Top.Mail.Ru
Колонки

В бизнесе выживают немногие — и нам это удалось. Вот что мы поняли после 11 лет работы

Колонки
Александр Бочкин
Александр Бочкин

Генеральный директор «Инфомаксимум»

Полина Константинова

Сейчас быть стартапом модно, современно и сложно. Заявить о себе громко и добиться успеха удается далеко не всем и не сразу. Порой перед этим приходится закрывать интересные проекты, менять подходы к ведению бизнеса и подбору персонала.

Генеральный директор «Инфомаксимум», создатель CrocoTime и Proceset Александр Бочкин рассказывает о своих ошибках, команде мечты и том, почему надо стараться развивать бизнес на собственные средства.

В бизнесе выживают немногие — и нам это удалось. Вот что мы поняли после 11 лет работы

Мне нравится фраза Генри Форда: «Если бы я делал только то, что хотят от меня люди, они бы до сих пор ездили на каретах». Во многом наше будущее зависит не только от нас, но и от тех самых людей, которые будут смотреть на мир иначе. Слово «изобретатель» устарело, сейчас звучит громкое «стартапер». 

Но возьмите любую статистику. Результаты будут жесткими — выживает лишь 10% всех новичков. Почему так происходит? Накопившийся за 11 лет опыт дает возможность ответить на этот вопрос с позиции бизнеса, выросшего как раз из стартапа.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке


№1. Грантодатели и инвесторы — не всегда благо

Когда мы начинали, как и многие, хотели привлечь средства для развития компании. Инвесторы и грантодатели, выделяя деньги, хотят чего? Понимать к чему стартап их может привести, определить его сильные/слабые стороны и постараться помочь. 

Но эта помощь может сработать в минус: команда может потерять свой курс, расслабиться, перестает активно работать над проектом. Финансы же есть.

Очень опасная позиция для стартапа, когда самым важным становится заполнение отчетов о потраченных средствах, а не работа над самим продуктом

Отсюда банальный совет — развивайтесь по возможности на свои деньги. Спланируйте имеющийся бюджет или попробуйте подкопить. Нам для успешного старта хватило 200 тысяч рублей, деньги с первых продаж пустили на развитие. Повезло? Нет. Мы просто учли свои же ошибки.

№2. Думать только о продукте — первый шаг к провалу

Иногда я думаю, что уже родился программистом. Увлекался этой темой с начальной школы. Поэтому, создавая первые решения, верил в их успех по определению. Но сказалось отсутствие опыта и понимания, что такое бизнес. 

Первые проекты мы закрыли по нескольким причинам: 

  • не изучили ЦА и предложения конкурентов, 
  • откладывали продвижение, 
  • слишком рассчитывали на сарафанное радио, 
  • полностью проигнорировали маркетинговую стратегию, 
  • хотели угодить всем клиентам — потенциальным и действующим. 

Рекомендую: прежде чем выводить на рынок продукт, изучите каждый сантиметр поля, на которое собираетесь выйти, и озаботьтесь рекламой на этапе разработки. 

№3. Учиться никогда не поздно

Вуз, аспирантура дали мне хорошую базу, но сфера IT не перестает подкидывать новые задачи, поэтому важно быть готовым их решить. Учусь сам, поддерживаю у команды желание учиться. Часто отправляем ребят на конференции, форумы, оплачиваем участие в вебинарах.

Нельзя давать знаниям «засыхать», важно выбираться из зоны комфорта, выходить за рамки и узнавать новое. Мое участие в образовательной программе Deep Dive 2014 в Кремниевой Долине подтолкнуло принять важные решения, которые помогли добиться успеха. Поэтому очень полезно перенимать опыт лучших, прислушиваться к экспертным мнениям и постараться научиться на чужих ошибках, а не своих.

№4. Клиенты — ваши друзья

Клиентов надо слушать. Особенно когда речь идет о том, чтобы помочь им в решении каких-то профессиональных задач. Бизнес-сфера очень гибкая: если раньше было достаточно оптимизировать рабочее время путем внедрения систем мониторинга, то сейчас цели глобальнее.

Современный потребитель хочет быстро, качественно и недорого, а корпорации стремятся угодить каждому. Естественно, крупные игроки, оценивая степень конкуренции, пересматривают подходы к организации работы.

Мы пришли к этому пониманию как раз благодаря тому, что старались слушать клиентов, в связи с чем и обратились к новой для себя технологии process mining. 

Она способна оцифровать бизнес-процессы, показать их отличие от прописанного в регламенте, найти «узкие места» и существенно экономить время и деньги. Один наш пилотный проект показал: маленькая операция в рамках процесса может в год съедать 75 миллионов рублей. 

№5. Оптимизируйте собственные процессы

Нашей компании 11 лет, но мы до сих пор работаем над тем, чтобы оптимизировать и автоматизировать собственные процессы. Когда компания вырастает из стартапа, важно вовремя вводить в работу инструменты, которые облегчат достижение цели.

Сейчас рынок предлагает огромное количество решений для управления проектами, планирования, создания баз знаний. Было глупо не пользоваться возможностью экономить время и структурировать все, что можно. Мы когда-то даже не думали о прототипировании, сейчас активно используем этот подход. 

Работать стало легче: на порядок сократили сроки реализации проектов, потому что прототип править проще, чем готовый продукт. Пробуйте, внедряйте, адаптируйте под себя. Главное, идти в ногу со временем.

№6. Команда — ваша сила

Прописная истина, которую транслируют большинство бизнесменов. И они правы. Команда — это и есть компания. Какой она будет, зависит от руководителя. Первое время казалось, что нет ничего проще — нанял студентов, обучил, пусть кодят. Но так не работает. 

Помимо зарплаты, людям нужно поверить в вашу идею. А значит, в основе должно быть общение. Уважительное и терпеливое. Потому что с опытом не рождаются. Это сейчас мы можем сказать, что проводим стажировки, учим специалистов. Раньше ждали готовых, но если учесть кадровый голод в IT-сфере, то пришли к логическому решению — учить. 

Я открыт к диалогу с ребятами, готов отвечать на вопросы, выслушать мнения и сомнения или поучаствовать в корпоративном турнире по кикеру. Потому что мы одинаково много времени и сил вкладываем в успех.


Материалы по теме:
Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ERP и Agile: тест на совместимость
  2. 2 Популярные технологии, документация и единый стиль кода. Что учесть при разработке MVP ИТ-проекта
  3. 3 IT-предприниматели в 2024: как будет развиваться самый технологичный сегмент малого и среднего бизнеса
  4. 4 Корпоративные коммуникации в 2024 году
  5. 5 Время большого перехода. Как подготовиться к смене старой ИТ-системы на новую и не разрушить бизнес
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее