Как выбрать SEO-компанию для продвижения сайта и не столкнуться с мошенниками?

Евгений Лукин
Евгений Лукин

Коммерческий директор компании SEO.RU

Расскажите друзьям
Вероника Елкина

Потребность в SEO-продвижении сайта создает трудную задачу по поиску и выбору надежного подрядчика. Этот процесс может усложниться, если ранее был неприятный опыт работы с непрофессиональной или нечестной компанией.

Евгений Лукин, коммерческий директор компании SEO.RU, рассказывает об алгоритме поиска и выбора подрядчика на продвижение сайта, а также об особенностях, на которые стоит обратить внимание.

Где искать компанию

Поиск seo-компании на страницах рейтингов

Многие начинают поиск компании для продвижения сайта с посещения известных рейтингов cmsmagazine.ru, tagline.ru и ruward.ru. Выбирают первую десятку и отправляют всем запрос.

Был один случай, когда секретарь по заданию руководителя обзванивала топ-100 компаний в рейтинге. 100 компаний, Карл…

Высокие позиции в рейтинге вроде бы должны говорить о надежности компании и ее профессионализме, однако это не всегда так. Большинство рейтингов в своей методологии определения позиции используют либо суммарное количество проектов, либо суммарный показатель тИЦ, который был отменен «Яндексом». Как вы понимаете, количество проектов еще не означает, что компания ведет качественную работу по ним. Тем более, что это количество не текущих проектов, а всех за все время.

Вывод: можно ориентироваться на позицию компании в рейтингах, но рассматривать это стоит только как дополнительную информацию.

Организация частного тендера на профильных площадках ruward.ru или workspace.ru

Вроде все просто — создал тендер, описал условия и пусть сами обращаются с предложениями, а там выберем. Минимум действий, максимум сохранения энергии. Но это только сначала.

На подобных тендерных площадках обитает много начинающих специалистов, маскирующихся под компании. Или совсем молодых IT-команд, готовых взяться за все и за любые деньги, потом ничего не сделав.

При размещении тендера на поиск подрядчика на продвижение сайта будьте готовы к нескольким десяткам героев, откликнувшихся на сигнал Бэтмена. Среди этих предложений можно легко пропустить качественные, так как основным ориентиром из-за огромного количества информации будет стоимость. Если вам необходимо продвинуть сайт за несколько тысяч рублей, то этот способ полностью подойдет.

Вывод: проведение тендера – это не сэкономить время, а потратить его еще больше из-за бесконтрольного участия в тендере заинтересовавшихся компаний.

picФото: Unsplash

Поиск подрядчика по SEO-продвижению в поисковой выдаче

Этот вариант является самым эффективным, так как компания, которая будет продвигать ваш сайт, сама должны занимать лидирующие позиции в поиске «Яндекса» и Google. Согласитесь, вы бы не пошли на лечение зубов к беззубому стоматологу.

Посмотрите на топ поисковой выдачи по таким запросам, как «SEO», «SEO-продвижение», «SEO-продвижение сайта» и так далее. Чего греха таить, наша компания находится на лидирующих позициях в поисковой выдаче по соответствующим запросам, потому что мы знаем, как продвигать сайты.

Позиции сайта в результатах поиска не статичны, они меняются в течение дня на плюс-минус три позиции. Однако можно проследить устойчивое положение сайта в поисковой выдаче, что показывает высокое качество сайта подрядчика с точки зрения поисковых систем и людей, так как поведенческие метрики пользователей оказывают прямое влияние на позиции сайта.

Вывод: выбор подрядчика на основе изучения поисковой выдачи является самым объективным, так как высокие позиции означают высокое качество сайта.

Выберите три-пять компаний, в которые отправите заявки, этого будет достаточно. Небольшое количество избавит от многочасовых разговоров, а также не даст запутаться в предложениях.

picФото: Unsplash

На что обратить внимание

С местом поиска определились, теперь нужно посмотреть на информацию, представленную на сайте компании. Основные моменты перечислять не будем, а обратим внимание на мелочи, которые многие упускают из вида.

В качестве контактного номера указан мобильный либо номер не указан вовсе

Даже самая стандартная компания, рассчитывающая на длительное и успешное пребывание на рынке SEO-услуг, купит и разместит городской номер.

Отсутствие контактной информации или адреса офиса

Если компания существует только онлайн, тогда это и не компания вовсе, а объединение фрилансеров, в работе с которыми есть свои особенности.

Морально устаревший дизайн

Это должно насторожить, ведь грамотные SEO-специалисты знают, что внешний вид и удобство пользования сайтом влияют на поведенческие метрики пользователей. Те в свою очередь влияют на позиции в поисковых системах. Если компания не заботится о качестве SEO для себя, то вряд ли она будет качественно оказывать услугу.

Слишком низкая стоимость услуг

Под слишком низкой стоимостью услуг я подразумеваю стоимость до 10-20 тысяч рублей. При такой стоимости вы получите либо ничего, либо дополнительных счетов еще на такую же сумму.

picФото: Unsplash

Форма юридического лица и дата регистрации

С помощью портала rusprofile.ru можно совершенно бесплатно узнать основные моменты (дата регистрации, численность официально трудоустроенных сотрудников и так далее) юридического лица, зная всего лишь его ИНН или ОГРН. Если этой информации нет на сайте или в политике конфиденциальности (ее наличие – обязательное условие при сборе персональных данных пользователей), не стыдно будет спросить у менеджера.

Команда

Думаю, что вы уже встречали сайты компаний, сотрудники которых – генеральный директор, технический директор, финансовый директор, директор по маркетингу, директор по развитию, директор по копирайтингу, директор по разработке новых названий направлений для директоров и так далее.

Компания – сплошь директора, а вот специалистов нет. Для работы по продвижению требуется полноценная команда специалистов (SEO-оптимизатор, веб-мастер, веб-программист, копирайтер, SEO-аналитик), а не сборная директоров.

УТП, наличие кейсов и отзывов

Это стандартный набор, вы и сами знаете, что на это следует обратить внимание.

picФото: Unsplash

Разговор с менеджером

Ах эти разговоры с менеджерами… Поэзия. И это при условии, что с вами будет разговаривать специалист, а не «передаст». Менеджер в принципе должен разбираться в услуге, которую продает. Если это не так, то смело (но культурно) заканчивайте разговор.

Интервью не должно быть похоже на допрос, целью которого является сбор информации для подготовки предложения, но и без вопросов обойтись нельзя.

Вот список вопросов, которые может и должен задать менеджер:

  1. Адрес сайта? (если вы не указали его в заявке)
  2. Продвигается ли сейчас сайт?
  3. Если да, то почему решили сменить подрядчика? Если нет, то продвигался ли ранее?
  4. Если сайт продвигался ранее, то как давно и почему прекратили продвижение?
  5. Используете ли другие источники привлечения посетителей на сайт?
  6. Есть ли в вашей компании свои технические специалисты?
  7. Есть ли приоритетные направления, первостепенные для продвижения?
  8. По какому региону необходимо будет продвигать сайт?
  9. Предоставите ли доступ к сайту для внесения доработок и изменений?
  10. Какой ежемесячный бюджет предполагаете на продвижение сайта?
  11. Есть ли дедлайн по подготовке предложения и выбору подрядчика?
  12. Как будете выбирать компанию? На чем будете основывать свой выбор?

Естественно, порядок вопросов, начиная со второго, может быть другим. Но это тот минимум, который необходим для проработки качественного предложения, полностью соответствующего вашей задаче.

Если вы ощущаете, что собеседник в лице менеджера больше говорит и рассказывает красивые истории, чем задает вопросы и разбирается в ситуации, то, скорее всего, вас обманывают.

Некоторые клиенты в разговоре отмечают: «А вот ваши конкуренты мне обещают и результат за один месяц, и гарантии, и… А вы нет. Почему?» Для таких обещаний я использую термин «красивая сказка о том, как клиент будет прыгать на белом единороге по яркой радуге, где его будет ждать горшочек с золотом лепрекона».

Обещать и гарантировать то, на что напрямую ты не можешь повлиять — как минимум странно. О гарантиях чуть ниже.

picФото: Unsplash

КП и его содержание

Здесь начинается самое интересное. В среднем на подготовку качественного предложения может уходить от одного до трех дней в зависимости от загрузки специалистов.

Предложения могут быть в разных форматах, начиная от классического pdf + excel и заканчивая отдельными страницами на сайте компании, куда вы попадете только по ссылке с отдельным логином и паролем.

Мы, в свою очередь, за простоту, поэтому у нас pdf + excel.

