Top.Mail.Ru
Колонки

«Я понял, что никакие деньги никакого крупного клиента не стоят потерянной репутации»

Колонки
Роман Кумар Виас
Роман Кумар Виас

Основатель агентства Qmarketing

Полина Константинова

Даже если вы суперпрофессионал и знаете свое дело настолько хорошо, насколько это возможно, это не гарантия, что собственный бизнес пойдет успешно. Роман Кумар Виас, основатель Qmarketing, в колонке рассказывает о самых распространенных и болезненных ошибках, которые допускают начинающие предприниматели, и дает несколько советов, как их избежать.

«Я понял, что никакие деньги никакого крупного клиента не стоят потерянной репутации»

Кадры решают все: люди, которых нельзя нанимать

Кого точно никогда не стоит нанимать?

  • Люди, которые ставят свое эго выше задач бизнеса.
  • Люди, которые боятся брать на себя ответственность.
  • Люди без эмпатии и с низким эмоциональным интеллектом (если речь идет о работе аккаунт-менеджеров).
  • Люди без тяги к обучению.
  • Токсичные люди.

Не берите в партнеры людей, которые не способны расти вместе с бизнесом. Обычно это определяется следующим образом: прошло большое количество времени, а доверенная область не растет по выручке/марже, теряется прозрачность выполняемых задач, внешнее вмешательство встречается агрессией, происходит отстройка части коллектива от остальной команды. Задачи приоритезируются не по бизнес-показателям, а по легкости выполнения.

Фото: Unsplash

Помимо найма людей, критически важен сетап человека и правильное формирование ожиданий:

  • четкое определение обязанностей;
  • подробный карьерный путь;
  • KPI, по которым его работа будет оцениваться;
  • что от него ждут в работе с другими отделами;
  • постоянная обратная связь один на один от руководителя.

На старте мы не делали практически ничего из вышеперечисленного и очень за это поплатились.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Несколько распространенных ошибок при найме:

  • не собрали референсы с предыдущих мест работы;
  • были очарованы персоналией собеседника;
  • неправильно сформировали ожидания на собеседовании;
  • не проверили на стрессоустойчивость.

Как сохранить инновационность и тягу к тестированию гипотез

...но при этом не нанести ущерб основной структуре компании и ее устойчивости?

R&D — это важная часть работы маркетингового агентства. Важно анализировать и понимать, в какую сторону повернется рынок глобально, что реально влияет на потребительские привычки людей, и ни в коем случае не аллоцировать большую часть производственных ресурсов на проверку гипотез.

Создавайте growth hack-команду внутри, которая вне вашего основного флоу будет отвечать за тестирование гипотез и последующее их масштабирование на основные ресурсы.

Масштабируйте только те гипотезы, которые могут мультиплицировать весь ваш бизнес.

Например, проверьте новый продукт на трех бизнесах разных индустрий и географий, соберите пользовательский фидбэк, нарисуйте карту процессов и только после этого аккуратно масштабируйте.


Гонка за стабильностью: крупный клиент — крупные риски

Спустя пару лет я понял, что никакие деньги никакого крупного клиента не стоят потерянной репутации. Когда чувствуешь, что мог бы заполучить клиента, но не можешь, лучше оставить это чувство.

Фото: Unsplash

Ни одного правильного решения не было принято, когда человек, особенно бизнесмен, находится под влиянием FOMO (синдром упущенной выгоды).

Паршивое чувство, которое возникает, когда ты отказываешься от клиента, который может дать тебе прирост >30% к текущей выручке, нужно от себя гнать.

Терпение рано или поздно окупится, потому что лучше оказать отличный сервис небольшим клиентам, чем взять еще одного дополнительного и обосраться со всеми. Потому что в конечном итоге классный сервис, предоставленный маленьким клиентам сгенерирует вам поток рекомендаций, который по выручке будет больше, чем контракт с большим.

Не всякий приобретенный опыт стоит ошибок, некоторые из них могут сильно испортить репутацию, и выкарабкиваться из этой ямы придется совершенно нетривиальными способами.

Процессы и люди

В какой-то момент с ростом бизнеса ты понимаешь, что на твоей ракете, слепленной из говна и палок, можно долететь до орбиты, но для того, чтобы путешествовать в другие галактики, тебе нужен космолет. Поэтому выход на орбиту — читай «достижение определенного уровня по выручке» — отличный способ остановиться, внимательно оценить ситуацию и свои производственные мощности, допилить процессы, донабрать/уволить людей и приготовиться к росту.

Процессы и люди, обслуживающие их в малом бизнесе, зачастую не могут работать в большом.

Людей, которые могут вырасти с такой же скоростью, как твой бизнес, — единицы.  

Недостаточно быть структурированным — процессы сами по себе не работают, важно помнить, что у каждого бизнес-юнита есть свой продукт, и у него есть циклы производства, контроль, индикаторы сбоев, и, разумеется, KPI.

Контроль

Хорошее производство — это процессы + люди + контроль. Самый последний пункт едва ли не самый важный. Хорошие люди могут перекрыть отсутствие процессов, но на старте, как правило, у компании нет возможности нанимать хороших людей.

Фото: Unsplash

В обучении контролем является постоянная проверка полученных знаний. В обычной работе контролем могут быть ежедневные репорты, процесс сбора обратной связи от клиентов, общие собрания, на которых обсуждаются клиенты в желтой зоне и процесс по созданию Extra Miles (дополнительный бесплатный сервис), который можно предлагать клиентам, находящимся в желтой зоне.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как сдать помещение в аренду
  2. 2 Что делать при недостаче или излишки товара при проведении инвентаризации
  3. 3 Как работает овернайт для бизнеса
  4. 4 Бизнес в 2024: перспективные бизнес-идеи
  5. 5 Прибыль в бизнесе: основные виды и типы
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти