Как разработать полезный сервис для узкой ниши и не провалиться в первый же год

Владимир Курило
Владимир Курило

Создатель профессиональной системы для подбора персонала CleverStaff

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Владимир Курило, создатель профессиональной системы для подбора персонала CleverStaff, рассказывает, как с нуля разработать полезный сервис для узкой ниши и вывести его на международный рынок.

На момент основания сервиса я успел несколько лет проработать Java-программистом, стал Team Lead, затем главой IT-департамента в крупном банке. А потом моя хорошая знакомая, владелица международного агентства, специализирующегося на подборе IT-специалистов, пожаловалась на неудобный софт, которым приходится пользоваться в работе. Она шутя предложила мне сделать «нормальный» сервис для рекрутеров, который бы облегчал им жизнь, а не усложнял.

Фото: Unsplash

Спустя шесть месяцев после этого разговора первая версия CleverStaff увидела свет. Дело было в Одессе в 2014-м. Два года назад офис компании переехал в Киев. Сейчас штат насчитывает более 40 сотрудников. Нашим продуктом пользуются клиенты из более чем 30 стран мира.

Подписывайтесь на канал Rusbase в «Яндекс.Дзен», чтобы ничего не пропустить

В этой статье я хочу поделиться собственным опытом, знаниями и последовательными шагами, как сделать так, чтобы ваше дело «выстрелило» и развивалось, а не потерпело фиаско в течение первых трех лет существования.

Нулевой этап: найдите свою нишу

Начинающему IT-стартапу нужно искать узкоспециализированную нишу, в которой при этом есть потребность в оптимизации и диджитализации процессов, но нет общепринятых программных решений, таких как 1C в бухгалтерии или Photoshop в обработке изображений.

Таких перспективных сфер вокруг множество. В нашем случае профессиональных систем для автоматизации рекрутинга на рынке существовало достаточно много. Все они предлагали пользователям разные технологии и наборы функций, их тарифная сетка также отличалась.

«Навороченный» штатовский софт стоит дорого, при этом он не адаптирован для использования в наших реалиях. Платформы «попроще» оставляют много задач нерешенными, и рекрутерам приходится искать для них другие инструменты, переносить информацию из одних сервисов в другие, что совершенно неудобно.

Отсутствие однозначных лидеров среди поставщиков профессионального софта давало очень неплохие шансы войти в эту сферу со своим продуктом и потягаться с конкурентами практически на равных.  

Фото: Unsplash

Свою роль в выборе ниши для запуска собственного софта в нашем случае сыграло, конечно, наличие рядом «своего» человека из сферы. Это краеугольный камень, касающийся выбора тематики, — найти партнера или консультанта, имеющего релевантную экспертизу.

Нужно понимать всю кухню изнутри, знать специфические запросы и «боли».

Для девелопера, создающего собственный продукт как бизнес-проект, критически важно понимать, как ПО должно взаимодействовать с пользователями, так как с реализацией технической части при таких исходных данных обычно проблем нет.

Планирование: предложите ЦА свое решение важных «болей»

Не пытайтесь изобретать велосипед. Достаточно досконально изучить «боли» вашей аудитории и предложить свое решение, которое будет качественно отличаться от существующих. Без хорошо работающих базовых функций продвинутые решения в софте не имеют смысла.

Например, специалисты по найму добавляют в базу сотни резюме в месяц из различных источников — от файлов на компьютере до профилей в LinkedIn. Мы предложили максимально упростить эту процедуру, в идеале до одного клика, чтобы таким образом на порядок увеличить эффективность.

Фото: Unsplash

Это обеспечивается технологией парсинга — когда система распознает нужные данные и помещает их в нужные поля в профиле кандидата.

Парсинг делает возможным полнотекстовый интеллектуальный поиск по базе, а также распознавание дублей: при добавлении нового кандидата проверяет, присутствует ли он уже в базе.

Еще одна важная задача, которую мы определили и помогаем решить, — организация командной работы рекрутеров, возможность назначать ответственных по вакансиям, сохранять историю действий и оставлять комментарии к кандидатам и вакансиям, — без этих функций координировать работу по подбору персонала так же сложно, как и в отсутствие специализированного софта вообще.

Общей фишкой нашего сервиса стала одновременная адаптация под нужды международного и отечественного рынка рекрутинговых услуг.

Реализация: ориентируйтесь на потребителя

Начиная разрабатывать свой продукт, важно определить приоритеты, так как бюджет на создание MVP обычно ограничен, а стоить это может от $52 тысяч до $75 тысяч в рыночных расценках за 35-50 человеко-месяцев работы специалистов.

Не нужно пытаться сделать все и сразу идеально, внедрить сложные функции, которые требуют длительных тестов и слишком углубляться в незначительные нюансы.

Существует риск «закопаться» в деталях, потратить бюджет, так и не доделав сервис, да и просто охладеть к проекту, если делать его слишком долго.

Фото: Unsplash

Наша команда первоначально состояла из четырех разработчиков, которые выпустили первую версию CleverStaff спустя пять месяцев после начала работы. Для начала сервис предложили знакомым (и всем желающим) рекрутерам бесплатно — это позволило нам протестировать ПО в рабочих условиях и получить первый фидбэк, на основе которого мы стали «допиливать» систему дальше.

Этот принцип позволил нам доработать функциональность сервиса до качественного профессионального уровня в довольно короткие сроки. Таким образом, уже за три месяца у нас появились постоянные пользователи, с которым мы постоянно взаимодействовали.

Почему лучше разрабатывать продукт своими силами

  • Возможность вырастить специалиста под свои задачи и стиль работы.

  • Возможность оперативного контроля качества работы и сроков.

  • Сторонний специалист не видит всей картины, он не заинтересован в оптимизации, делает четко от и до, ни грамма сверху.

  • Потеря времени на поиск исполнителей на разноплановые и мелкие задачи, переговоры с ними.

  • Не стоит отдавать на сторону задачи, составляющие коммерческую тайну.


Чтобы IT-продукт в узкой нише стал успешным, нужно не просто самому стать в теме экспертом-теоретиком, но и участвовать в жизни коммьюнити, развивать сопутствующие активности.

С одной стороны, так можно стать ближе к своей целевой аудитории, чтобы лучше ее понять, а с другой — иметь возможность повлиять на нее, вызывать доверие и даже просвещать. На определенном этапе развития проекта развитие бренда продукта и личного бренда его основателя становится весомым фактором завоевания рынка.

Продвижение и масштабирование: мыслите стратегически

По данным Global Entrepreneurship Monitor, в мире зарегистрировано более 300 миллионов стартапов, и просто хорошо разработанного продукта уже недостаточно. Учитывая такую статистику, уже на берегу стоит продумать стратегию продвижения своего продукта и то, как вы будете транслировать аудитории главную идею компании. От этого зависит 80% вашего успеха.

Для таких целей, кроме классического продвижения, сейчас большой популярностью пользуется контент-маркетинг.

Блог, спецпроекты, присутствие в информационном поле — аудитория всегда по заслугам оценит полезную и уникальную информацию и добавит вам «плюсов» к репутации и узнаваемости.

В tech-проектах основное внимание часто сосредоточено на технической стороне. Запустить полезный продукт, безусловно, трудоемкая задача, но не менее важно как можно раньше привлекать к продажам и продвижению профессионалов.

Фото: Unsplash

На примере нашей компании я понимаю, что так мы бы привлекли в разы больше пользователей и заработали бы больше уже в первые годы. На это рекомендую обратить внимание всем тем, кто запускает собственный продукт.

В настоящий момент CleverStaff пользуются более тысячи рекрутеров преимущественно из tech-сферы из более чем 30 стран мира. Поэтому интерфейс, сайт и техподдержка нашей системы с самого начала были доступны на двух языках: русский был ближе для пользователей рунета, английский открывал нас для клиентов со всего мира.

Блог и корпоративные соцсети также ведутся в двух версиях, плюс, мы есть на Quora, Medium и Capterra. Все это относительно бюджетно, дает органический охват и приводит нам заинтересованных рекрутеров.

Например, мы с BizDev team часто принимаем участие в профильных мероприятиях в сфере HR/Recruitment. Я периодически выступаю на них в качестве спикера.

В тесном профессиональном сообществе это дает мощный репутационный эффект и повышает мотивацию делать наш продукт еще более полезным. Кроме того, так можно привлечь аудиторию, которая по каким-то причинам не охвачена инструментами цифрового маркетинга. Правильно настроенная реклама на зарубежную аудиторию тоже дает свои результаты.

Мы активно продолжаем улучшать свой софт и продвигать его на новые рынки, ведь в эпоху бума стартапов выражение «обновляйся или умри» стало не просто крылатым выражением, а что ни на есть настоящей правдой жизни.

Резюме

Я постарался как можно подробнее описать все ключевые моменты создания и продвижения собственного софта как бизнес-проекта. Многие нюансы, которые тут описаны, можно адаптировать под IT-продуктовый стартап похожего формата (SaaS).

Думаю, что наш кейс будет полезен и тем, кто уже развивает собственный бизнес в этой сфере, и тем, кто только собирается его основать.


Материалы по теме:

11 агротех-стартапов, которые недавно привлекли инвестиции

«Мы забросили все планы на лето, засели на кафедру и продолжили разработку»: как студенты МЭИ превратили свой учебный проект в VR-стартап

Петр Грин, Republiс: «Всем наплевать на твою идею и твой стартап, если у тебя нет пентхауса на Манхэттене»

Не нефтью единой: 18 молодых и перспективных стартапов в области энергетики

Эти 10 факторов покажут, что ваш стартап стал серьезным бизнесом

Фото на обложке: Unsplash


В нашем Instagram @rusbase сегодня есть на что посмотреть! Подписаться

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

‡агрузка...

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
FinAdTech Moscow
23 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase