Глобализация макроэкономических процессов, свободное мышление предпринимателей новой волны формируют тренд экспансии на новые рынки. Все больше российских собственников бизнеса в частных беседах делятся своими планами покорения заокеанских потребителей товаров и услуг.
Какие преимущества их манят и что мотивирует на столь смелый шаг? Рассказывает Илья Попов, член отраслевых рабочих групп при Министерстве Финансов РФ, Торгово-промышленной палате РФ и Деловой России.
А стоит ли идти на риск
Зачем российским компаниям американский рынок и как на него попасть? Стимулы очевидны:
- Относительная политическая стабильность США;
- Огромный рынок сбыта;
- Простота и прозрачность ведения бизнеса;
- Комфортные экономические условия (адекватная налоговая политика, дешевое кредитование бизнеса, программы поддержки предпринимательства, стабильность курса валюты и развитая стартап культура);
- Подготовленная (прогрессивная) целевая аудитория, способная воспринять специфичный/нишевый товар в ситуации, когда внутренний рынок оказался не готов либо исчерпал свою емкость (антикризисная мера, выход из тупика сбыта).
Действительно, выглядит заманчиво. Можно ли свести все действия по выходу на рынок США к определенному алгоритму? Конечно, но в нем есть неочевидные нюансы, которые стоят пристального внимания.
Шаг I: Регистрация компании в США
Сразу вопрос: зачем вообще открывать компанию в США, ведь можно остаться в статусе импортера. Типичное заблуждение! Ведь американский потребитель при выборе того или иного товара всегда анализирует продавца. И, в подавляющем большинстве случаев, выбирает своего, родного.
Политический лозунг «Make America Great Again» на президентских выборах в США использовался неспроста, американскому гражданину в целом свойственен патриотизм.
Поэтому путь к сердцу американского потребителя будет значительно короче и гарантирует взаимность, если вы зарегистрируете компанию в США, а не на Кипре, например.
За помощью в регистрации компании можно обратиться к юристам. Но ищите лучших, постарайтесь максимально изучить предложения и фидбэки, проверяйте их работу на каждом этапе. На практике, в 8 из 10 случаев, собственники компаний сталкиваются с некомпетентностью, свято веря в то, что на территории США работают только специалисты экстракласса. Но это далеко не так и зачастую сулит головную боль, потерю денег, времени. Поэтому вдумчивый поиск консалтинговой фирмы — половина успеха.
Важно правильно выбрать организационно-правовую форму предприятия. На всей территории США основными являются:
- корпорация типа С (C corporation),
- корпорация типа S (S corporation),
- компания с ограниченной ответственностью (LLC).
У каждой формы есть свои преимущества и недостатки, выбор зависит от вида деятельности, стратегии развития компании, планов на привлечение финансирования. Например, для торговли и оказания услуг больше подходит LLC компания, для IT-стартапов больше подходит C corporation.
Регистрацию компании также можно осуществить удаленно. В этом помогут сервисы:
- Delaware Registered Agent (www.delawareregisteredagent.com)
- Legalzoom (www.legalzoom.com)
- Delawareinc (www.delawareinc.com)
Для стартапов наиболее удобен сервис Clerky от Y Combinator – нужно указать только основные детали и получить автоматически заполненные формы.
На платформе можно подписывать все документы с помощью электронной подписи, они сохраняются в «облаке». Сервис помогает сэкономить на юристах в этом случае, цена вопроса — всего несколько сотен долларов плюс пошлины за регистрацию.
Что делать если на первоначальном этапе у компании нет своего почтового адреса в США? Поможет этот сервис. Туда приходят письма, их сканируют и отправляют вам. Стоит это все — от 10$ до 60$ в зависимости от объёма входящей почты.
Шаг II: Открытие расчетных счетов в банках США
Компания должна быть готова принимать платежи от зарубежных клиентов на счет в заграничном банке. Законодательство не запрещает российским компаниям открывать счета за границей, но зарубежные банки не всегда охотно сотрудничают с компаниями, зарегистрированными в России.
Международная процессинговая компания полного цикла Maxpay (maxpay.com) помогает компаниям, торгующим через интернет, осваивать новые рынки и принимать платежи со всего мира. Сервис подбирает оптимальное платежное решение, готовит все документы для регистрации компании в нужной стране, помогает открыть счет в банке, подключает к сайту соответствующие платежные системы и защищает бизнес клиента от мошеннических действий. По срокам это все занимает от 2 до 3 месяцев в среднем.
Шаг III: Организация вывода товаров и услуг на рынок США
Классические торговые сети уже давно проигрывают интернет-магазинам. Офлайн-ритейл уходит в прошлое, бизнесмены поддерживают тренд — Уоррен Баффет продал почти весь пакет в капитале Walmart. Выбор очевиден — это онлайн-путь, самый короткий — через Amazon. Там создана максимально комфортная среда, где продавцы могут думать только о продажах.
Основные преимущества Amazon:
- Высокая конверсия продаж;
- Логистика. Программа Fulfillment by Amazon (FBA) даёт возможность сторонним продавцам пользоваться инфраструктурой интернет-магазина за разумную комиссию «под ключ» и получить доступ к клиентам Amazon Prime, что позволяет существенно увеличить продажи;
- Экономия на маркетинге.
Из минусов этой площадки критичен только один – высокая конкуренция. А как альтернативу можно рассмотреть ETsy, Sears, Overstock, Walmart, Ebay и так далее. Какие риски могут возникнуть на этом этапе?
- Неадекватная оценка своих возможностей — нехватка ресурсов в результате ошибочной оценки потребностей (недостаток финансирования или собственных производственных мощностей);
- «Шаблонная» маркетинговая стратегия – неверный анализ потенциального рынка, потребителя (не учтены культурные коды, языковой барьер) и ниши. Подходы и методы компаний, используемые на внутреннем рынке, часто оказываются неэффективными за рубежом;
- Узнаваемость бренда/ вашей торговой марки — пренебрежение регистрацией товарного знака. В 9 из 10 случаев рядовой американец предпочтет брендированный товар. Используйте бренд для капитализации. Тот случай, когда интеллектуальная собственность и репутация работают на вас с полной отдачей;
- Кадровые риски — затрудненный поиск квалифицированных менеджеров и специалистов в незнакомой стране.
Ключевой механизм минимизации этих рисков — качественный research, последовательный анализ рынка, целевой аудитории и собственных ресурсов, детальная проработка стратегии выхода компании на американский рынок, понимание конкурентной и правовой среды.
К практике
Региональная компания с выручкой до 800 млн руб. в год, производитель спальных матрасов, испытывала финансовые проблемы в начале 2015 года. Были просрочены все возможные обязательства, а на складе пылилась в силу отсутствия спроса готовая продукция.
Руководство компании, спасая бизнес, решило попытать счастья на американском рынке. За 4 месяца компания прошла весь процесс и в том числе использовала программу FBA, облегчив наладку бизнес-процессов.
Итоги 2016 года: выручка компании составляет около 2 млрд руб., прирост по сравнению с предыдущим отчетным периодом составил 250%, а доля экспорта – 86%. На отечественном рынке продукция продается вяло до сих пор (доля всего 14%), а на американском рынке спрос оказался горячее, чем пирожки.
Полезные инструменты для аналитики:
- Google consumer surveys – помогает в проведении опросов и исследований интернет-аудитории;
- Google trends – оценивает объем целевого рынка;
- Similarweb – проводит мониторинг сайтов конкурентов, их трафика и ключевые показатели;
- Semrush – показывает точные ключевые показатели конкурентов и их области деятельности.
Шаг IV: Организация юридической и бухгалтерской поддержки бизнеса
Налоговое законодательство США – это внушительный талмуд, и около 3% от объема ежегодно корректируется. Конечно, основные моменты довольно стандартны и можно в них разобраться самостоятельно, но большинство компаний и физических лиц в США отдают этот процесс на аутсорсинг профессиональным налоговым консультантам.
Налоговая система США имеет многоуровневую структуру. Это объясняется федеративным устройством страны, ведь оно разделено на штаты и другие территориальные образования. Каждый штат имеет собственное корпоративное законодательство, которое зачастую значительно варьируется от штата к штату, внимательно отнеситесь к выбору «штата приписки», дабы вас не ожидал неприятный сюрприз.
Конечно, следует помнить, что в Америке от налогов уходить хлопотно и тревожно — неуплата налогов на общую сумму более 50 тыс долларов переводит дело из административной в уголовную юрисдикцию. Не скупитесь на оплату услуг профессионала, это будет стоить от 1,7 до 4 тыс долларов в месяц в зависимости от объема и сложности операций [подробнее отчет Deloitte, стр. 100].
Если вы рассчитываете на государственные меры поддержки бизнеса, то учтите, что они чаще реализуются в виде стимулирующих программ, а не налоговых льгот. Программы поддержки малого бизнеса в США предлагает SBA (Small Business Administration), SBTT (Small Business Technology Transfer), а также SBIR (Small Business Innovation Research).
Инновационные компании поддерживаются на уровне штатов, в том числе реализуют грантовые программы, а университеты выступают центрами притяжения для них благодаря программам поддержки и предоставляемым льготам.
Итак, готова ли ваша компания выйти на рынок США? Экспресс-тест позволит вам обозначить «болевые точки» и, возможно, увидеть скрытые резервы для роста и развития бизнеса.
Продукт:
- Разработана концепция продукта?
- Есть ли экономическая целесообразность выхода?
- Соответствует ли продукт всем международным стандартам и требованиям (сертификация, маркировка и так далее)?
- Необходимо ли адаптировать продукт под потребности клиентов?
- Достаточно ли собственных производственных мощностей и ресурсов?
- Какой объём собственных и привлеченных денежных средств необходим для реализации проекта?
- Изучено налоговое и трудовое законодательство США?
- Проведена оценка рынка труда (наличие квалифицированных кадров, уровень заработной платы и так далее)?
- Определена потенциальная рыночная ниша?
- Определена политика ценообразования для захвата доли рынка? Разработана программа лояльности?
- Разработан оптимальный механизм выхода?
- Определены основные каналы продаж и каналы рекламной кампании?
- Организовано ли гарантийное обслуживание продукта?
Взвесив все «за» и «против» , получается: «Make your business great again!».
Материалы по теме:
Американская мечта — отмена: «Мы вышли на рынок США, и это — ошибка»
Как за 2 месяца в Нью-Йорке мы выросли в 80 раз
Чего хочет бизнес-ангел и американский рынок
Один в поле воин: как российский travel-стартап собирается покорять рынок США
10 советов стартапам по выходу на международный рынок
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025