Top.Mail.Ru
Колонки

Не зная броду, не суйся в пучину Индийского океана: что нужно знать о пиаре в Индии

Колонки
Евгения Полякова
Евгения Полякова

Управляющий партнер PR-агентства Fields4e

Алина Алещенко

Российские компании в Индии могут столкнуться с рядом трудностей: например, с тем, что подписание контракта еще ничего не значит, а схантить «универсального» сотрудника попросту невозможно. К чему же быть готовым? Евгения Полякова, управляющий партнер PR-агентства Fields4e, рассказала про основные принципы выстраивания грамотных коммуникаций в Индии.

Не зная броду, не суйся в пучину Индийского океана: что нужно знать о пиаре в Индии

В какой Индии планируете развиваться?

Индия занимает 2% суши, а ее население — самое разнообразное на планете. В 28 штатах постколониальной федерации говорят на 22 официальных языках, хотя на практике и вовсе насчитывается более 400 языков и 2 тыс. диалектов. 

СМИ выходят более, чем на 80 языках. Каждый штат живет своей жизнью, своими ЛОМами, тиктокерами и повестками — поэтому региональная повестка здесь важнее федеральной. Центр не диктует штатам информационную политику. 

Коммуникация не может строиться из столиц Дели и Мумбаи. 

В каждом штате выходят свои газеты на десятке языков. Если ваш заказчик работает в определенном штате, важно не упустить из внимания работу с лидерами мнений и СМИ именно этого региона, а иногда и соседствующих с ним. 

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

 

Ганеша и другие авторитеты решают

Кастовой системе в Индии не одна тысяча лет и сами касты там, по древним писаниям, имеют божественное происхождение. А с богами в Индии не спорят. 

Периодические вихри демократических преобразований оказались не в состоянии поколебать эту веру, поэтому выстраивать работу с населением нужно через местных брахманов и кшатриев — лидеров духовных и религиозных, политических и общественных. 


Читайте по теме: Нетворкинг за границей: как наладить новые бизнес-связи после переезда


Разобраться с культурными особенностями, отыскать нужного брахмана или главу панчаята помогут: 

  • чиновники из России, работающие в посольстве, Российском центре культуры и науки, ТПП, 
  • представители российских информагентств. 

Это их работа — дать вам важные подсказки, которые помогут сберечь карму, подобрать инструменты и каналы коммуникаций и не наломать дров. 


А вот еще 5 советов по выходу на зарубежный рынок от команды, вышедшей на рынки США, Бразилии и Индии


Именно посольские вовремя: 

  • предостерегли нашу команду от прямых и неэффективных коммуникаций, 
  • помогли нам провести не один круглый стол, 
  • запустить серию имиджевых проектов и опубликовать сотни и тысячи статей на 20 языках в 5 штатах. 

А если вы запускаете стартап в Индии, делимся гидом, где искать помощи на разных этапах


 

Наш опыт

Мы покоряли Индию сразу большой и сложной антикризисной кампанией в родном штате Болливуда — Тамил Наду. 

Наш антикризисных штаб во главе с заказчиком: 

  • спешно облачился в сари, 
  • разбросал пледы, 
  • установил автомат с ситро

И уже хотел было включить просветительский проектор прямо на пляже, где индийцы уже неделю стояли по шею в воде, выражая заказчику протест. 


Читайте по теме: Четыре правила межкультурной коммуникации


Посольские вовремя подоспели и не позволили претворить наш неистовый креатив в жизнь, а смелой команде — опустится на дно Индийского океана. Пожурили нас и наказали не искать приключений без местных проводников. 

Вместе с новыми индийскими коллегами мы направили наш энтузиазм в правильное русло — на профессиональное сообщество. 


Читайте по теме: Запуск бизнеса в Индии: опыт онлайн-школы IT-профессий


Нивелировать кризис, обусловленный, как выяснилось, отсутствием диалога, позволили:

  1. Серия мероприятий при участии ведущих индийских экспертов отрасли;
  2. Небольшие открытые локальные мероприятия на местах с участием высокопоставленных гостей. 

 

PR-агентства в Индии

Индийских PRоводников очень много. Найти надежного и хорошего партнера нам, например, удалось года через 1,5-2 после запуска проекта. 

Индийцы всегда найдут причину и объяснение, почему они не могут ничего сделать:

  • напишут на то обоснование, 
  • проведут раунды встреч без результата. 

Не нужно ждать от них стратегического подхода верхнего уровня. Они ждут от вас четкую инструкцию и максимально детализированную задачу с привязкой к региону, где работают они. 

Священный ужас вызывают у индийца, работавшего с российскими компаниями, выражения «тендерная документация» и «квартальный отчет». 

Не обижайтесь и не злитесь на индийцев — они искренне готовы помогать и никогда не откажут — просто они не понимают, что ваши ожидания значительно выше. 

 

Внутреннее устройство индийского PR-агентства

Еще есть у российских заказчиков такой соблазн — схантить пиарщика в агентстве и сберечь кучу денег. Но отыскать в Индии человека, который и колонку, и ивент, и тренинг организует, невозможно:

  1. Кастовая система: есть лидер, есть подмастерья. 
  2. Принцип разделения труда здесь непрекословный: Рафикул пишет от руки, Салман за ним печатает, Азиз переводит, Али звонит в местное издание. 

Объемная картинка проекта зачастую есть только у руководителей агентства, которые контролируют процессы и распределяют роли. Они же отвечают за риски. 


Читайте также: 5 главных проблем индийского рынка: памятка для IT-предпринимателя


 

Контракт не имеет значения

Индийцы любят обсуждать контракты с русскими: 

  • запрашивать уточнения, 
  • соглашаться на жесткие условия, 
  • проводить рабочие встречи вновь и вновь.

И подписывать тоже любят. 

Их очень занимает процесс, но они не знают, что такое контракты исполнять

Помните — 15 раундов успешных переговоров могут забрать годы, силы, молодость у вас и сделать жизнь сотен индийцев счастливой. 

 

Ложка меда. Информационные агентства на службе ваших kpi

И все же с Индией можно работать. Как? Хотим поделиться любопытным лайфхаком. 

Если недовольный заказчик уже барабанит в вашу дверь и гневно требует предоставить ему отчет из 200 публикаций в индийских СМИ, госконтракт вот-вот истечет, а вы еще не достигли просветления, подождите — еще не время отчаиваться. 


Читайте также: Особенности восточного пиара: питчинг в WhatsApp, подарки на рамадан и вагон терпения


Индийские информационные агентства любят жанр интервью. Если у вас случится сделать интервью в индийском ИА — все 200 и даже 500 публикаций вы сможете получить за неделю — и еще 200 догонят в течение года. 

Региональные СМИ не просто перепечатывают такие материалы, но берут из них цитаты для своих статей. Кавередж ваш! 

 

Блиц с индийскими партнерами 

Мы задали нашим индийским партнерам вопросы, которые волнуют нас сейчас, и делимся с вами их ответами:

  • Опишите русского бизнесмена. Что для него характерно? Что нравится? Что раздражает? 

Русские по-прежнему очень строгие, глаголят правила, всегда во всех сомневаются…

Бесит много бумажной работы и то, что отчеты играют самую важную роль в их бизнесе. А вообще достойны восхищения их знания, их харизма и лидерские качества. 


Читайте по теме: Цифровые проекты, образование, энергетический переход: как делать бизнес в Индии


  • Что важно знать об Индии, индийцах и индийском бизнесе российским бизнесменам, которые планируют выходить на ваш рынок?

Мы такие консерваторы! Индийцы очень много работают. Крайне важны семейные узы, нашей любви хватит на всех. 

Мы немного медлительны, у нас очень плохо с документами, но мы готовы много и честно трудиться. Особенно мы преуспели в информационных технологиях, фармацевтике, автомобилестроении.


Читайте также: Как Индия становится важным игроком в глобальной игровой индустрии


В целом к российской продукции и бизнесу в Индии отношение крайне благосклонное. 

Вот о чем нужно помнить в работе с Индией:

  1. Учитывать культурные и религиозные особенности аудитории;
  2. Ориентироваться на выбранный регион;
  3. Важно найти хорошего местного подрядчика, которому вы доверите коммуникации с разнородными многоязычными медиа. 

И, конечно же, не стесняйтесь обращаться за консультациями к российским дипломатам и всевозможным представителям в стране. 

А еще хотим предупредить — если вы ожидаете от деловых коммуникаций с индийцами сплошных широченных улыбок и ладошек, сложенных в жест намасте, — этого почти не будет. Будет просто доброе отношение к вам и готовность к плодотворному сотрудничеству. 

 

Фото на обложке: Shutterstock / hyotographics

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Crunchbase: в 1 кв. 2024 года стартапы по всему миру привлекли $66 млрд
  2. 2 Власти Индонезии обратились к блогерам для продвижения новой столицы
  3. 3 GoAsia Club приглашает предпринимателей и инвесторов в бизнес-тур по Малайзии и Индонезии
  4. 4 Сингапур, Индонезия и Филиппины — что делать в диджитале в этих странах
  5. 5 «Для стремящихся к гармоничной жизни»: стартап-гид по Таиланду
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!