Колонки

В онлайн-образовании есть сложности с авторскими правами. Как быть создателям образовательных продуктов?

Колонки
Тарас Пустовой
Тарас Пустовой

Основатель Фонда развития онлайн-образования (ФРОО)

Ирина Печёрская

Все знают, что у любого музыкального или другого творческого произведения есть своя ценность и авторские права. В последнее десятилетие их научились грамотно защищать, и теперь только ленивый не знает, что за такой контент надо платить правообладателю. Однако на рынке онлайн-образования авторские права — это по-прежнему проблема, ведь над образовательным продуктом часто работают несколько человек. А это рождает вопросы: кто из них правообладатель, в какой мере и как им всем вовремя получать свои дивиденды?

О том, как управлять интеллектуальными правами на образовательный продукт, рассказал Тарас Пустовой, основатель Фонда развития онлайн-образования (ФРОО). С 2017 года команда ФРОО приняла участие в разработке более чем 150 массовых открытых онлайн-курсов и программ, для производства которых были задействованы 26 партнеров и 120 экспертов. Обучение по ним прошли более одного млн человек.

В онлайн-образовании есть сложности с авторскими правами. Как быть создателям образовательных продуктов?

Кто следит за соблюдением авторских прав на образовательный продукт

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала определиться, о каких именно правах идет речь. С одной стороны, есть право автора на имя, авторство, и это право неотчуждаемо и непередаваемо. Согласно Гражданскому кодексу, отказ от таких прав ничтожен. И в этом плане соблюдение прав на авторство — это попытки выяснить и доказать, что кто-то присваивает себе ваше произведение, например, плагиатит текст или музыку. Такие права не касаются напрямую прибыли или результатов интеллектуальной деятельности.

Другая же категория прав, на которой стоит остановиться подробнее, — права на результаты интеллектуальной деятельности. Результаты интеллектуальной деятельности, связанные, например, с созданием аудиовизуального произведения или онлайн-курса, позволяют извлекать прибыль из его эксплуатации. 

Следит за соблюдением интеллектуальных прав сам автор или какие-то организации, которым он поручает это делать, а защищает автора суд по интеллектуальным правам. Если владелец или его представитель видят, что права нарушаются, они обращаются за помощью. 

Предполагается, что автор сам следит за тем, чтобы его права были соблюдены, но зачастую владельцы не всегда имеют возможность соблюсти все необходимые процедуры, связанные с защитой их прав, поэтому они поручают это специальным организациям. Ряд таких организация имеют государственную аккредитацию на управление авторскими правами, привязанную к тому, какие именно права они защищают и в каких пунктах ГК они описаны. 

Наиболее известные подобные организации — РАО (Российской Авторское Общество), Российский союз правообладателей и Всероссийская организация интеллектуальной собственности. Это крупные организации, имеющие большую обвязку и различные инструменты для защиты прав. 

Однако часто возникают скандалы вокруг того, как именно они ведут свою деятельность: начиная от судов с ветеранами за то, что они без разрешения исполняют военные песни, заканчивая обложением налогами филармоний за то, что те некорректно учитывают количество произведений различных авторов. В целом такие организации играют важную и полезную роль, но отсутствие прозрачности в некоторых вопросах и борьба за нее — важный аспект их деятельности.

 

Юридические аспекты управления правами

Во-первых, чтобы права возникли, они должны быть как-то закреплены. Чаще всего они возникают в виде договора юридического лица с физическим лицом в той или иной форме: 

  • авторский договор;
  • договор гражданско-правового характера;
  • служебная записка;
  • служебное задание, в соответствии с которым автору необходимо что-то сделать, если он работает в компании. 

В этом документе фиксируется, что права на результаты интеллектуальной деятельности передаются организации на определенных условиях. При этом, как я говорил выше, авторское право неотчуждаемо. То есть если говорить про онлайн-курс, в самом простом варианте компания изначально заключает договоры с автором и другими участниками его создания, и таким образом приобретает право на него. 

Если же, например, несколько компаний в партнерстве делают тот или иной продукт, составляется договор о совместном использовании результатов интеллектуальной деятельности. В таком договоре организации указывают, что у них есть определенный набор прав непосредственно на те элементы курса, которые они предоставляют, и каждая из них, а также и они вместе владеют результатами интеллектуальной деятельности и получают прибыль от их использования. 

