Даже самый эффективный собственник не может делать все сам. Более того — постоянная постановка всех задач и тщательный контроль за работой тоже отнимают много времени, и когда-то ему может захотеться бросить бизнес.
Хорошим вариантом будет делегирование. Наталья Красильникова, основательница сервиса по переработке золота MoneyGold, рассказывает, почему руководителю важно доверие, когда приходит время делегировать задачу и как это сделать.
Что такое делегирование и как он связано с доверием
Есть много исследований, которые говорят о том, что уровень доверия напрямую влияет на ВВП страны и другие экономические показатели.
Еще в 1972 году лауреат Нобелевской премии по экономике Кеннет Эрроу написал: «Внутри практически каждой коммерческой сделки есть элемент доверия. Экономическая отсталость в мире может быть объяснена простым отсутствием взаимного доверия».
Согласно одному из исследований на эту тему, рост доверия в обществе на десять процентных пунктов ведет к росту ВВП на 0,5 процентных пункта. В России уровень доверия довольно низок.
Так, в последнем исследовании Edelman Trust Barometer, посвященном уровню доверия институтам в разных странах и выпущенном в январе 2022 года, Россия находится на последнем месте из 27 исследованных стран.
Читайте по теме:
4 простых шага, чтобы построить доверие в команде
Доверие, эмпатия, лидерство. Какие еще качества предпринимателя помогут собрать эффективную команду?
Доверие к институтам находится здесь на уровне 32% — против 56% в среднем по 27 странам. Похожие данные есть в исследованиях Высшей школы экономики: на вопрос, можно ли доверять большинству людей, в августе 2020 года утвердительно ответил лишь 21% опрошенных, а 74% выбрали вариант «В отношениях с людьми следует быть осторожным».
Какие преимущества дает доверие не стране в целом, а отдельной компании? Если экстраполировать данные исследований, можно предположить, что доверие способствует росту прибыли компании.
Здесь мы и переходим к делегированию — оно напрямую зависит от способности собственника или руководителя доверять как своим сотрудникам, так и миру в целом.
При этом оно отличается от простой постановки задачи: в случае с делегированием руководитель по сути передает сферу работы компании другому человеку, а не ставит конкретные задачи и не говорит, что и как именно нужно делать. То есть сотрудник сам знает, что делать, сам принимает решения, ставит задачи и решает их.
Вся ответственность за их выполнение на самом работнике — никто не контролирует его и не занимается микроменеджментом.
Зачем делегирование лично вам
Если руководитель не доверяет сотрудникам и не делегирует, получается, что он все делает сам. Но даже если собственник или директор очень эффективен и работоспособен, в какой-то момент его ресурсы заканчиваются, а задачи, которые нужно решать, нет.
Получается, что такой руководитель сам ставит препятствия для масштабирования бизнеса. Да и на самом руководителе это не может не сказаться: без делегирования больше вероятность:
- выгорания,
- желания уйти из бизнеса,
- проблем со здоровьем из-за переработок.
Кроме того, у руководителя будет больше времени для решения более творческих задач, поиска новых направлений развития бизнеса и других стратегических решений.
Делегирование улучшит и работу сотрудников: они станут более независимы в решении разных задач, повседневная деятельность сможет идти без вмешательства собственника, да и с самореализацией сотрудников будет лучше.
Есть и доказательства того, как делегирование способствует росту бизнеса. Аналитическая компания Gallup изучила этот вопрос на примере 143 руководителей быстрорастущих американских компаний.
Выручка компаний, у руководителей которых хорошо с делегированием, в среднем была на 33% выше, чем у других компаний.
Итак, на вопрос, зачем вам делегирование, есть несколько ответов:
- оно способствует росту выручки и масштабированию;
- освобождает руководителя от каждодневных задач и препятствует выгоранию;
- повышает компетенции сотрудников и помогает их самореализации.
Когда пора делегировать
Как же собственнику понять, что пришло время делегировать задачу?
По моему опыту, есть два основных признака:
- вы убедились, что задача точно нужна вашей компании;
- бизнес-процесс конкретной задачи уже отлажен.
Точно не стоит делегировать задачу слишком рано. В любом бизнесе, особенно на ранних этапах, многие задачи просто не приживаются — в процессе становится понятно, что это не нужно компании в принципе. Так что сначала нужно убедиться, что сама по себе задача необходима.
Но и после этого момент для делегирования наступает не сразу:
- сначала нужно отладить все этапы выполнения,
- убедиться, что бизнес-процесс работает,
- что на протяжении какого-то продолжительного времени в нем нет сбоев.
И вот на этом этапе руководитель может постепенно выходить из процесса.
Есть такая матрица Эйзенхауэра — это инструмент тайм-менеджмента, в ней все задачи рассматриваются по линиям срочно/несрочно и важно/неважно. Так вот — нужно, чтобы основатель бизнеса занимался важными и несрочными задачами.
Вот несколько примеров того, как я начала делегировать задачи. Для меня было важно, чтобы в моей команде были и другие люди с такими же ценностями, как у меня.
Полгода назад я создала чат, где мои сотрудники учатся быть лидерами-фасилитаторами, то есть вдохновителями и наставниками для других людей в компании. Там мы ставим цели, разбираем разные ситуации, иногда проводим встречи для обсуждения. Для меня это важная, но не срочная задача.
Я трачу время на выращивание этих людей, зато впоследствии, если мне будет нужно перейти на другой проект, я буду знать, что с этим проектом все будет в порядке.
Читайте также:
5 привычек, которые мешают предпринимателям развивать бизнес, и как от них избавиться
Как стать эффективным руководителем? Следуйте этим 12 шагам
А вот как я делегировала работу с соцсетями.
Сначала мы развивали присутствие на двух платформах — «ВКонтакте» и Instagram*. Довольно быстро я поняла, что VK не получается найти наших клиентов — такую задачу нет никакого смысла делегировать.
Я начала активнее развивать запрещенную соцсеть. Здесь дела шли хорошо, клиенты приходили, и довольно скоро я поняла, что нужны еще люди, которые будут этим заниматься.
Сейчас у нас в команде по Instagram* пять человек:
- сторителлер,
- лицо нашего проекта,
- ответственный за сториз,
- проджект-менеджер.
Я и сейчас занимаюсь некоторыми задачами там, но большую часть обязанностей по ведению все же делегировала команде.
Как делегировать: 5 принципов
- Учиться доверять
Это базовый принцип, без которого делегирование не получится. Если вы не умеете доверять и все время контролируете все задачи, делегирование вам вряд ли подойдет. Сначала нужно разобраться со своим доверием к миру, ко всем людям, к себе — например, с психотерапевтом.
- Оценивать каждую задачу с точки зрения, могу ли я делегировать ее в принципе и могу ли сделать это прямо сейчас
Нужно, чтобы задача была повторяющейся и необходимой для бизнес-процессов. Стоит ответить на несколько вопросов:
- может ли это делать кто-то другой?
- хочу ли я освободить время, необходимое для выполнения этой задачи?
Процесс должен быть настолько отлаженным, чтобы вы могли подробно рассказать о нем сотруднику: надо понимать, как вы будете объяснять задачу, какие материалы и инструменты есть.
Расскажу на примере: сейчас мне нужно перейти к делегированию одной задачи — я пишу посты и сценарии для сториз в запрещенную соцсеть. Уже понятно, что эта работа нужна надолго, а бизнес-процесс уже отлажен. Мне нравится делать эту работу самой, но она занимает довольно много времени ежедневно, это мешает другим рабочим задачам и планам — значит, пришло время делегировать.
- Постепенно вводить сотрудника в выполнение задачи
Делегировать — не значит перекинуть задачу на другого сотрудника за один день.
Вот как я буду действовать в случае с задачей по написанию постов и сценариев.
- Какое-то время я буду писать их вместе с новым сотрудником, вводить его в курс дела,
- а через какое-то время, когда пойму, что все идет так, как мне нужно, отойду в сторону.
- Потом какое-то время сотрудник будет писать тексты уже сам, но я еще буду контролировать процесс — оценивать, как он справляется, узнавать про трудности.
- А потом, когда станет понятно, что процесс налажен, я могу просто забыть про эту задачу.
- Понимать специфику задачи и особенности конкретных сотрудников
Например, если человек занимается продажами, вряд ли стоит делегировать ему заполнение накладных. Это никак не соотносится с его нынешней работой. Кроме того, для продаж и заполнения документов нужны разные способности и склонности.
Зато такую работу можно делегировать тому, кто уже занимается другой документацией — например, составляет договоры. Так что нужно подбирать задачи для делегирования с учетом особенностей, навыков и способностей конкретных людей.
- Важно, чтобы делегируемая задача попадала в собственную мотивацию человека
Для этого эту внутреннюю мотивацию нужно понять — может быть, он стремится к самореализации, или хочет освоить новую профессию, научиться новому. В зависимости от этого нужно выбирать задачи для делегирования. Например, сотрудник хочет самореализации — и у него хорошо пойдет ведение соцсетей компании или какие-то другие задачи.
Делегирование — не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд.
В первую очередь вам придется учиться доверию — а это довольно сложно, особенно для людей, привыкших все делать самостоятельно и все контролировать. Кроме того, чтобы успешно делегировать, нужно понимать склонности и внутреннюю мотивацию людей, уметь объяснять и вырабатывать налаженные бизнес-процессы.
* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025