У истоков любого изменения в нашей жизни всегда лежит технология. Вместе с развитием глобальных инноваций — баз данных, новых источников энергии, робототехники, сенсорики, виртуальной реальности — кардинально меняется и социальная сфера жизни, в частности — труд и образование человека.
Дмитрий Пучков, руководитель Smena.work и направления HRTech в TalentTech, рассказывает, как изменится рынок труда в эпоху искусственного интеллекта и что следует делать профессионалу в этих условиях.
Как общаются и работают люди сетевого общества
В пространстве развитых цифровых технологий формируется общество с новой культурой и самосознанием.
Еще несколько лет назад вы, вероятно, удивились бы, если бы человек, который пересекся с вами в лифте, не поздоровался. Сегодня же вы сочтете нормальным, если этот же гипотетический человек не отвлекается от экрана телефона.
Сетевое общество — это не только новые нормы взаимоотношений между людьми, но также иные условия на рынке труда. В результате автоматизации многих процессов некоторые профессии утратили свою актуальность.
Но роботизация и искусственный интеллект не приводят нас — во всяком случае, пока, — к «концу человеческой расы», как когда-то прогнозировал Стивен Хокинг, а лишь трансформируют рынок труда. И это вовсе не означает, что мир перестает нуждаться в человеке как в трудовом ресурсе.
Так, согласно исследованиям McKinsey, с 1980 года только в США было создано 15,8 миллиона новых рабочих мест, и большая часть из них связана с профессиями, которые возникли как раз в процессе цифровой революции.
Иными словами, технологический прогресс, как и любой другой, требует участия трудовых ресурсов, которые его обслуживают. А быстрые темпы этого прогресса сопровождаются спросом на профессиональные кадры, способные поддерживать его динамику.
Почему компаниям приходится переучивать
Перемены, которые происходят на рынке труда в новую эпоху, по масштабности можно сравнить с ситуацией рубежа XVIII-XIX века — эпохи перехода от ручного труда к машинному — с одним лишь отличием: скорость этого перехода сегодня в десятки раз выше.
Поэтому, если пару веков назад у рабочего класса было время передать навыки через поколения, то сейчас обучение — это условие профессионального развития специалиста.
Все больше компаний осознают важность процесса обучения и переквалифицирования сотрудников: «рескилинг» сегодня — это необходимый элемент для развития компании в целом. Согласно исследованиям McKinsey, 62% руководителей считают, что до 2023 года им придется переобучить или заменить четверть своих сотрудников.
Из доклада The Future of Jobs 2018, подготовленного Всемирным экономическим форумом при участии Евразийского института конкурентоспособности и консалтинговой компании Strategy Partners, следует, что в ближайшие три года более половины российских компаний планируют переобучить более 54% своих сотрудников.
Причем на собственные ресурсы в деле переквалификации кадров рассчитывает меньшинство — как правило, компании предпочитают обращаться к услугам специализированных организаций и образовательных учреждений.
Учебный план XXI века
Не секрет, что последние несколько лет мы начинаем жить в новой парадигме, где навык приравнивается к диплому или ученой степени, а для того, чтобы стать экспертом в определенной отрасли, вовсе не обязательно заканчивать университет. Сейчас гораздо важнее академического образования способность человека подстраиваться под изменяющиеся требования рынка труда.
В апреле 2015 года, когда социальная сеть LinkedIn покупала Lynda.com — сайт, продающий образовательные ролики, — Джефф Вайнер, гендиректор LinkedIn, опубликовал содержательный пост о том, как важно в реалиях современности быть человеком, постоянно изучающим новое.
«Полагаю, нам всем пора перейти от подхода XX века, ориентированного в основном на заучивание, к учебному плану XXI века, который предполагает в первую очередь сотрудничество, наличие критического мышления и творческий подход к решению проблем», — пишет Джефф.
При всем этом «коллективное переобучение» — это довольно масштабная задача, которая никогда ранее не стояла перед человечеством, а потому решать ее только силами отдельных личностей или усилиями компаний — все равно что пытаться вычерпать реку ложкой: здесь необходимы заинтересованность и участие государственных институтов.
Что делать компаниям?
Что нужно делать менеджменту компаний, чтобы эффективно сокращать разрыв в навыках персонала в эпоху диджитализации?
- Как минимум раз в год проводить аудит позиций внутри компании и сопоставлять их с изменениями, которые происходят с профессиями и требованиями рынка к ним.
Многие компании уже сегодня тратят большую часть своего бюджета на обучение сотрудников. Например, в IBM эта цифра достигает $500 миллионов в год.
По словам гендиректора компании Джинни Рометти, в IBM существует так называемый skill planning (дословно «планирование навыков»), который пересматривается каждый квартал. Соответственно, переобучение зависит от многих факторов, в частности, от того, какие навыки в определенный момент наиболее востребованы на рынке.
Джинни отмечает, что переобучение никак не зависит от возраста — они доказали это, повысив квалификацию 100% своих сотрудников.
- Постоянно мониторить профессиональные сообщества в социальных сетях и на конференциях, чтобы находить новые инструменты.
Андрей Виноградов, центр развития карьеры «Нетологии»: «Чем больше инструментов сегодня использует специалист, тем продуктивнее его работа. Это касается и digital-профессий, и бухгалтерии, и работы со станками».
«Умение хорошо оперировать узкой технологией или методикой – ключевое отличие востребованного специалиста от его обычного конкурента. Это, кстати, вынуждает нас пересматривать свои курсы раз в год, как раз, чтобы выявлять новые инструменты и вставлять их в свои программы обучения», – добавляет Андрей.
- Внедрять обучающие курсы для сотрудников и делать их постоянной практикой в компании.
Корпоративному университету МТС уже 13 лет, обучение возникло в компании, когда стало понятно, что нужно обучать работников контактных центров, сотрудников технического блока навыкам работы с IT-системами, продуктами. Тогда возник технический блок – обучение тому, чему не учат в колледжах и университетах: ставить базовые станции, разбираться в IT-процессах, используемых в телекоме.
В 2008-2011 годах компания добавила образовательные программы для управленцев, в прошлом году – курсы по Big data, а сегодня количество «студентов» составляет больше одного миллиона человек.
- В первую очередь обучать коммуникативным навыкам тех специалистов, которым необходимо взаимодействовать внутри компании, командно мыслить и управлять процессами.
- Обучать сотрудников узкоспециализированным навыкам – основа повышения продуктивности сотрудника.
Крупнейший онлайн-ритейлер Ozon.ru для своих сотрудников ввел системы внутреннего и внешнего обучения: первое направление — по hard skills, второе — по soft skills, куда входят, в частности, тренинги по развитию лидерских качеств и ведению переговоров.
- Использовать технологии для нахождения идеального совпадения между навыками специалиста и требованиями к позиции в компании.
Евгения Дворская, создатель Sever.ai: «Уже сегодня искусственный интеллект способен создать портрет идеального сотрудника на должность Х и найти под эти требования именно того исполнителя, который нужен. А это значит, что в самом ближайшем будущем и в условиях постоянно меняющегося рынка такой подход позволит правильно релоцировать специалистов внутри компании или даже индустрии».
Материалы по теме:
Что такое план персонального развития и зачем он нужен сотрудникам?
Социальная изоляция вредит продуктивности сотрудников. Вот как это можно исправить
«Даже консерваторам придется меняться». Как и когда VR заменит традиционное обучение персонала
Мнение экспертов: повышают ли онлайн-курсы ценность резюме
Как я переучился из юриста на тестировщика в 30 лет
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Наличка: как использовать, чтобы не нарушить 115-ФЗ»
- 1 «Пузырь немного лопается»: Bloomberg узнал о проблемах OpenAI и Google c новыми моделями ИИ
- 2 «Человек космический». Как путешествия за пределы Земли изменят космонавтов и туристов
- 3 13 востребованных профессий в области химии и биологии
- 4 Летающая палета Palletrone поможет перенести груз даже в неудобные места
ВОЗМОЖНОСТИ
14 декабря 2024
15 декабря 2024