При этом каждая сторона берет на себя доказательную базу владения теми или иными правами. К примеру, у них должны быть отдельно прописаны договоры с авторами, методистами и другими участниками. При этом важно понимать, что так как эти права фиксируются не в открытых источниках, а в договорах, они очевидны не для всех. 

Чтобы решить эту проблему и получить больше прав, защиты и определенные приоритеты, существуют способы регистрации интеллектуальной собственности. По моему мнению, для онлайн-курсов один из подходящих способов — регистрация его как базы данных, состоящей из ряда объектов. Тогда вы получаете официальный документ, где зафиксировано, что онлайн-курс является базой данных, указано его название, перечислены авторы, правообладатели и дата создания. 

Такая информация является публичной, и в дальнейшем вы можете использовать этот документ для подтверждения своих прав. Альтернативой такому документу являются ваши договоры или те инструменты, которые используют организации по коллективному управлению авторскими правами. 

При этом защита авторских прав должна быть реализована по всей цепочке создания онлайн-курса: видео (аудиовизуальное произведение), тексты, интерактивные демонстрации. Для каждой составляющей должны быть учтены все участники процесса, и со всеми ними заключены договоры, либо зафиксировано, что участник гарантирует, что все права закреплены. 

Например, авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, сценарист и композитор, если для видео создавалась музыка. Поэтому, если вы создаете видео, вы должны убедиться, что все эти роли зафиксированы. Понятно, что в реальной деятельности чаще всего автором сценария и экспертом может быть одно лицо: режиссер-постановщик является сотрудником продакшн-компании, и у него уже подписан договор, согласно которому все результаты интеллектуальной деятельности передаются, а права на аудиовизуальное произведение тем или иным образом фиксируются. 

Честно говоря, я достаточно редко видел детальное разделение этих прав для онлайн-курсов. Тут на помощь приходят различные способы легального использования свободных произведений. 

 

Для кого это важно

Если говорить об образовательном процессе, то участников несколько. Есть авторы — эксперты, которые создают контент. Они делают это чаще всего за гонорар, роялти (авторские отчисления) или какую-то их комбинацию. Эксперты заинтересованы, чтобы их права были учтены, а оплата зафиксирована. 

А есть — заказчики, онлайн-школы или университеты. Значительная их часть не очень любят роялти, поэтому стараются все возможные права сразу выкупить у авторов, чтобы иметь возможность использовать произведения в дальнейшем любым способом. Здесь важно детально зафиксировать в договоре, какие именно права передаются, например, на использование производных, частей или переработку продукта.

В более сложных случаях могут участвовать третьи лица — спонсоры, совладельцы или в ситуации краудинвестирования в контент кто-то похожий на пайщиков. Но для таких ситуаций пока не существует универсальных правил, поэтому здесь сложно дать обобщенные рекомендации.

 

Основные сложности 

Первая проблема, которая возникает, когда объект, созданный большим количеством авторов, имеет сложную структуру, как, например, специализация на Coursera. Там может быть десяток авторов, которые в разной степени участвовали в создании разных курсов. У каждого из них есть свой размер роялти, определенные условия их выплаты и так далее. 

Не так просто учесть все эти моменты при заключении договоров, но еще сложнее ежемесячно или ежеквартально готовить по ним отчетность и проводить отчисления. Количество актов и документов, которые необходимо сгенерировать, огромно. При существующем уровне технической оснащенности — чаще всего учет ведут в Excel — это становится реально сложной задачей. Когда у тебя сотни тысяч авторов, десятки, сотни или даже тысячи человекочасов уходят на то, чтобы просто генерировать таблицы с отчетами и файлы. 

Вторая проблема возникает, когда мы создаем производные на базе уже созданных объектов с зафиксированными результатами интеллектуальной собственности. Например, мы делаем сложный онлайн-курс, состоящий из материалов трех созданных ранее. Допустим, при этом мы не производим новый контент, а просто компилируем части уже существующих материалов. Понятно, что доля и вклад каждого автора в итоговом произведении станут еще меньше, но необходимость выплат и учета результатов интеллектуальной деятельности не пропадает. 

