaff пользуются более тысячи рекрутеров преимущественно из tech-сферы из более чем 30 стран мира. Поэтому интерфейс, сайт и техподдержка нашей системы с самого начала были доступны на двух языках: русский был ближе для пользователей рунета, английский открывал нас для клиентов со всего мира.
Блог и корпоративные соцсети также ведутся в двух версиях, плюс, мы есть на Quora, Medium и Capterra. Все это относительно бюджетно, дает органический охват и приводит нам заинтересованных рекрутеров.
Например, мы с BizDev team часто принимаем участие в профильных мероприятиях в сфере HR/Recruitment. Я периодически выступаю на них в качестве спикера.
В тесном профессиональном сообществе это дает мощный репутационный эффект и повышает мотивацию делать наш продукт еще более полезным. Кроме того, так можно привлечь аудиторию, которая по каким-то причинам не охвачена инструментами цифрового маркетинга. Правильно настроенная реклама на зарубежную аудиторию тоже дает свои результаты.
Мы активно продолжаем улучшать свой софт и продвигать его на новые рынки, ведь в эпоху бума стартапов выражение «обновляйся или умри» стало не просто крылатым выражением, а что ни на есть настоящей правдой жизни.
Резюме
Я постарался как можно подробнее описать все ключевые моменты создания и продвижения собственного софта как бизнес-проекта. Многие нюансы, которые тут описаны, можно адаптировать под IT-продуктовый стартап похожего формата (SaaS).
Думаю, что наш кейс будет полезен и тем, кто уже развивает собственный бизнес в этой сфере, и тем, кто только собирается его основать.
Материалы по теме:
11 агротех-стартапов, которые недавно привлекли инвестиции
Не нефтью единой: 18 молодых и перспективных стартапов в области энергетики
Эти 10 факторов покажут, что ваш стартап стал серьезным бизнесом
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Маркетплейсы: с чего начать и как преуспeть»
- 1 Нагрузка на серверы «VK Видео» выросла втрое за год
- 2 Трамп отменил стандарты безопасности ИИ, введенные при Байдене
- 3 Минцифры начало принимать заявки IT-специалистов на отсрочку от армии
- 4 Больше 60% айтишников недовольны совместимостью российского ПО с другим софтом
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025