Еще недавно в Латинской Америке считалось престижным работать в американской или европейской организации. Все изменилось с приходом Didi, Kuaishou, Huawei и TikTok. Китайские гиганты делают ставку на местные кадры: они нанимают молодых технических специалистов и обеспечивают им стремительный карьерный рост.
Онлайн-издание Rest of World поговорило с девятью сотрудниками китайских технологических компаний в Аргентине, Мексике, Бразилии и Колумбии — крупнейших рынках Латинской Америки — и выяснило, что для молодых сотрудников эти компании становятся способом попасть в желанную технологическую когорту региона.
Собеседники занимали разные должности от менеджеров среднего уровня до высшего звена, в том числе в области маркетинга, операций и комплаенс.
Когда в 2018 году компания Didi готовилась к выходу в Мексику, одной из участниц команды была менеджер по маркетингу Аврора Моралес Санчес. Она нашла работу через LinkedIn. Будучи студенткой, она прожила в Китае шесть месяцев, и, хотя она не говорит по-китайски, она считает, что этот опыт стал решающим для ее карьеры.
«Для компании очень важно нанимать людей, которые понимают китайскую культуру», — говорит Моралес.
Спустя почти три года работы на рынках Латинской Америки и России в маркетинговой команде Didi Моралес перешла в Kuaishou, другую китайскую компанию, которая управляет Kwai, главным международным конкурентом TikTok. Там она руководила маркетингом для испаноговорящих стран Латинской Америки. Ее опыт работы с Didi стал отправной точкой в мир китайских корпораций в регионе.
«Я попала в Kwai, потому что люди из Didi, которые переехали в Kwai, знали меня и мою работу», — говорит она.
Поскольку эти работники быстро становятся специалистами в воплощении целей китайских компаний на рынках Латинской Америки, их опыт становится слишком ценным для других китайских компаний, выходящих в регион. Результат — высокая конкуренция за кадры.
«Когда мы запустили Kwai, мы взяли с собой много людей из TikTok, а затем Snapchat начал переманивать людей из Kwai, — вспоминает Моралес. — Несмотря на договоры о отказе о конкуренции, было множество случаев кражи знаний между конкурентами».
Долгие годы многие технологические гиганты Китая не задумывались о развитии за пределами страны. В условиях огромного и все более изобильного внутреннего рынка такие компании, как Didi и Kuaishou, могли рассчитывать на то, что основная часть их экспансии будет происходить внутри Китая.
Но когда китайское правительство начало усиливать контроль за влиянием технологических компаний, рынок цифровых услуг консолидировался. Пандемия COVID-19 подстегнула конкуренцию, и местный бизнес задумался о выходе за рубеж.
Для таких технологических гигантов, как Didi, Kuaishou, Huawei и TikTok, последние пять лет Латинская Америка была приоритетным регионом роста.
С 2012 года китайские компании инвестировали в Латинскую Америку более $120 млрд — от портовых проектов в Перу до приобретения местных стартапов.
И, вероятно, в ближайшие несколько лет эта сумма будет расти. Для Didi успешное завоевание популярности в Мексике, где она контролирует почти 60% рынка совместных поездок, стало редкой удачей по сравнению с ее неудачными попытками выйти на такие зарубежные рынки, как Южная Африка, Казахстан и Россия.
Выбирая в качестве цели Латинскую Америку, китайские компании следовали методике, которая уже доказала эффективность на рынках от Индонезии до Пакистана.
Джоуи Дин, корпоративный рекрутер китайских и международных технологических компаний из Шанхая, рассказывает, что китайские компании придерживаются стратегии «локализации продукта» — практики адаптации продукта к потребностям и интересам местного рынка. Точно так же американские компании ведут бизнес в Китае.
По словам Дина, очень важно нанимать местных жителей, которые понимают, что нужно потребителям, особенно при запуске новых для рынка продуктов.
«Конечно, есть языковой компонент, но зачастую это разница в культуре управления, — комментирует Вэньи Цай, CEO базирующейся в Боготе Polymath Ventures. — Очень немногие могут быть таким культурным переводчиком».
В свою очередь, сотрудники китайских компаний рассказывают, что предпочитают своих работодателей американским и европейским из-за возможностей профессионального и карьерного роста.
Автор контента и аудиовизуальный дизайнер Сесилия Веласкес Траут возглавляла команду, которая помогла Kwai завоевать популярность в Латинской Америке, адаптировав формат теленовеллы к короткому видео в чрезвычайно популярном формате TeleKwai. Она признается, что на прошлой работе в отделе видео Meta* чувствовала себя скованно.
Там у нее было мало возможностей для творчества, а траектория роста была жесткой и предопределенной. Когда Kwai предложил ей шанс разработать вымышленный контент, который позволил бы китайскому гиганту короткометражного видео завоевать популярность на ее родном рынке, она тут же воспользовалась возможностью.
Фото в тексте: DANIEL CONSTANTE /
Хосе Анкона — директор по цифровому маркетингу Nanopay, финтех-компании, поддерживаемой китайскими инвесторами и специализирующейся на небольших персональных займах на развивающихся рынках. Его переманили из Nu, мексиканской дочерней компании бразильского конкурента Nubank, его первого места работы после окончания университета.
Похоже, что Nanopay, у которой в Мексике более 1,5 млн кредитных карт, была готова обменять скудный опыт Анконы на знания, которые он мог бы получить от конкурентов.
«Если бы я остался на своей предыдущей работе, мне, вероятно, потребовалось бы не менее двух лет, чтобы получить повышение до руководителя», — рассказывает он, добавляя, что Nanopay предложила ему зарплату в три раза больше, чем он получал в Nu.
Некоторые китайские компании также предлагают то, чего нет у большинства западных компаний в Латинской Америке: более высокую заработную плату, иногда в долларах США.
Веласкес Траут родом из Аргентины, которая уже десятки лет страдает от инфляции. Она не только оценила возможность получать зарплату в более стабильной валюте, но и почувствовала, что ее компания уважает ее труд, несмотря на то, что работает за границей.
Читайте по теме:
Почему обвал криптовалют не заставит Латинскую Америку отказаться от биткоина
Куда пойти, если вы хотите запустить бизнес в Латинской Америке
Хорхе Рейес, менеджер по рекламным операциям Huawei, который ранее работал в TikTok. Он также считает, что в обеих компаниях получает больше, того, что мог зарабатывать у западных конкурентов в регионе.
«TikTok определенно предлагает более высокую зарплату, чем другие региональные компании с аналогичными должностями», — говорит он.
«Мы хотим, чтобы нам платили столько же, сколько тем, кто работает в США, Китае или любой другой стране, — говорит Веласкес Траут. — Работа в китайской компании действительно повлияла на мою карьеру, потому что я научилась работать, работать быстро и с действительно большими целями».
«Я почувствовала себя сильнее после китайской технологической компании. Это отличалось от опыта, который я получила в американских компаниях», — добавляет она.
* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ.
Фото на обложке: alexfan32 /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Регистрация бизнеса: самозанятoсть, ИП или ООО»
- 1 DiDi представила прототип беспилотного электротакси с роборукой
- 2 Власти Китая оштрафуют Didi на $1 млрд по делу о безопасности данных — WSJ
- 3 Китай прекратит расследование в отношении агрегатора такси Didi
- 4 Сервис заказа такси DiDi заработал $26,6 млн за 2021 год
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025