Тогда процесс учета и выплат по ним усложняется на порядок. Именно с этим связано нежелание онлайн-школ и университетов глубоко работать с роялти. Сложность расчетов настолько высока, что физически не получается учитывать все нюансы, и роялти либо просто не платятся, либо усредняются. Это та сфера, где становится необходимостью использование специализированных систем. 

 

Мониторинг расчетов для авторов

Помимо отчетности и расчетов существует проблема мониторинга для авторов. Например, автору заплатили 10 рублей, и ему хочется знать, эти 10 рублей с какой прибыли? А почему так? Все ли честно? 

В этом плане работа с авторскими правами, результатами интеллектуальной деятельности и связанными с ними выплатами требует определенной прозрачности и раскрытия информации. В данный момент очень часто это делается только по запросу, и автору приходится буквально клещами вытаскивать информацию о том, сколько реально заработали на курсе, какая часть ему причитается и почему.

Чтобы дать авторам возможность более комфортно и честно получать информацию, мы должны ее оцифровать и создать систему, в которой с ней можно взаимодействовать. 

 

Как управлять правами на образовательный продукт

В сфере видео и музыки этот вопрос давно и успешно решается и существует много крупных игроков на этом рынке, например, платформ, которые позволяют использовать и учитывать контент самыми разными способами. Для российского рынка существует решение MediaRights Revolution. А вот решений, связанных с правами на онлайн-курсы и образовательный контент, которые живут за пределами образовательных платформ, нет — все существуют только внутри. 

Это серьезная проблема, поэтому мы в ФРОО решили разобраться, упорядочить и масштабировать свою деятельность. Когда мы работаем с сотнями авторов, у нас сотни онлайн-курсов, мы переиспользуем и пересобираем контент, в том числе поставляя корпоративным заказчикам, все становится очень сложно. 

Такая же проблема есть и у наших международных партнеров. На встрече с представителями Coursera в России руководитель по работе с партнерами Европы и Азии Найли Келлер говорила о том, что многие партнеры задают вопросы о том, как выстроена работа с авторскими правами и правами на результаты интеллектуальной деятельности и начислениями. 

Год назад мы поняли, что раз такого продукта пока нет, мы его сделаем. Мы сразу планировали запустить такую систему как внешнюю, доступную, в том числе для международного рынка. В этом году проект запустился, мы пользуемся им сами и постепенно начинаем внедрять его в других компаниях. 

В нашем представлении в использовании такой системы заинтересованы прежде всего авторы, которые работают за роялти и хотят быть уверены, что их права защищены. Они нуждаются в прозрачной картине, которая покажет, что происходит с их правами. Нам бы хотелось, чтобы на российском образовательном рынке гигиена работы с отчислениями и авторскими правами приводила к распространению использования и появлению новых подобных систем. 

Это позволит авторам быть уверенными, что их результаты деятельности справедливо вознаграждаются. Таким образом они будут сосредоточены не на том, чтобы узнать, сколько они заработали и как получить эти деньги, а на создании новых лучших произведений.

 

Хочу защитить свои права. Что сделать в первую очередь?

  1. Определить всех участников создания продукта и их роли. С каждым из них заключить договор, в котором должны быть зафиксированы условия передачи права на результаты интеллектуальной деятельности.
  2. Если вы рассчитываете вознаграждение авторов вручную, лучше договариваться о фиксированном гонораре, так как расчет роялти может быть достаточно сложным.
  3. Для того, чтобы права на курс были публичными, его можно зарегистрировать как базу данных с определенными составляющими (аудиовизуальный ряд, текст, интерактивные элементы).

Фото на обложке: Yolya Ilyasova/shutterstock.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Образовательная платформа LearnHub выдаст бывшим сотрудникам IKEA гранты на обучение IT
  2. 2 НИУ ВШЭ выяснил, достигают ли выпускники онлайн-курсов своих карьерных целей
  3. 3 UI для поколения TikTok: как создавать образовательные веб-интерфейсы для подростков
  4. 4 Исследование рынка российского корпоративного обучения: пандемия оказалась сильнее тысяч санкций
  5. 5 Лучше спросить: 7 платформ для поиска антикризисного ментора
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти

ВОЗМОЖНОСТИ

20 августа 2022

22 августа 2022