Top.Mail.Ru

Пять правил американского топ-менеджера, которые стоит перенять российскому

Колонки
Колонки
Алексей Загумённов
Алексей Загумённов

Управляющий группой компаний «Авира»

Полина Константинова

Шатобриан утверждал, что оригинален не тот, кто никому не подражает, а тот, кому никто не в состоянии подражать. В бизнесе легальное использование чужих наработок и опыта – путь к постоянному развитию, уверен управляющий группой компаний «Авира» Алексей Загуменнов. Именно для этого он каждый год устраивает себе рабочую поездку по офисам мировых предприятий. В колонке эксперт рассказал о пяти главных различиях российской и американской моделей управления.

Пять правил американского топ-менеджера, которые стоит перенять российскому
  1. Колонки

Ежегодно наш бренд остается на совести его линейных руководителей. Примерно месяц я отвожу на рабочие командировки по самым разным предприятиям, которые могли бы внести что-то новое в группу компаний. В этом году я побывал в Apple, Uber, Google, Zappos, Groupon, Cisco, Keller Wiliams и многих других компаниях.

В России очень многие говорят об отличиях русского и американского топ-менеджера. Многие пытаются копировать западную модель управления. Но, как правило, безуспешно. Между тем российские компании будущего обязаны делать ставку именно на уменьшение этой разницы.


Правило 1. Культ работы

Главное отличие управленцев – Культ Дяди. В России даже топ-менеджеры работают на какого-то Дядю. «Успешная компания» у нас – это успешный предприниматель, который нанимает себе безликих работников. Работники приходят, уходят, в своей безликой массе их не отличить друг от друга, и для владельца бизнеса они как бы ни на что не влияют. Да и сами работники в такой атмосфере становятся «культистами». Их мечта – самим стать успешным Дядей.

В США мечта о собственном бизнесе никуда не делась. Любой работник постоянно думает о такой возможности, но культа Дяди я нигде не видел. Наоборот, управление здесь выстроено таким образом, что каждый наемный работник осознает персональную ответственность за бизнес – за общее предприятие.

Во многих компаниях США даже практикуется выдавать часть зарплаты или годовой бонус акциями компании. так поступают, например в Apple, AT&T, Verizon, Comcast и многих других корпорациях. Наемный работник после такого фактически превращается в совладельца, кровно заинтересованного в процветании предприятия. Бизнес в США – всегда командная игра. А игра требует строгих и понятных правил.


Правило 2. Профильное образование

Топ-менеджер в России чаще всего опирается на собственный опыт или связи в правящих кругах. Правила работы топ-менеджера из США максимально формализованы благодаря распространенности бизнес-образования. Если мне не изменяет память, первая бизнес-школа Америки была открыта 140 лет назад, это была Уортонская школа бизнеса при Пенсильванском университете. Знаменитый Гарвард появился только спустя 30 лет.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

MBA в США – это пропуск на уровень топ-менеджера. Это готовый скрипт управленческих стандартов, благодаря которому капитан и команда работают в единой связке.

Такое управление в некоторые моменты может быть жестче, чем в России, однако для работников эта жесткость будет предсказуема, потому что неожиданностей для команды быть не может.


Правило 3. Наставничество

Кстати, само понятие команды – еще одно отличие. В России я часто вижу, как топ-менеджер набирает новую команду под свои нужды. «Ушел с командой», «своя команда» – всегда подразумевается группа высококлассных или хотя бы лояльных специалистов. Но их «тренер» почему-то всегда забывает, что большая часть времени команды должна быть отведена на тренировку, а не на саму игру. После первой победы команда расслабляется, после первой квартальной премии замирает, а после первого года и вовсе устаревает.

Современный бизнес – быстрый бизнес, а потому требует постоянного совершенствования. Топ-менеджмент США это понимает, а потому нацелен на наставничество.

IBM, Ford, Hewlett-Packard – примеров компаний, где топ-менеджмент выступает в роли учителей великое множество. В одной из презентаций со ссылкой на The Economist мне рассказывали, что General Electric, например, тратит на внутрикорпоративное образование до 500 тысяч долларов в год. Потому что там не боятся, что подчиненный перерастет начальника или займет его место.

Наоборот, начальник, зная правила игры, готовится к повышению и готовит качественную замену на свое место. Кстати, именно такой подход мы внедрили в нашей группе компаний. У нас, например, руководитель, который не читает деловую литературу и не передает важную информацию своим подчиненным, никогда не получит повышения.


Правило 4. Планирование

Четвертое важное отличие – сам подход к управлению. В России мы не знаем, что будет завтра. Вспомните Кемерово: из-за протекшей крыши случилась ужасная трагедия. А из-за нее сегодня торгово-развлекательные центры закрываются просто пачками, вопреки всем действующим законам, до судебных решений и, порой, вообще вопреки логике. Возьмите, например, развлекательный центр «Чердак» из Ноябрьска. Приставы пришли, посмотрели – опечатали. Судебное предписание обещали показать по мере готовности в случае, если оно появится.

Мы вынуждены заниматься оперативным управлением бизнесом, тогда как в США управление всегда подчинено строгому плану, просчитанному минимум на год вперед.

Возьмите, скажем, Intel. Уже сегодня мы знаем, как будет развиваться компания минимум до 2020 года, знаем про инвестиции в размере 5 миллиардов долларов в Гату, знаем о налоговой скидке до 2027 года, знаем об израильских грантах и так далее. Американский топ-менеджер всегда видит свою компанию в будущем, российский – возможную прибыль без оглядки на последствия.


Правило 5. Право на ошибку

Наконец, последнее отличие – практически парадокс. При всей своей жесткости управления современный американский топ-менеджер всегда дает своему работнику возможность как минимум единожды ошибиться.

Право хотя бы на одну ошибку – это то, чего не хватает российскому бизнесу, а ведь именно благодаря ошибкам появляются опыт и неожиданные инновации.

Я не буду приводить в пример пенициллин – есть примеры и посвежее. Пример любви к ошибкам – это вся Кремниевая долина. И большие компании, и крохотные стартапы здесь предпочитают ошибиться или даже конкретно лохануться и двигаться вперед, нежели упустить свой шанс вывести новый продукт на рынок и отдать прибыль кому-то другому.

В офисе Facebook висит плакат: «Сделанное – лучше, чем идеальное». Лучше сделать и ошибиться, чем ждать идеальных условий и потерять рыночную нишу. В Кремниевой долине не увольняют за ошибки, потому что ошибка – катализатор инноваций. А без инноваций нет будущего.


Вместо вывода

Проводя много времени в иностранных офисах, я всегда ищу то, что можно внедрить в наш бренд. Конечно, многие западные подходы не работают в российских условиях, однако даже пара нововведений способна вдохнуть в традиционный бизнес новое дыхание. А чем топ-менеджер будет дышать завтра, зависит только от него самого.


Материалы по теме:

Особенности найма топ-менеджеров: почему в России любят лояльных и покорных

10 лайфхаков от топ-менеджеров, которые все успевают

Эти топ-менеджеры утверждают, что баланс работы и личной жизни существует. Вот что они для этого делают

Как владельцу компании помирить враждующих топ-менеджеров — три совета

«У русских нет привычки просить помощи». Чешский менеджер – о нас

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ТЕГИ
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти

Материалы по теме