Top.Mail.Ru

Заказчик не платит: как получить свои деньги?

Колонки
Колонки
Анастасия Клив
Анастасия Клив

Консультант консалтинговой компании «Юкей»

Полина Константинова

Анастасия Клив, консультант консалтинговой компании «Юкей» (Пермь), ведущий специалист в практике коммерческих контрактов, рассказывает, что делать, когда заказчик отказывается вам платить, и объясняет, как не попасть в такую неприятную ситуацию.

Заказчик не платит: как получить свои деньги?
  1. Колонки

Компания обратилась в бюро, занимающееся написанием и сопровождением публикации текстов. Стороны заключили договор об оказании услуг. Впоследствии компания не вернула подписанный со своей стороны акт приема-передачи и не оплатила счет, выставленный бюро, сославшись на то, что указанные документы направлены не на тот адрес и не тому лицу.

Подобные ситуации знакомы многим, кто занимается оказанием разного рода услуг, будь то PR, SEO, SMM и многих других. Вряд ли найдется хоть один исполнитель, который не сталкивался с ситуациями, когда заказчик либо не хочет в полном объеме платить за оказанные услуги, либо совсем отказывается это делать.

Как же исполнителю, во-первых, доказать заказчику (а возможно, и суду) факт оказания услуг, а во-вторых, застраховать себя от возникновения подобных ситуаций в будущем?

Услуги — это более сложная категория, чем товар. Их не измерить, не пощупать, они не хранятся на складе и не используются на производстве. Отсюда и все сложности. Факт поставки товаров доказать гораздо проще, чем факт оказания услуги. А вот когда одна сторона отказывается платить за услугу, потому что считает ее некачественной или невыполненной, а вторая настаивает, что все в порядке, и требует оплаты, разобраться, кто прав, кто виноват, бывает очень непросто.


Как получить деньги от заказчика?

Когда заказчик не платит, исполнителю необходимо защищать свои права. Если стороны договора — это участники предпринимательского оборота или иной экономической деятельности, то взыскание денежных средств за оплату услуг в суде потребует соблюдения претензионного порядка (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Что это значит? В суд вы сможете обратиться по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования) заказчику, если иные срок и порядок не установлены законом или договором.

Поэтому решение вопросов с заказчиком, который не оплачивает оказанные услуги, начните с претензии. Отнеситесь к подготовке претензии серьезно, по возможности привлеките специалиста, поскольку документ будет являться основой для будущего иска. При направлении претензии убедитесь, что адрес заказчика (юридического лица) соответствует данным ЕГРЮЛ.

Освободите время и зарабатывайте больше с помощью ИИ! Пройдите курс и получите в подарок лучшие промты для решения бизнес-задач.

Если в договоре предусмотрена третейская оговорка, то есть рассмотрение дела третейским судом, тогда следуйте этой процедуре.

Вы также можете предложить заказчику согласовать процедуру медиации — способа урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон для достижения взаимоприемлемого решения. Но для этого нужна заинтересованность обеих сторон.

В любом случае взыскание оплаты услуг по договору — это процедуры затратные как в денежном, так и временном смысле. Поэтому лучше застраховать себя от подобных ситуаций и минимизировать риски. Поможет в этом грамотно составленный договор. От этого зависит, насколько легко исполнителю будет доказать заказчику (а если потребуется, то и суду), что услуги были оказаны в полном объеме.

Все, кто когда-нибудь смотрели юридические фильмы и сериалы, «Форс-мажоры», например, наверняка, помнят такие сцены: в переговорке сидят множество юристов, где долго, внимательно и безвылазно читают проект договора, пункт за пунктом, перепроверяют формулировки и избавляются от фраз, которые можно прочитать и понять по-разному. Но такой основательный во всех отношениях подход могут себе позволить (и делают это) крупные компании.

А что со среднестатическими представителями среднего и малого бизнеса? Как правило, в штате небольшой компании юриста попросту нет. Поэтому подготовка документов и составление договоров ложится на плечи директора или руководителя отдела продаж.

Они зачастую делают это на основе шаблонов и не вникают в мельчайшие детали так, как это сделал бы человек с юридическим образованием и опытом работы.

Помните, что договор — это как правила дорожного движения, по которым вам ездить! Если он составлен так, что каждая сторона однозначно понимает предмет и объем своих обязательств, то есть ясно, вдумчиво и подробно, то вам будет проще работать, и заказчику легче оценить проделанную вами работу и в конечном счете заплатить за нее. Зачастую в правила дорожного движения водители заглядывают тогда, когда на них накладывается штраф либо происходит ДТП. С договором похожая ситуация — стороны обращаются к документу и начинают его изучать только при возникновении споров.

Как правильно составить договор?

  • Составляйте договор самостоятельно

Если используете шаблоны, то адаптируйте их под ваши конкретные договоренности с заказчиком. Определите в договоре виды и содержание услуг, которые вы как исполнитель будете оказывать. Например, можно согласовать техническое задание или иной аналогичный документ и оформить его в виде приложения к договору.

Согласуйте с заказчиком критерии качества услуг, по которым он будет оценивать и принимать работу. Они должны быть максимально объективными и проверяемыми, иначе можно попасть в ситуацию, когда заказчик будет откладывать оплату, мотивируя это тем, что услуги не соответствуют заявленному качеству. Смоделируйте в договоре порядок приемки услуг и их оплаты — он должен быть понятным сторонам и не допускать немотивированного отказа заказчика.

Кейс

Исполнитель: дизайнер

Заказчик: некоммерческая организация

Предмет договора: создание фирменного стиля

Некоммерческая организация обратилась к дизайнеру за помощью в создании логотипа. В дополнение к договору исполнитель выслал подробное техзадание, которое заказчик заполнил. Когда заказчику не понравились все разработанные варианты логотипа, исполнитель поднял техническое задание и попросил дать пояснения, в какой части выполненная работа не соответствует техзаданию. Заказчик не смог дать аргументированный ответ. Все варианты логотипа соответствовали ТЗ. Хотя на этапе согласования и приема услуг со стороны НКО стали появляться новые вводные, работа исполнителя была оплачена в соответствии с условиями договора, даже несмотря на то, что заказчик не воспользовался созданными дизайнером логотипами.

  • Включите в договор условие о том, что акт об оказании услуг считается подписанным заказчиком автоматически на случай, если он его не подписывает в течение установленного договором срока.

Таким образом, если заказчик не подписал акт и при этом не представил обоснованных возражений в предусмотренный договором срок, акт считается подписанным заказчиком, а услуги — принятыми заказчиком. Задача исполнителя — соблюсти со своей стороны условия договора, а также правильно и своевременно отправить заказчику подписанный со своей стороны акт, счет и иные документы, которые предусмотрены договором (например, отчет об оказании услуг). Судебная практика поддерживает данную позицию.

Важно! Рекомендуем в раздел «Порядок сдачи и приема услуг» добавить следующий пункт: «Заказчик обязуется в течение 2-х рабочих дней со дня получения акта об оказании услуг рассмотреть, при отсутствии возражений, подписать и направить Исполнителю подписанный акт об оказании услуг или мотивированный отказ от приемки услуг. В случае если Заказчиком не направлен подписанный акт выполненных услуг или мотивированный отказ от приемки услуг Исполнителю в указанный срок, услуги по настоящему договору считаются оказанными качественно и принятыми Заказчиком полностью».

В договорах можно не ставить в зависимость оплату услуг от подписания акта, либо вообще не предусматривать подписание акта.

  • Предусмотрите в договоре обязанность исполнителя предоставлять отчет об оказанных услугах (ежемесячно, ежеквартально и т. п.).

Детальный учет деятельности исполнителя поможет впоследствии подтвердить факт оказания услуг.

Кейс

Исполнитель: PR-компания

Заказчик: финансовая организация

Предмет договора: оказание PR-услуг

Ежемесячно исполнитель направлял в адрес заказчика отчет о выполненных работах, счет за оказание услуг и акт. Заказчик, как правило, оплачивал счета и подписывал акты с опозданием, но сразу за несколько месяцев. Всех это устраивало, пока стороны не решили расторгнуть договор. Заказчик посчитал, что за несколько последних месяцев услуги были не оказаны. Но направленные в его адрес отчеты, счета и акты (пусть и не подписанные заказчиком) говорили об обратном.

  • Для легализации электронного документооборота между сторонами определите в договоре порядок переписки по каналам электронной связи: согласуйте адреса электронной почты, аккаунты мессенджеров и так далее.

Оговорите, что при обмене информацией и документами по указанным каналам они признаются исходящими от стороны-отправителя и полученными стороной-адресатом. Такая презумпция поможет вам в том случае, если заказчик начнет утверждать, что не получал документы либо их получило неуполномоченное лицо.

Важно! Суд признал электронную переписку в качестве надлежащего доказательства по делу, так как адреса электронной почты, по которым велась переписка, согласованы сторонами в договоре оказания услуг, несмотря на то, что ответчик отрицал факт переписки.

  • Чтобы избежать отказа заказчика оплатить услуги из-за ненадлежащей подписи на акте об оказанных услугах, предусмотрите в договоре конкретный круг лиц, уполномоченных на подписание акта.
Также приложите к акту надлежащим образом заверенную доверенность.

Какие еще документы, кроме договора, важны?

Если переговоры с должником зашли в тупик, направленные в его адрес претензии не помогают, то следующий шаг — это обращение в суд. И здесь как никогда уместны высказывания: «дьявол в деталях» и «мелочи не играют решающей роли, они решают все».

Для доказательства факта оказания услуг можно использовать любые письменные документы, имеющие отношение к этому процессу:

  • акты сверки расчетов, содержащие ссылку на договор;
  • договор с третьим лицом, которое было привлечено для оказания услуг;
  • журнал учета;
  • акты снятия показаний приборов учета;
  • путевые листы, товарные накладные;
  • переписка сторон, удостоверенная в нотариальном порядке;
  • доверенность, выданная исполнителю;
  • материальный результат оказания услуг (заключения, ходатайства, судебные решения, отчеты об оценке, бизнес-планы, фотоотчеты).

В совокупности с другими доказательствами уже в суде также могут служить:

  • детализация звонков телефона истца с отображением входящих и исходящих вызовов номера телефона ответчика;
  • видеозаписи, подтверждающие взаимодействие сторон;
  • свидетельские показания.

Материалы по теме:

Как заказчику работать с веб-дизайнером: пять правил

Ваших клиентов уводят? Как этого не допустить

Как работать с минимальным бюджетом и не навредить себе и проекту

Почему вам надо прекратить исполнять все желания клиента

Сделайте их счастливыми: как мы добиваемся лояльности клиентов

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ТЕГИ
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти

Материалы по теме