В предложении должна быть следующая информация:

  • Краткий анализ сайта (как усиление боли клиента).
  • Ключевые запросы, по которым предлагается продвижение.
  • Список работ, которые будут выполняться подрядчиком.
  • Кейсы, отзывы и прочие регалии.

Анализ сайта

Анализ сайта позволит ответить на два вопроса: что сейчас не так с вашим сайтом и какой уровень у подрядчика.

Если анализ сайта состоит из пары фраз типа: «Сайт нормальный, но можно лучше», — можете закрывать предложение. Никто не захотел смотреть на ваш сайт дальше домена.

Анализ сайта, даже краткий (в меру) и поверхностный, не только покажет профессионализм компании, в которую вы обратились. Анализ сайта даст информацию о самой компании, которая повлияет как на состав предложения, так и на стоимость. Лучше, чтобы все подводные камни обнаружились еще на берегу.

Простой пример: SEO-компания подготовила предложение продвижения сайта без проведения его аудита. В предложении есть и прогнозы, и стоимость, и красивые графики роста посещаемости и количества клиентов. Только вот сайт находится под фильтром за накрутку поведенческих факторов. Все эти «прогнозы» можно выкинуть. Ну, а предложение должно быть подготовлено с условием наличия такого фильтра.

Список работ

Список работ — это один из самых важных пунктов, на который стоит обратить пристальное внимание. Лучше, чтобы этот список был максимально развернутым и занимал как минимум пару страниц коммерческого предложения.

Результат, конечно, это главное. Однако важно понимать, что приведет к этому результату. В SEO-продвижении, как бы банально это ни звучало, к результату ведет неукоснительное выполнение работ по сайту.

Обратите внимание:

  • Включена ли в стоимость работа копирайтера? Сколько символов будет ежемесячно?
  • Включена ли в стоимость работа программистов? Сколько часов в месяц?
  • Включен ли в стоимость бюджет на развитие внешних факторов ранжирования?

Идеальным вариантом будет полное копирование списка работ из коммерческого предложения в проект договора на продвижение сайта. Как говорится, сказал — сделал.

Очень грустно, когда приходят разочарованные клиенты и рассказывают историю о том, как им наобещали всего, а получили ничего. Ну, а самое грустное то, что люди подписывали документы практически не глядя, после чего удивлялись дополнительным счетам.

picФото: Unsplash

Ключевые запросы

Ключевые запросы при продвижении сайта по позициям должны быть перечислены в полном объеме. На основании количества запросов формируется стоимость: она зависит от объема выполняемых работ. Чем больше запросов, тем больше работ и выше стоимость. Во всяком случае, в нашей компании именно такое ценообразование. Оно максимально честное и измеримое.

Кроме того, на стоимость влияет и конкурентность ниши, но это уже отдельная тема для разговора.

Запросы должны быть подобраны на основании интервью с вами и приоритетных направлений. Если это не так, то это еще один «звоночек» не в пользу рассматриваемого подрядчика.

Гарантии

Вот и дошли до самого спорного пункта — гарантии.

Гарантий в классическом понимании существовать не может. Юридически отношения при SEO-продвижении сайта двусторонние: заказчик — исполнитель. Фактически же отношения трехсторонние: заказчик — исполнитель — поисковые системы.

Как вы понимаете, никакого прямого воздействия на поисковые системы ни одна из сторон оказать не может.

SEO-компания оказывает лишь косвенное воздействие на «Яндекс» и Google за счет улучшения и доработки сайта как с технической точки зрения, так и с информативной.

Поэтому гарантии по выводу запросов в топ выдачи не стоят и ломаного рубля. Сумма гарантии в таких случаях заложена в стоимость услуг.

Гарантировать можно качественное выполнение работ, список которых должен быть в договоре. Также могут и должны быть гарантии на случай попадания сайта под фильтр по вине подрядчика. Других честных гарантий предоставить нельзя.

Что делать, если все одинаково

Такого в принципе не может быть, как не может быть и двух полностью одинаковых людей.

Если одинакова стоимость, смотрите на список запросов и объем работ. Они не должны совпадать, если вы не предоставили список запросов для расчета стоимости продвижения. Если все-таки вы получили два предложения-близнеца, то подбросьте монетку.


Материалы по теме:

Как выбрать подрядчика по SEO: пять советов

Как быстро разобрать ключевые слова и получить переходы из поисковых систем

Эти признаки помогут определить плохого подрядчика по контекстной рекламе

Мощный гайд по SEO: как подобрать ключевые слова для сайта


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Александр Климов
    Александр Климов 22:40, 17.10.2018
    0
    Стоит начать создавать полезный контент и удобный сайт. Компания Ingate. Огромный штат, лидер многих цео рейтингов. 10 месяцев сотрудничества и никакого статистически значимого эффекта ни в позициях, ни в трафике. До них было ещё 2-е. С таким же (никаким) результатом. Вызываю руководство Ингейт (и других SEO компаний) на дуэль в комментариях
  • Александр Рубцов
    Александр Климов Александр Рубцов 09:13, 23.10.2018
    0
    Что за проект, если не секрет? Может какая-то сверхдикая ниша.
  • Александр Рубцов
    Александр Рубцов 09:12, 23.10.2018
    0
    Очень спорная статья. Выделю несколько вещей, которые смутили: 1. «проведение тендера – это не сэкономить время, а потратить его еще больше из-за бесконтрольного участия в тендере заинтересовавшихся компаний» — а кто мешает отсеять фрилансеров и компании без опыта работы? Задайте критерии отбора и собирайте релевантные результаты. Мусор в тендерах из-за постановки задач от заказчиков, типа «нам нужно сео пластиковые окна тема за 20 тысяч». Тут ничего хорошего не жди. 2. «выбор подрядчика на основе изучения поисковой выдачи является самым объективным, так как высокие позиции означают высокое качество сайта» — в своем регионе я вбил «seo продвижение» и что-то не увидел ни Ашманова, ни Кинетики, ни bdbd и прочих. Зато полно странных фирм с вхождением слова «seo» в домен. Вы уверены, что им стоит доверять? 3. «Ключевые запросы при продвижении сайта по позициям должны быть перечислены в полном объеме» — серьезно? А если к вам через тендер Эльдорадо постучится со своей миллионной матрицей товаров, тоже семантику для КП подберете бесплатно? Любая работа должна быть оплачена — раз. Семантика всегда расширяется и на старте собрать всю нереально — два. Не дочитал, слишком рекламно и категорично. В SEO так нельзя 😎
  • Евгений Лукин
    Александр Рубцов Евгений Лукин 16:28, 23.10.2018
    1
    • Дина Чёрная Дина Чёрная
    Александр, спасибо за ваш комментарий и точку зрения. Давайте пробежимся по пунктам: 1. Тендеры. Рассмотрим варианты отсева "мусора" на примере популярной площадки Workspace.ru. Что можно настроить: ГЕО; Тип исполнителя: Компания / Компания или фрилансер; Допуск к участию только с "PRO" аккаунтом. Дальше только ручной отсев, на который как раз и нужно время. Количество откликнувшихся нельзя ограничить, даже если настроить все фильтры. Для некоторых компаний важно само участие, как шанс получить клиента (за любые деньги), поэтому подробное ТЗ может не сработать в качестве ограничителя. Тем более сам статус "Компания" может быть лишь названием и не отразит реальное положение дел. 2. Поисковая выдача. Александр, вы не увидели в результатах поиска по своему региону ни Ашманова, ни Кинетики, ни bdbd и прочих, потому что: 1) Они могут не продвигаться по вашему региону; 2) Персонализированная выдача; 3) Последние изменения в Яндекс (отмена ТИЦ, появление ИКC). Мониторинг сайтов в ТОПе только по одному запросу не будет объективным способом определить лучшего. Я предложил посмотреть на поисковую выдачу по группе запросов, а не по одному. 3. Запросы в КП. Эльдорадо и миллионная матрица товаров - это, конечно, вы придумали пример. А более приземленная и среднестатистическая ситуация? Это продвижение по позициям с бюджетом от 50 000 до 100 000 рублей. Количество запросов зависит от вашего ценообразования. На старте не нужно собирать всю семантику. Собирается лишь семантика, для которой будет работать KPI по позициям. Про "рекламность и категоричность". Александр, все рекомендации, описанные в статье имеют место быть. Ни о какой рекламе при написании материала я не задумывался. Можно сказать, что данный мини-FAQ направлен на то, чтобы владельцы сайтов работали только с нормальными ребятами. ;)
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Qiwi Techday - Make It Real
17 декабря 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase