Смузишные, суперфуды, сыроедение – западные тренды фудтеха, которые до нас не дошли

Василий Мазанюк

CEO сервиса предзаказа еды в ресторанах FoodBerry

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко
Василий Мазанюк

Василий Мазанюк, CEO сервиса предзаказа еды в ресторанах FoodBerry, рассказывает о свободных нишах для бизнеса на отчественном foodtech-рынке.

Что происходит с российским foodtech-рынком?


Мировой рынок foodtech насчитывает миллиарды долларов и тысячи приложений и сервисов, каким бы то ни было образом связанных с food-индустрией. По данным CB Insights, компании пищевой промышленности США привлекли более миллиарда долларов венчурного финансирования в течение 2014 года, что на 272% больше по сравнению с аналогичным периодом 2013, а в 2015 такой рост был достигнут только за первый квартал, равно как и в 2016.


Российский фудтех, конечно, такими показателями похвастаться не может. У нас по-прежнему есть множество пустующих ниш, а те что заняты — заняты не полностью.


Перед тем как запустить проект, мы долго изучали российский рынок, а также международный опыт в области фудтеха, и, наконец, решили проанализировать наши наблюдения: куда же все движется? Какие ниши растут, а какие стагнируют, чего не хватает российской фудтех-сфере?



У нас мало foodtech-сервисов. Почему?


Даже если взять пример нашего сервиса: у нас нет аналогов в России, зато их десятки за рубежом. Сервис позволяет клиенту заказать еду до того, как он придет в ресторан. В США существует около 10 таких приложений, а Bloomberg называет модель предзаказа еды новым трендом. Это означает, что в штатах новая модель пользовательского поведения уже полностью освоена и популяризирована.


Все началось с американских сервисов Allset и Settle, которые впоследствии объединились в единый Allset. Основатели сервиса — украинцы Стас Матвиенко и Анна Матвиенко (Полищук). Приложение позволяет одновременно бронировать столик и делать предзаказ еды. В сентябре прошлого года сервис привлек 3$ млн инвестиций. Прямые конкуренты — приложения OrderAhead и RushOrder.


За что такой сервис можно любить: он полностью меняют модель клиентского поведения, равно как и модель обслуживания гостя в ресторане.


Дело в том, что в некоторых заведения время между заказом клиента и сервировкой блюда достигает 30 минут. Соответственно, в случае предзаказа время будет экономиться, а это значительное увеличение количества гостей за день, скорости обслуживания и уровня лояльности клиентов. Посетитель также избавляется от томительных мук ожидания.


В России у нас аналогов как таковых не было и нет:

  • С одной стороны, это, безусловно, огромный плюс — ниша свободна, нам есть где развернуться и стать лидерами в своем направлении.
  • С другой, когда мы выходим на диалог с рестораторами и управляющими, они не всегда понимают, что мы им предлагаем. Зачастую поначалу нас воспринимают как очередной сервис доставки.


На западе foodtech разнообразнее. Что есть интересного?


В индустрии существует интересное направление маркетплейсов кейтеринговых услуг. Мировой рынок кейтеринга оценивается в миллиарды долларов. В США такие сервисы появились давно и уже заняли весомую долю рынка. Первым появился ezCater еще в 2007 году. Сегодня его суммарное финансирование составляет 70$ млн. Здесь можно выделить Zesty и Eat Club, а в Европе — Cater Wings.


В России же существует всего два сервиса которые запустились совсем недавно, буквально за последние полгода. Это Catery и CaterMe.


По большей части мы привыкли, что foodtech — это доставка еды, бронирование столиков в ресторане, ну и максимум — конструкторы еды.


Но в мире же существует множество разнообразных форматов: это и доставка продуктов из супермаркетов, и нишевые приложения, маркетплейсы кейтерингов, сервисы, разрабатывающие кастомизированные линейки питания.


Безусловно, доставка — это ключевой сегмент foodtech-индустрии. Согласно исследованиям McKinsey, во всем мире рынок доставки продуктов питания составляет 83 миллиарда евро или 1% от общего рынка продуктов питания и 4% продуктов питания, продаваемых через рестораны и сети быстрого питания. Но здесь интереснее поговорить о доставке продуктов из магазинов и обратить внимание на такие сервисы, как Shipt, Instacart, FreshDirect, а также на гигантов сегмента — Amazon Prime Now и Google Express.


В России ниша занята далеко не полностью. Думаю, такая модель хорошо бы «пошла» если не в России, то в Москве уж точно. У нас есть отдельные доставки у Metro и Перекрестка (не во всех магазинах), есть Утконос, а также приложение Инстамарт.


Мне кажется, потенциал у этой сферы огромен. Сегодня не всем и не всегда необходима доставка готовых блюд или еды из ресторана, а доставка продуктов в офис или домой время от времени приходится очень кстати.



Чего у нас нет


1. Смузишные


Если говорить о нишах и сегментах которые в России вовсе не представлены, то это, например, конструкторы смузи (Greenblender).


Каждую неделю клиент получает 5 рецептов смузи и ингредиенты для них ровно на 10 порций. Все они, конечно же, органические и выращенные местными фермерами (иначе в стартапе быть не может).


Это довольно милая нишевая история на любителя. Но в России своего пользователя проект не нашел бы, так как на западе у людей более обширный пользовательский опыт, они более искушены, а обществу нужно разнообразие.


2. Кастомизация


В США также очень популярны сервисы, которые предлагают максимальную кастомизацию. Мне больше всего нравится Greenchef. Ребята занимаются доставкой блюд под разные типы питания — палео, сыроедение, вегетарианство.


3. Жидкие заменители пищи


Еще существует такая интересная технологичная ниша, как суперфуды - жидкие заменители пищи. В США это Soylent, в России — SmartFood. Однако на фоне Soylent и их инвестиционных раундов в 50$ млн российский аналог заметно проигрывает.


Будет неправильно умолчать о том, что в России есть форматы, которые не представлены на западе. Например, здоровое порционное питание по подписке.


Здесь безусловный лидер сегмента, на мой взгляд, Grow Food. По факту они были первыми, кто реализовал идею доставки именно здорового питания для людей, которые занимаются спортом или просто следят за своей фигурой. Сервис предлагает две линейки — для набора мышечной массы и для похудения, а весь рацион сбалансирован по калориям, белкам, жирам и углеводам. Сервис привлекал инвестиции от Александра Бородича, а затем от фонда AddVenture. Знаю, что в планах у ребят выйти на рынок Канады и других стран.



Почему российский foodtech отстает?


Сегодня можно проследить большой разрыв между количеством инвестиций и венчурных проектов в Америке и России. Если масштабы рынков отличаются в условные десятки раз, то размер инвестиций и их «частота» — в сотни. И это печально, поскольку развитие foodtech могло бы идти гораздо быстрее, ведь в России есть огромный потенциал для роста и развития молодых проектов, а также для появления новых.


Часто их существование прекращается на этапе поиска инвестиций, хотя в США фонды и частные инвесторы готовы вкладываться даже в доставку ингредиентов для смузи. Почему так происходит?

  1. Сама венчурная индустрия в России пока неустойчива. Венчурный рынок — явление молодое для российского рынка. В российской экономики еще нет большой практики фундаментальных инвестиционных проектов, а сама индустрия перешла в фазу роста и развития только в 2010-2013 годах, в то время как в США она развивается с 70-80-х годов.

  2. Суммарный венчурный капитал сильнее и больше в Америке.
  3. Многие модели не будут работать на российском рынке. Как я уже и говорил, нельзя сравнивать пользовательский опыт российского и американского потребителя. Не все то, что будет работать в США, «зайдет» на нашем рынке.
  4. Пока в стране сохраняется не вполне стабильная экономическая ситуация, инвесторы с большой осторожностью выбирают проекты для поддержки.


Перспективы рынка


Несмотря на это, я считаю, что у российского foodtech очень хорошие перспективы, и в ближайшие несколько лет мы ощутим хороший рост и подъем ниши. По двум причинам.

  • Во-первых, есть такая тенденция: все что происходит на западе, через некоторое время ретранслируется на наш рынок.
  • Во-вторых, ниша развивается в геометрической прогрессии. Появляется первый проект-аналог западного сервиса, за ним обязательно в ближайшее полгода возникнут еще 2-5 конкурентов.

Ну, и интерес к нише как со стороны потребителей, так и со стороны инвесторов очень высок, поэтому искренне уверен, что в ближайшее время мы увидим большой скачок. Стоит смело ожидать новые форматы и освоение новых ниш.


Материалы по теме:

Венчурный инвестор Александр Румянцев вложился в сервис доставки продуктов с рецептами «Гурман и Я»

Лень, ложь, ЗОЖ – рейтинг типичных ошибок новичка в FoodTech

5 идей для здорового перекуса в офисе

Стартап получил $120 млн на создание соковыжималки, но у нее есть большой недостаток

Вам не обязательно ехать в Москву, чтобы стать успешным

Как оборонное предприятие производит тонну отборной черной икры в год



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Money2020
22 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase