Колонки

Как круто изменить свою жизнь и стать IT-супергероем после 30

Колонки
Анна Григорьева
Анна Григорьева

Директор Scream School

Софья Федосеева

В школе компьютерных технологий Scream School практически половина студентов старше 30 лет. И это не мешает им успешно проходить обучение и начинать новую карьеру.

Анна Григорьева, директор школы, рассказывает о преимуществах взрослых учеников, а также о том, чему лучше учиться в этом возрасте.

Как круто изменить свою жизнь и стать IT-супергероем после 30

Почему быть взрослым студентом – хорошо

У нас есть программы, на которые мы принимаем только взрослых, — например, VFX+Compose, где обучают работе с компьютерной графикой: визуальным эффектам и композитингу (совмещению нескольких пластов видеоматериала, отснятых в разное время в разном месте, в один), или «Геймдизайн», где учат руководить созданием игры. На это есть свои причины.

Во-первых, у взрослых людей больше наработанных компетенций. Если речь идет о видеоэффектах, то, например, для того, чтобы разрушить дом, нужно иметь представление о высшей математике, тригонометрии. Куда и как полетят куски взорванного дома? Это все надо просчитывать. Молодежь приходит за вау-эффектом, но их школьных знаний никак не хватает для обучения на этой программе.

Второй плюс возраста — широкий кругозор. Взрослые люди лучше понимают, что такое компьютерная графика. Прежде чем выбрать профессию в этой сфере, они смотрят огромное количество фильмов и подмечают, где какие эффекты и как именно они были созданы. Это очень важно.

У всех людей, работающих на студиях, обычная практика — ходить в кино, смотреть премьеры самых разных фильмов. Порой они ходят на один и тот же фильм по два-три раза.

Когда ты профессионал, тебе уже сложно сконцентрироваться на чем-то, кроме графики. Ты смотришь: ага, это сделано через Maya, значит, скорее всего, «замоделили», а этот ассет я уже видел в «Стражах галактики», черт, надо будет еще раз этот шот пересмотреть в YouTube. Ты даже не следишь за сюжетом – все внимание эффектам.

У молодежи не такой широкий кругозор. Они приходят и говорят, мол, визуальные эффекты — это взрывы, это Marvel. Marvel — прекрасно. Но давайте вспомним хотя бы первых «Людей в черном». А что было, например, в восьмидесятых? Это надо специально найти и посмотреть.

Фото: архив автора

Еще один важный момент – взрослые более реально относятся к жизни, обеими ногами стоят на земле. Они понимают, что для того, чтобы полностью поменять жизнь, придется реально работать.

Если ты получал зарплату в 150 тысяч рублей, будь готов к тому, что первый год в новой профессии будет сложно. Взрослые люди осознают эту реальность. Они понимают, чего стоит профессия, которая действительно приносит удовольствие. Для этого они готовы не просто делать откат назад, а начинать с нуля. А вот молодые выпускники вузов немедленно хотят кресло, должность и 200 тысяч, но так не бывает.


Я иногда слышу, как родители говорят ребенку: вот, мол, получишь диплом МГИМО, и у тебя все будет. Ну, неправда это. У тебя ничего не будет сразу, если, конечно, твой родитель не акционер «Газпрома».

Я не разделяю студентов на хороших или плохих и тем более не даю преимуществ какому-то определенному возрасту. Они все очень разные, со своим бэкграундом и характером и пришли к нам потому, что хотят поменять свою жизнь. Со взрослыми легче работать по нескольким причинам.

У них выше уровень вовлеченности и мотивации, потому что уже есть опыт, когда они получали диплом, который выбрали родители, или профессию, которая передавалась из поколения в поколение. Они от этого сознательно ушли. Если им что-то не нравится, они очень аргументированно говорят, что именно, и какие пути решения они видят – набили больше шишек.

Фото: архив автора

А вот человека 20-25 лет может «бомбануть» где-то в районе Алтуфьево, а выливать он это будет на преподавателей на Курской. Им сложнее справляться с эмоциями и правильно их идентифицировать. Все это для нас вполне привычная ситуация. Это непросто, так как студентов много, но мы включаемся в каждую такую историю. Если человек приходит «бомбить», это еще и история про доверие, потому что у нас точно поддержат.


Почему CG — отличная возможность для второй карьеры

Все профессии, которые относятся к компьютерной графике, или CG (Computer Graphics), не имеют возраста. Здесь важно, что ты умеешь. Поэтому в студиях есть и те, кому 17, и те, кому за 50, и все работают на равных. Еще здесь важна ответственность: когда проект горит, ты сидишь и делаешь его, а не уходишь домой в семь часов вечера. У людей в CG не бывает нормированного рабочего дня. Зато есть четкие сроки сдачи проекта.


Есть люди, которые не встают, пока не сделают работу. А есть те, которым важно «проехать» очередной рабочий день. Люди старой закалки, те, кому за 40, по ряду причин часто оказываются именно из первой группы, и при наличии необходимых компетенций их охотно берут на работу в CG.

В последнее время к нам чаще стали приходить люди 40+, которые хотят получить вторую профессию и начать строить карьеру. Я вижу здесь несколько причин.

  • С одной стороны, пенсионный возраст в стране подняли, а что делать людям с их карьерной траекторией, пока не решили.
  • С другой — реальность такова, что в 45 устроиться на работу очень непросто. А в CG возраст и пол не имеют значения! У людей появляется реальный шанс начать новую жизнь.

У нас был студент, в прошлой жизни — сотрудник банка. В 37 лет он решил из хобби сделать профессию. На собеседовании он рассказывал, что из банка его не хотят отпускать, что даже дали повышение, а он вообще этому не рад. И сказал что-то из серии: «Друзья мои, вы же понимаете, возраст уже к сороковнику, пора, наконец-то, определяться с будущей профессией». А мы еще ждем, что подростки в 18 выберут специальность раз и навсегда...


Как влюбиться в новую специальность, когда ты взрослый

У многих взрослых людей есть стереотип – «в школе учатся дети». Даже если этим «детям» от 16 до 60.

На дне открытых дверей была смешная история. Пришла мама с мальчиком и говорит: вам надо взять моего ребенка на «Геймдизайн», он справится. При этом она задавала много вопросов про факультет и специальность. В итоге выяснилось, что она сама хочет на геймдизайн.

То есть взрослым может быть самим безумно интересно, но они же уже выросли, им в школу  поздно! Поэтому они берут ребенка — мол, как бы в школу я веду его, но попутно еще и для себя узнаю.

У нас учится очень разновозрастная публика. Например, есть студент 42 лет на факультете «Геймдизайн», который до этого всю жизнь работал в РЖД и страстно любил компьютерные игры. Недавно с факультета «Анимация» выпустился студент, которому уже хорошо за 60 — сейчас он работает на студии.

Мы повидали людей с самыми разными историями, но иногда даже нас можно удивить. Например, на факультете VFX+Compose есть студентка Елена, которой 48 лет, — ранее финансовый директор крупной компании. Помню, когда она пришла на собеседование, у нас был определенный скепсис. Елена рассказала, что узнала о нас случайно, мол, «подружка дочки пошла учиться в соседнюю школу, но сначала ошиблась дверью».

Фото: архив автора

В итоге она пошла на наши подготовительные курсы. И вот после прохождения программы она нам говорит: «Когда мне показали Nuke (программное обеспечение для цифрового композитинга), я поняла, что вот это прямо мое, такая удобная программа!». А мы с куратором факультета Виталием Волковым сидим, переглядываемся: «Покажите, пожалуйста, портфолио». Дело в том, что Nuke и Houdini — это одни из самых сложных программ для работы с графикой.

И Елена достает 86 (!) слайдов портфолио — то, что она сделала во время подготовительных курсов, где впервые попробовала программу! То есть человек реально проснулся в свои 48 и понял, что его прет от тяжелой графики. Елена нас спрашивает: «Ну вы хоть что-нибудь скажете?». Волков не придумал ничего лучше, чем сказать, что ответ придет по почте. Я же посмотрела на ее работы в Nuke и на реакцию куратора и молча написала в ведомости: «Принять».


Как выстраивать карьеру в возрасте 30+

Наши преподаватели — действующие практики студий компьютерной графики. Фактически студенты проходят стажировку в классе. Поэтому для успеха будущей карьеры важно не прогуливать занятия, выполнять все домашние задания и нарабатывать авторитет во время учебы. Иначе, когда вы закончите школу и пришлете резюме, вас вспомнят как человека, который прогуливал или откладывал «домашки» на потом.

На специалистов в CG — 3D-дженералистов и моделлеров, аниматоров, motion-дизайнеров, специалистов по VFX и Compose — спрос на рынке труда намного выше предложения. Их принимают на работу еще до выпуска.

Заработная плата варьируется от 50 тысяч рублей в месяц на стажировке до 350 тысяч и выше, если вы крутой специалист. Средний доход специалиста в CG составляет 120-150 тысяч рублей.

В GameDev, или игровой индустрии, все чуть сложнее. Там есть определенная иерархия, и начинать в этой сфере с нуля уже сложнее, но все равно возможно. Заработная плата специалиста в GameDev составит от 50 до 250 тысяч в месяц.

Фото: архив автора

Многое зависит от вашего бэкграунда. Например, если вы были фронтендером, а теперь занимаетесь компьютерной графикой для кино, эту информацию очень важно донести до HR-сотрудников студии. Скорее всего, вы будете классным спецом в TD (tech department), а может быть, сможете писать скрипты в Houdini или делать ассеты в Unreal Engine 4.

А если в прошлом вы были проджект-менеджером, то вас с руками-ногами оторвут в GameDev. Потому что совокупность знаний по геймдизайну и навыков ведения проектов — это бинго.


Сложности для взрослых студентов

Конечно же, возраст может давать о себе знать. Первое, с чем сталкиваются взрослые люди, — это коллапс в голове от объема новой информации. Второе — необходимость снова чувствовать себя новичком и сидеть за партой.


Для любого человека вход в новую профессию — это сложно. Это похоже на необходимость сломать здоровую руку, чтобы она заново срослась. Конечно же, вам больно, да и раньше вы нормально жили со своей рукой. Самое главное — не сказать себе: я тупой, мне уже 35, ну куда я такой старый полез?

Первое, чему стоит научиться, это просить о помощи. Это настоящий перелом, так могут далеко не все. Помочь для нас – не вопрос. Мы поддержим даже сильнее, чем надо, подключим кураторов, весь преподавательский состав, докопаемся и поймем, в чем у вас сложность.

Низкая скорость усваивания информации — не проблема. Мы найдем подход к любому студенту. У нас есть преподаватели, которые по ночам записывают видеоуроки по Houdini (программное обеспечение для работы с трехмерной графикой и визуального программирования) для тех, кому реально сложно, и объясняют то, что будет на следующих заданиях.

Все наши сотрудники открыты для дополнительных вопросов. Бывает, что ученики стесняются показывать свои домашние задания в присутствии всего класса – преподаватели встретятся с ними до или после занятия и обязательно разберут с ними задание и дадут фидбэк.

Признаться, что тебе трудно, что не все получается, — это огромный психологический барьер. Но если его преодолеть, то уже через полгода можно стать другим человеком. Студентов старшего поколения я чаще всех вижу в компьютерных классах для самостоятельных занятий, на обсуждении брифов и других учебных мероприятиях. Потому что им это действительно надо: они хотят быть в теме и видят перспективу.


Материалы по теме:

Из чего состоит профессия мобильного разработчика и как школьнику им стать

Что я узнал за первые два года работы разработчиком

Хотите стать разработчиком? Вот на что следует обратить внимание

Как составить хорошее резюме разработчика

11 вещей, которые разработчики «обожают» слышать от своих коллег не из IT

Фото на обложке: кадр из фильма «Мстители: Война бесконечности», 2018

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase