2020 год внес существенные коррективы в развитие бизнеса по всему миру, Россия не стала исключением. Экономика находится в затяжном кризисе, проекты закрываются один за другим, будущее многих отраслей стоит под вопросом.
А как обстоят дела у фудтеха — сегмента, для которого пандемия стала триггером и для роста, и для массового вымирания? Ольга Зиновьева, основательница Elementaree и эксперт бизнес-платформы ОНФ, рассказывает, какие фудтех-тенденции помогут компаниям выжить после пандемии.
Проблемы российского фудтеха
Уже появились публикации о том, как фудтех взлетел на фоне эпидемии. В пример приводятся delivery-проекты, выросшие за эти несколько месяцев, но это не объективно — да, пандемия сыграла в роли триггера роста, но не для всех.
Хороший толчок получили сервисы, связанные с доставкой и домашним приготовлением еды, но ведь фудтех этим не ограничивается. Так, сегменты, связанные с альтернативными белками, сити-фермерством и персональной едой в России развиваются медленнее, чем хотелось бы.
Но если быть честной, у отрасли и без коронавируса есть проблемы, которые за время пандемии никуда не делись, а, наоборот, способствовали «рыночной зачистке». Главных — две: венчурный капитал и доходы россиян. Поэтому фудтех не очень активно выходит за пределы Москвы и Санкт-Петербурга — при средней зарплате в 20 тысяч рублей у людей просто нет возможности тратить деньги на те же самые фермерские продукты.
Даже проекты, отвечающие запросам рынка, неминуемо закроются без достаточного и стабильного финансирования — во время затяжного кризиса найти инвестора становится все сложнее. Инвестиционные деньги, которых и так немного, достанутся только тем стартапам, которые смогут доказать выживаемость при любых внешних условиях.
Только небольшая доля населения озабочена проблемами окружающей среды и развитием экологичных технологий в сельском хозяйстве. Это еще один тормозящий фактор.
Что будет после пандемии
Если говорить о мире после коронавируса, то ситуация выглядит неоднозначно. Будущее фудтеха зависит от следующих нескольких месяцев — чем глубже Россия занырнет в кризис, тем меньше компаний выживут.
Если экономическая ситуация не изменится и удастся обойтись без новых локдаунов, то в этом году ВВП упадет на 4–6%, а в 2021 пойдет на восстановление. Для фудтеха это будет означать, что взрывного роста не предвидится, а рынок будет стремиться к уравновешиванию сил.
Если говорить о том, как сегмент будет развиваться в долгосрочной перспективе, то я вижу несколько ключевых тенденций.
Unsplash
Новый подход
На мой взгляд, в ближайшую пятилетку фудтех будет развиваться, ориентируясь на поколения Y и Z. Эти люди ценят удобство в повседневной жизни. Они не хотят тратить время, собирая корзину в супермаркете, ведь значительно удобнее воспользоваться приложением: заказать милкит или доставку из магазина.
С каждым годом таких клиентов будет становиться все больше — это сделает фудтех продуктом для массового потребителя и будет способствовать усилению конкуренции со стороны традиционных игроков — продуктовых ретейлеров, фастфуда, ресторанных сетей.
Корпоративные стартапы
Еще одна нарастающая тенденция — это синергия авторских проектов с корпорациями. Хороший пример — «Инстамарт» и Сбербанк. Получив банковские ресурсы, этот проект показал феноменальный рост и масштабирование по всей стране.
Правда, не всегда сотрудничество с крупными компаниями оказывается выигрышным. Взять хотя бы покупку «Яндексом» «Партии Еды». В какой-то момент выяснилось, что проект будет дешевле закрыть, чем подстраивать под задачи корпорации.
Но я думаю, что если бы «Партия Еды» продержалась чуть дольше, у нее был бы шанс на выживание — сегмент милкитов становится все более востребованным.
Экспорт
Экспорт продукта — еще одно перспективное направление для российского фудтеха.
Во-первых, многие наши проекты могут быть актуальны за рубежом. Например, iFarm, которая разрабатывает технологии для выращивания овощей и фруктов, или «Эфко», которая занимается растительным мясом.
Во-вторых, можно изучить ниши и предложить второй в сегменте продукт. Он должен уступать лидеру рынка на 15-20% и быть значительно дешевле — в 1,5-2 раза.
У проектов из России есть характерный бэкграунд, который можно превратить в преимущество:
- недорогие ИТ- и административные ресурсы;
- понимание, как работают развивающиеся рынки.
Уже сейчас российские фудтех-проекты успешно экспортируются. Да и я сама подумываю о том, что моя компания вполне может быть востребована за рубежом.
На что идти ради выживания
Но это только перспективы, которые многие проекты могут и не застать — закроются раньше. Поэтому я советую позаботиться о насущных нуждах.
- Поставить кэш флоу над остальными финансовыми показателями, уделить дополнительное внимание качеству продукта и быть готовым запускать новые проекты. Гибкость и скорость никто не отменял.
- Попробовать заточить продукт под сегмент потребителей с доходом ниже среднего. Это особенно актуально для компаний на начальной стадии развития.
-
Рассмотреть варианты сотрудничества с конкурентами или партнерами: всегда есть возможность заключить взаимовыгодный союз или открыть совместное предприятие.
Как получить максимум
Чтобы в ближайшие несколько лет именно ваш проект не закрылся, нужно держать нос по ветру и следовать тенденциям.
- Делать продукт, основываясь на предпочтениях поколений Y и Z. Именно эти люди скоро будут составлять большую часть клиентов фудтеха.
- Попробовать заточить продукт под запросы корпораций.
- Рассмотреть варианты освоения зарубежных рынков: экспорт действующего проекта или создание нового.
- Поддерживать жизнеспособность проекта здесь и сейчас.
Фото на обложке: Shutterstock/fotohunter
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Интернет-маркетинг для малого бизнеса»
- 1 Фудтех-тренды 2020: как оставаться на плаву, пока все тонут
- 2 Рынок доставки готовых блюд в РФ вырастет к концу года на 15-20%, до 10-11 млрд рублей — прогноз
- 3 Как рискнуть в карантин и заработать миллион рублей на доставке готовой еды для собак