Российские компании в Индии могут столкнуться с рядом трудностей: например, с тем, что подписание контракта еще ничего не значит, а схантить «универсального» сотрудника попросту невозможно. К чему же быть готовым? Евгения Полякова, управляющий партнер PR-агентства Fields4e, рассказала про основные принципы выстраивания грамотных коммуникаций в Индии.
В какой Индии планируете развиваться?
Индия занимает 2% суши, а ее население — самое разнообразное на планете. В 28 штатах постколониальной федерации говорят на 22 официальных языках, хотя на практике и вовсе насчитывается более 400 языков и 2 тыс. диалектов.
СМИ выходят более, чем на 80 языках. Каждый штат живет своей жизнью, своими ЛОМами, тиктокерами и повестками — поэтому региональная повестка здесь важнее федеральной. Центр не диктует штатам информационную политику.
Коммуникация не может строиться из столиц Дели и Мумбаи.
В каждом штате выходят свои газеты на десятке языков. Если ваш заказчик работает в определенном штате, важно не упустить из внимания работу с лидерами мнений и СМИ именно этого региона, а иногда и соседствующих с ним.
Ганеша и другие авторитеты решают
Кастовой системе в Индии не одна тысяча лет и сами касты там, по древним писаниям, имеют божественное происхождение. А с богами в Индии не спорят.
Периодические вихри демократических преобразований оказались не в состоянии поколебать эту веру, поэтому выстраивать работу с населением нужно через местных брахманов и кшатриев — лидеров духовных и религиозных, политических и общественных.
Читайте по теме: Нетворкинг за границей: как наладить новые бизнес-связи после переезда
Разобраться с культурными особенностями, отыскать нужного брахмана или главу панчаята помогут:
- чиновники из России, работающие в посольстве, Российском центре культуры и науки, ТПП,
- представители российских информагентств.
Это их работа — дать вам важные подсказки, которые помогут сберечь карму, подобрать инструменты и каналы коммуникаций и не наломать дров.
А вот еще 5 советов по выходу на зарубежный рынок от команды, вышедшей на рынки США, Бразилии и Индии
Именно посольские вовремя:
- предостерегли нашу команду от прямых и неэффективных коммуникаций,
- помогли нам провести не один круглый стол,
- запустить серию имиджевых проектов и опубликовать сотни и тысячи статей на 20 языках в 5 штатах.
А если вы запускаете стартап в Индии, делимся гидом, где искать помощи на разных этапах
Наш опыт
Мы покоряли Индию сразу большой и сложной антикризисной кампанией в родном штате Болливуда — Тамил Наду.
Наш антикризисных штаб во главе с заказчиком:
- спешно облачился в сари,
- разбросал пледы,
- установил автомат с ситро
И уже хотел было включить просветительский проектор прямо на пляже, где индийцы уже неделю стояли по шею в воде, выражая заказчику протест.
Читайте по теме: Четыре правила межкультурной коммуникации
Посольские вовремя подоспели и не позволили претворить наш неистовый креатив в жизнь, а смелой команде — опустится на дно Индийского океана. Пожурили нас и наказали не искать приключений без местных проводников.
Вместе с новыми индийскими коллегами мы направили наш энтузиазм в правильное русло — на профессиональное сообщество.
Читайте по теме: Запуск бизнеса в Индии: опыт онлайн-школы IT-профессий
Нивелировать кризис, обусловленный, как выяснилось, отсутствием диалога, позволили:
- Серия мероприятий при участии ведущих индийских экспертов отрасли;
- Небольшие открытые локальные мероприятия на местах с участием высокопоставленных гостей.
PR-агентства в Индии
Индийских PRоводников очень много. Найти надежного и хорошего партнера нам, например, удалось года через 1,5-2 после запуска проекта.
Индийцы всегда найдут причину и объяснение, почему они не могут ничего сделать:
- напишут на то обоснование,
- проведут раунды встреч без результата.
Не нужно ждать от них стратегического подхода верхнего уровня. Они ждут от вас четкую инструкцию и максимально детализированную задачу с привязкой к региону, где работают они.
