Top.Mail.Ru
Колонки

Что нужно учесть, когда делаешь курсы для взрослых: пять простых и важных советов

Колонки
Александр Казаков
Александр Казаков

Основатель сети музыкальных школ Guitardo

Полина Константинова

Александр Казаков, основатель сети музыкальных школ Guitardo, рассказывает, как построить успешный бизнес на образовании для взрослых, и раскрывает секреты правильного подхода к такой аудитории.

Что нужно учесть, когда делаешь курсы для взрослых: пять простых и важных советов

В 2015 году Высшая школа экономики собрала интересную статистику: 38% взрослых россиян – люди в возрасте от 25 до 64 лет – продолжают заниматься своим образованием, причем далеко не всегда речь идет о профессиональном самосовершенствовании.

Музыка, языки, танцы, рисование – если вы в чем-то хорошо разбираетесь, на это есть спрос. Осталось только понять, как этот спрос грамотно монетизировать. Мы подготовили для вас пять советов по организации собственной школы для взрослых.

Рассчитывайте сразу на сотни студентов

Мы говорим не о репетиторстве, а именно о своей школе – или курсах, зависит от формата. В любом случае вы не собираетесь ограничиваться одним-двумя учениками, а значит, со временем хотите масштабироваться. Если система обучения выстроена на постоянном взаимодействии лично с вами, перестроить ее будет очень сложно. Отсюда первый и очень важный вывод: сразу планируйте, что со временем придется обучать сотни студентов.

Самое простое решение этой задачи – оставьте на личное взаимодействие с преподавателем только практику. Всю теорию уберите на домашнюю работу и онлайн-курсы, а во время занятия концентрируйтесь только на практических навыках и отработке уже полученных знаний.

При этом свою платформу для онлайн-обучения разрабатывать не обязательно: в сети много сервисов, предлагающих конструкторы для любых курсов за вполне скромную ежемесячную плату.

Эта же система, кстати, может использоваться для удержания учащихся и продвижения новых услуг. Например, в Guitardo студент в личном кабинете всегда видит напоминания о занятиях и оплате, уведомления о появлении новых курсов и так далее.

Позаботьтесь о ведении отчетности

Многие бизнесмены относятся к заполнению бумаг снисходительно, выделяя на него время по остаточному принципу. Да, работа над качеством предлагаемых услуг, продвижением и самим процессом обучения очень важна, но любое образование – это огромное количество документов.

Ведомости с оценками, домашние задания, личные отметки, расчеты и оплата – на каждого ученика будет приходиться приличное количество важных бумаг, которых со временем будет становиться лишь больше. Причем ко всем этим документам должен быть доступ и у вас, и у студента.

Можно вести всю бумажную работу в обычных офисных редакторах, можно пользоваться онлайн-документами вроде Google Docs, но мы рекомендуем сразу озаботиться собственной ERP.

Как правило, это надстройка на сайт вашей школы – у вас там будет полная база сведений обо всех учениках, а студенты смогут в личном кабинете посмотреть актуальные задания, свой прогресс, направить вам сообщение и так далее. Грамотно сделанная ERP позволяет снизить бумажную нагрузку на 50-80%, освобождая вам время для других занятий.

Пример из практики: в той же Guitardo на поддержку ERP и ее дальнейшее развитие уходит 150 тысяч рублей ежемесячно. Но до введения системы на 500 студентов приходилось содержать восемь администраторов, а после ее запуска стало достаточно двух сотрудников – экономия по зарплатам почти в два с половиной раза перекрывает расходы на программистов.

Продавайте эмоции

Есть курсы, на которые люди приходят в первую очередь за навыками – например, повышение квалификации или экспресс-обучение языку перед командировкой. Но в большинстве случаев взрослым студентам нравится сам процесс образования: они выбрали учебу своим хобби, а значит, они хотят получать от нее позитивные эмоции. Соответственно, вы всегда должны помнить: учиться у вас должно быть интересно.

Не выстраивайте обучение по академическому подходу – с огромным количеством теории, формальными уроками. Лучше сконцентрируйтесь на игровой форме занятий: соревнования, блиц-опросы, различные ивенты (например, «неделя Хэллоуина» в музыкальной школе – учим жуткие песни). Добавляйте в учебную программу забавные задания, шутки, необычные форматы уроков – все, что сможете придумать.

Уделяйте внимание каждому ученику

В основном все курсы для взрослых делятся на две категории. Первая из них – это таргетированное VIP-обучение: небольшие группы или индивидуальные занятия, максимум внимания каждому студенту, личный подход. Вторая категория – это групповые занятия, рассчитанные на большой поток людей и охват значительной аудитории. И здесь очень важно понимать, что люди из этого большого потока тоже хотят получать внимание преподавателя.

Не дистанцируйтесь от группы: обязательно выучите имена всех студентов, старайтесь на практических занятиях поработать с каждым активным учеником, отвечайте на их вопросы.

Также у любого клиента должна быть возможность лично задать преподавателю любой вопрос и без проблем получить ответ – например, через тот же личный кабинет на сайте.

Добивайтесь быстрых результатов

В очень многих занятиях достичь какого-то успеха можно только через годы обучения. Нельзя за месяц научиться рисовать, как опытный художник… но можно выучить азы. Если правильно выстроить уроки, то уже через два-три занятия новичок сможет вполне неплохо нарисовать лежащее на столе яблоко, а это даст ему колоссальный заряд мотивации и позитива.

Да, с точки зрения конечного результата эффективнее академическая система – та, при которой ученик первые 2-3 месяца вообще будет только учиться правильно сидеть и держать карандаши. Но люди приходят за тем, чтобы приятно провести время, они хотят видеть свои успехи, получить подтверждение того, что ходят к вам не зря.

Дайте им результат, и курс станет успешным.

Это хорошо видно на примере Guitardo: пока обучение начиналось с нотной грамоты и классики, студенты скучали, был очень большой отсев. Тогда директор сменил программу и создал курс «50 простых песен за два месяца» – за полгода после этого изменения поток клиентов утроился, а расходы при этом стали меньше.

В конечном счете образование для взрослых – это просто хобби. Люди приходят за удовольствием и самореализацией, именно это вы и должны им предлагать. Больше позитива, меньше скуки, и ваша школа будет процветать.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Экосистема для студентов «Кампус» привлекла инвестиции на масштабирование бизнеса
  2. 2 «Сбер» планирует покупку онлайн-школ «Нетология» и «Фоксфорд»
  3. 3 Автовебинары: плюсы и минусы онлайн-мероприятия в записи
  4. 4 Профессионал или инфоцыган: как распознать современного торговца «змеиным маслом» и не попасть в ловушку
  5. 5 Машины не восстанут, но вылететь с работы можно: разбираемся, зачем осваивать нейросети
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти