Вынесенная в заголовок вариация на тему «Догмы» Кевина Смита как нельзя лучше отражает ситуацию на рынке финансовых услуг для частных лиц, где они все более становятся стандартным товаром, вызывая необходимость прибегать к дополнительным ухищрениям, чтобы привлечь внимание пресловутых поколений Y и, особенно, Z.
Информационная перегрузка и быстрый темп изменений ведут к утрате желания «вникать в детали». Николай Силин, советник Департамента финансовых технологий Банка России, рассказывает, как с этим бороться.
Продукты и услуги должны быть «интуитивно понятными» с максимальным упрощением для пользователя всех аспектов коммуникации: визуальных решений, навигации, доступа к сервисам (пространные инструкции превращаются из средства информирования потребителей в гарантию от юридических исков).
Выбор обуславливается уже не только и не столько их потребительскими свойствами, сколько «вознаграждением» (приобщение к «избранным» с покупкой последней модели iPhone, получение дополнительных выгод и/или подарков в рамках программ лояльности и так далее).
1. Коммодизация
Находящийся на рассмотрении в Госдуме законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"» предполагает право клиента кредитной организации на удаленное заключение договора банковского счета и оказание иных банковских услуг на его основе без личного присутствия при успешном прохождении удаленной идентификации в том числе на основе его биометрических данных.
Это долгожданное для финансового рынка решение одним из последствий будет иметь перенос конкуренции в цифровую среду и существенное снижение значения таких факторов, как местоположение и устройство офиса кредитной организации, квалификации персонала front-office и так далее.
Финансовые услуги таким образом могут повторить эволюцию телекоммуникационных, где клиентов давно не интересует скорость опорной сети или наличие в пакете услуг цифрового ТВ.
У банков также уже трудно найти отличия в наборе услуг, функционале банкоматов и мобильных приложений, а значит, на первое место выходит ценовой фактор, что de facto делает такие базовые услуги, как платежи или расчетно-кассовое обслуживание «стандартным товаром», отличающимся лишь ценой.
2. Симплификация
Мы являемся свидетелями становления Homo Connected, которому необходим постоянный доступ к сетям связи со всех возможных устройств. Отсутствие в сети приводит к «выпадению из жизни». Для финансового рынка это означает перемещение всех операций в устройство связи (смартфон), через которое заодно решаются и проблемы идентификации.
Сами финансовые услуги как бы «растворяются» в повседневной жизни: для оплаты не надо вводить данные карты или переходить на сайт банка, соответствующие виджеты уже встроены в маркетплейсы и социальные сети, средства со счета списываются автоматически.
Традиционным банкам, вероятно, придется сфокусироваться на хранении денег клиентов, а интерфейсы отдать FinTech компаниям. В Европейском Союзе Директива о платежных услугах (Revised Directive on Payment Services или PSD2) уже лишила банки монополии на управление деньгами клиентов — предоставлять доступ к информации для третьих сторон становится для них не правом, а обязанностью.
Сервисы инициации платежей получают право списывать средства с ЛЮБОГО счета в ЛЮБОМ финансовом институте без согласования с последним.
3. Геймификация
В условиях коммодизации и симплификации финансовых услуг традиционные способы привлечения клиентов перестают работать. Дизайн карт и их «статусность» теряют смысл на фоне возможности расплатиться смартфоном или отпечатком пальца на POS-терминале.
В этих условиях очень важно установить эмоциональные связи с клиентом, общаться с ним на «естественном» (а не юридически корректном) языке в мессенджере или чате, и, наконец, использовать мотивации «человека играющего» (Homo Ludens (лат.)).
Геймификация финасовых услуг уже перестаёт быть способом донести до поколения Z критические элементы финансовой грамотности, но становится ключевым побеждающим фактором для строительства персональных финансовых планов и продвижения новых продуктов и услуг.
Место для дискуссий
Вышеуказанные изменения и их последствия станут предметом обсуждения на ежегодном Форуме инновационных финансовых технологий Finopolis.
- Сколько банков потребуется клиентам, если все финансовые услуги будут одинаковы и стандартизованы?
- Стоит ли добавлять в дружбу деньги (могут ли соцсети превратиться в витрину для финансовых сервисов)?
- Не приведет ли геймификация к стимулированию безответственного поведения потребителей?
- Следует ли Банку России начать заимствовать регулятивные подходы из других коммодизированных отраслей?
И, наконец, а что думают об этом сами представители поколения Z, приехавшие на Молодежный день FinTech и студенческую программу Форума, и как сделать так, чтобы они были уверены, что финансы – это круто!
Материалы по теме:
Исследование: Apple, Facebook, Google и Amazon — главная угроза для банков
«Открытие» запустит систему денежных переводов по фотографии
Графики вверх-вниз: почему криптовалюта то падает, то взлетает
«Альфа капитал» отозвал письмо о проблемах в «Открытии» и еще трех банках
Еженедельный FinTech-дайджест: крипта на Рублевке, блокчейн в госсекторе и необычное ICO
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025