Священный ужас вызывают у индийца, работавшего с российскими компаниями, выражения «тендерная документация» и «квартальный отчет».
Не обижайтесь и не злитесь на индийцев — они искренне готовы помогать и никогда не откажут — просто они не понимают, что ваши ожидания значительно выше.
Внутреннее устройство индийского PR-агентства
Еще есть у российских заказчиков такой соблазн — схантить пиарщика в агентстве и сберечь кучу денег. Но отыскать в Индии человека, который и колонку, и ивент, и тренинг организует, невозможно:
- Кастовая система: есть лидер, есть подмастерья.
- Принцип разделения труда здесь непрекословный: Рафикул пишет от руки, Салман за ним печатает, Азиз переводит, Али звонит в местное издание.
Объемная картинка проекта зачастую есть только у руководителей агентства, которые контролируют процессы и распределяют роли. Они же отвечают за риски.
Читайте также: 5 главных проблем индийского рынка: памятка для IT-предпринимателя
Контракт не имеет значения
Индийцы любят обсуждать контракты с русскими:
- запрашивать уточнения,
- соглашаться на жесткие условия,
- проводить рабочие встречи вновь и вновь.
И подписывать тоже любят.
Их очень занимает процесс, но они не знают, что такое контракты исполнять.
Помните — 15 раундов успешных переговоров могут забрать годы, силы, молодость у вас и сделать жизнь сотен индийцев счастливой.
Ложка меда. Информационные агентства на службе ваших kpi
И все же с Индией можно работать. Как? Хотим поделиться любопытным лайфхаком.
Если недовольный заказчик уже барабанит в вашу дверь и гневно требует предоставить ему отчет из 200 публикаций в индийских СМИ, госконтракт вот-вот истечет, а вы еще не достигли просветления, подождите — еще не время отчаиваться.
Читайте также: Особенности восточного пиара: питчинг в WhatsApp, подарки на рамадан и вагон терпения
Индийские информационные агентства любят жанр интервью. Если у вас случится сделать интервью в индийском ИА — все 200 и даже 500 публикаций вы сможете получить за неделю — и еще 200 догонят в течение года.
Региональные СМИ не просто перепечатывают такие материалы, но берут из них цитаты для своих статей. Кавередж ваш!
Блиц с индийскими партнерами
Мы задали нашим индийским партнерам вопросы, которые волнуют нас сейчас, и делимся с вами их ответами:
- Опишите русского бизнесмена. Что для него характерно? Что нравится? Что раздражает?
Русские по-прежнему очень строгие, глаголят правила, всегда во всех сомневаются…
Бесит много бумажной работы и то, что отчеты играют самую важную роль в их бизнесе. А вообще достойны восхищения их знания, их харизма и лидерские качества.
Читайте по теме: Цифровые проекты, образование, энергетический переход: как делать бизнес в Индии
- Что важно знать об Индии, индийцах и индийском бизнесе российским бизнесменам, которые планируют выходить на ваш рынок?
Мы такие консерваторы! Индийцы очень много работают. Крайне важны семейные узы, нашей любви хватит на всех.
Мы немного медлительны, у нас очень плохо с документами, но мы готовы много и честно трудиться. Особенно мы преуспели в информационных технологиях, фармацевтике, автомобилестроении.
Читайте также: Как Индия становится важным игроком в глобальной игровой индустрии
В целом к российской продукции и бизнесу в Индии отношение крайне благосклонное.
Вот о чем нужно помнить в работе с Индией:
- Учитывать культурные и религиозные особенности аудитории;
- Ориентироваться на выбранный регион;
- Важно найти хорошего местного подрядчика, которому вы доверите коммуникации с разнородными многоязычными медиа.
И, конечно же, не стесняйтесь обращаться за консультациями к российским дипломатам и всевозможным представителям в стране.
А еще хотим предупредить — если вы ожидаете от деловых коммуникаций с индийцами сплошных широченных улыбок и ладошек, сложенных в жест намасте, — этого почти не будет. Будет просто доброе отношение к вам и готовность к плодотворному сотрудничеству.
Фото на обложке: Shutterstock / hyotographics
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter