Top.Mail.Ru
Истории

«Другие отделы думают, что маркетологи занимаются ненужными вещами. Это бесит». Откровения человека, который нашел себя в маркетинге

Истории
Софья Федосеева
Софья Федосеева

Независимый обозреватель, экс-редактор Rusbase

Софья Федосеева

Зачастую многим людям тесно в своей профессии, они ищут способы сделать работу разностороннее, шире, полнее. Кристина Резникова, маркетолог образовательного портала GeekBrains, как раз из таких. 

Она не стала «сидеть» в e-commerce, а продолжила искать занятие по душе и нашла – на стыке программирования и маркетинга.

«Другие отделы думают, что маркетологи занимаются ненужными вещами. Это бесит». Откровения человека, который нашел себя в маркетинге

Старт в маркетинге

Я долго искала «свое» место. В коммерцию попала, когда переехала в Москву, – прошла собеседование в KupiVip, проработала там полтора года и решила развиваться дальше в другой компании. 

За восемь лет работы в e-commerce я прошла весь горизонтальный путь: начала с консультаций в колл-центре, была менеджером по продажам в интернет-магазине Baon, попробовала себя в закупках в Mamsy и Heverest, продавала финансовые и тендерные услуги в TeleTrade и Bicotender – но нигде не находила себя. Хотелось интересной работы, перспективы роста. 


Я стала всерьез задумываться о переквалификации – выбирала, стать юристом или бухгалтером. Но довольно быстро поняла, что и эти направления не для меня. 

Тогда же мне посоветовали пройти курсы по программированию на GeekBrains. На тот момент я не могла представить себя айтишником – считала, что для этого необходимо техническое образование, математический склад ума, боролась с предубеждением, что ничего не получится. Но все оказалось не так фатально. 


Курс программирования

Сначала я изучила бесплатный курс по «Основам программирования», чтобы определиться с тем, что мне нравится больше всего. Я проходила его в записи во время обеденного перерыва – из-за работы не было возможности смотреть вебинары онлайн. 

Материал объясняли очень доступно и просто – начали с элементарных понятий на примере языка JavaScript, затем рассказали о переменных и написали с их помощью калькулятор. Он умел только складывать, но даже это привело меня в неописуемый восторг! Так я открыла для себя мир программирования. 


Я поняла, что хочу развиваться в этом направлении и записалась на другие бесплатные потоки, чтобы определиться с языком. Честно говоря, мне хотелось изучить все языки сразу, но на это не хватало времени. 

Курсы программирования стали для меня хорошим подспорьем и вдохновили подтянуть математические знания. Так я поступила в Московскую гуманитарно-техническую академию на кафедру высшей математики и информатики, выбрав направление «Информатика и вычислительная техника». 

В то время моя подруга, которая работала в отделе маркетинга «ЛитРес», рассказала о вакансии менеджера по работе с партнерами. Я рискнула отправить резюме, и буквально через пару дней меня позвали на первый этап собеседования.


Собеседование в «ЛитРес» 

Сначала меня познакомили с будущим начальником – Александром Макаренко, руководителем партнерского направления в отделе маркетинга. Он рассказал о предстоящей работе, целях и возможностях компании, потом мы поговорили о моем опыте, навыках и желании развиваться в маркетинге. 

Выяснилось, что компания искала сотрудника с начальными техническими знаниями для взаимодействия с техотделом. Нужен был человек, который понимает, что такое разработка, сумеет разобраться в написании ТЗ, а еще сможет работать с партнерскими CPA-сетями – биржами, где рекламодатель платит за действия пользователя: покупку, регистрацию, обратный звонок. 



Клиента приводит веб-мастер – любой сайт с целевым трафиком, и все остаются в плюсе: 

  • компания получает покупателя, 
  • вебмастер – вознаграждение, 
  • сеть – комиссию. 

Я подходила под эти требования и поняла, что мое место меня нашло. 

Второе собеседование было стрессовым – с элементами вызова, провокации. Его проводил директор по маркетингу – Евгений Лисовский. Главное в стрессовом интервью – вовремя смекнуть, что это именно оно, понять правила игры и держать себя невозмутимо. Мне это удалось, я показала, что меня непросто выбить из колеи. 

Кстати, теперь мы с ним работаем на одном этаже в Mail.Ru, он руководит картографическим сервисом MAPS.ME.


Начало работы

На эту вакансию искали не опытного сотрудника, а человека, из которого можно воспитать сильного члена команды. Думаю, что точку в вопросе о приеме на работу поставила моя высокая мотивация, интерес к продукту и желание развиваться в сфере партнерского маркетинга. 


Я действительно была готова прикладывать максимум усилий, трудиться и повышать свой уровень как специалиста. При этом я показала, что обладаю определенными знаниями и открыта к обучению.

К тому же мне пригодился опыт работы в e-commerce. Это хорошая база, позволяющая понимать все процессы в e-commerce и поведение аудитории.

Когда ты лично общаешься с клиентом, получаешь информацию о его потребностях напрямую. А значит, можешь дать ему то, что сделает его еще лояльнее: например, обеспечить поддержку или сформировать комьюнити и регулярный сбор фидбэка. 


В маркетинге много направлений, и очень важно сузить для себя задачу и двигаться к ее выполнению ежедневно, постоянно развиваться. Приступая к работе, я даже не знала, что такое CPA. 

Скажу честно: в первое время мне было нелегко, во многом пришлось разбираться с нуля – читать статьи, смотреть видео, советоваться с коллегами и развивать в себе нужные профессиональные качества. Я получала очень много информации на специализированных конференциях: КИНЗА, РИФ+КИБ, Admitad, CityAds


Двигаться дальше

В августе 2017 года, когда еще не знала о вакансии в GeekBrains, я приняла решение покинуть команду – я осознала, что сделала для проекта все возможное и нужно двигаться дальше. К тому же мне хотелось личностного роста и работы ближе к IT. 

Я очень переживала за реакцию руководства, но встретила понимание и поддержку: кто-то поздравлял с блеском в глазах, другие – с сожалением. Не обошлось и без попытки оставить меня в компании, но, видя мой настрой, настаивать не стали.


Вакансия мечты

Когда я работала в «ЛитРес», мы сотрудничали с GeekBrains: делали рассылки, обменивались подарками: книгами, скидками для пользователей. Однажды я осмелилась спросить менеджера о вакансиях в маркетинге. Их не оказалось, но мое резюме осталось в резерве. 



Прошло пять месяцев, и мне пришло приглашение на собеседование в отдел маркетинга. Когда я открыла вакансию, то удивилась – она была составлена словно специально для меня! 

Обязанности схожи с теми, что были в «ЛитРес», плюс было несколько направлений, которые можно развивать с нуля. Я продолжила бы заниматься партнерским маркетингом, но уже в сфере обучения программированию.


Я почувствовала, как мои амбиции «задышали полной грудью». Здесь я смогу вкладывать энергию в классные проекты, видеть их реализацию и дальше развиваться в IT – это вдохновляет на новые достижения!

На собеседование я примчалась фактически с поезда – я была в отпуске, до Москвы ехать сутки. На тот момент мне казалось практически нереальным пройти даже первый этап. Но в итоге я прошла три собеседования – с HR, руководителем отдела маркетинга и генеральным директором. Каждое из них подразумевало серию вопросов, проверяющих степень заинтересованности и наличие необходимых навыков.

К интервью я подготовилась основательно: сделала презентацию с описанием своих профессиональных достижений и опыта, рассказала о них на встрече. В целом вопросы были стандартные: что я умею, знаю и почему хочу работать в этой компании. Еще спрашивали о том, как я вижу развитие партнерского маркетинга в компании и как опыт прошлой работы мне в этом поможет.



Чтобы собеседование прошло успешно, обязательно проявляйте интерес к будущему работодателю: перед встречей изучите его продукт, рынок и конкурентов, проведите анализ и поделитесь результатами лично. Даже если эти факты общеизвестны, вовлеченность станет вашим преимуществом. 

Превращайте свои «минусы» в «плюсы»: не говорите, что чего-то не знаете, а показывайте, что готовы узнавать новое, обучаться и развиваться. Для нестартовой позиции важен опыт работы в IT и базовое понимание специфики компании, ее особенностей. 

Я поделилась мыслями, что планирую сделать и как буду воплощать эти идеи. Так как я была уже влюблена в этот проект, то показала заинтересованность в его развитии. В этот же вечер мне сделали job offer. 


Полное погружение

Рабочий день

Я менеджер по работе с партнерами. Мое направление для этой компании достаточно новое: я с нуля запускала сотрудничество с CPA-сетями, а сейчас моя задача – поддерживать с ними оперативную связь, предоставлять рекламные материалы, обеспечивать актуальной статистикой и сделать это направление прибыльным. 

Мое утро начинается в полвосьмого. В Mail.Ru Group есть тренажерный зал, и я не упускаю возможности позаниматься два-три раза в неделю – это позволяет окончательно проснуться. В другие дни спасаюсь кофе. 

Рабочий день начинаю с того, что пролистываю несколько тематических каналов в Telegram, изучаю тренды, кейсы и свежие новости в мире маркетинга. Затем разбиваю дела на пункты и выписываю их в Sublime Text или бумажный блокнот – в нем помечаю самые приоритетные и горящие задачи. 


Погрузиться в работу без музыки я не могу – включаю в плейлисте рок или альтернативу и выполняю задачи из блокнота. 

Как правило, за работой и музыкой я часто увлекаюсь и про обед вспоминаю в три-четыре часа, а то и позже. Но голодная смерть мне не грозит – всегда можно перекусить фруктами, кашами, печеньем, выпить кофе или чай.

Время за решением задач летит быстро – я осознаю, что рабочий день окончен, только когда слышу от уходящих коллег: «До завтра!».


Саморазвитие

Параллельно с маркетингом я развиваюсь в сфере IT, получаю высшее образование в этом направлении и связываю с информационными технологиями профессиональные перспективы. 

Думаю, что когда-нибудь я могу стать продакт-менеджером, это специальность на стыке IT и маркетинга. Я уже начала этот путь – осваиваю должность проджект-менеджера.



Работа в образовательном проекте позволила мне не только учиться самой, но и обучать других. К тому моменту я два года проработала в маркетинге – и решила пройти собеседование на преподавателя курсов GeekBrains. 

В итоге начала вести модуль CPA в профессии «Интернет-маркетолог», делилась опытом со студентами. Если в расписании были уроки, я за час до занятия подготавливалась и шла в переговорку, чтобы провести занятие. Сейчас я уже не преподаю – много других обязанностей.


Рабочие сложности

Я считаю сложности испытаниями, которые дают возможность «прокачать» свои навыки и компетенции, и всегда принимаю такие вызовы с удовольствием. Например, мне было сложно делать мероприятия – не было опыта, и я очень переживала, что сделаю что-то не так, – но все получилось. 


Вообще, темп интернет-компаний подходит не всем – не у каждого получается адаптироваться к постоянным изменениям вокруг. 

Год назад самым сложным испытанием для меня стала организация конференции «Найди себя в digital» и серии бесплатных онлайн-воркшопов. Ранее у меня не было подобного опыта и многие нюансы приходилось схватывать на ходу. 

Мы впервые рассказали о том, что теперь обучаем не только программированию, но дизайну и маркетингу. Поэтому ответственность была очень серьезная, но результат того стоил. 

Я многому научилась, сильнее полюбила компанию и команду, с которой работаю. Такие мероприятия нужны для того, чтобы видеть вашего клиента вживую, узнавать его мотивацию и понимать, что твой продукт по-настоящему меняет жизни. 



Секреты мастерства

Маркетолог должен знать не только маркетинг. Ему нужно понимать специфику отрасли, в которой работает, и процесс создания продукта от разработки до продвижения. Кто-то получает эти знания на теории в вузах, а кто-то, как я, на практике. 

Еще маркетолог должен мыслить абстрактно и аналитически, понимать бизнес-процессы: встать на место потребителя своего бренда, видеть путь от знакомства с продуктом до его использования и результата. 

Нужно наращивать базу контактов и иметь хорошую репутацию. Быстро улучшать качество работы. Важно абстрагироваться от горящей атмосферы, приоритезировать задачи и стремиться выполнить свой план.


Главное – всегда оставайтесь человеком. 

Иногда сотрудничество срывается или тяжело дается из-за человеческого фактора или технических проблем внутри продукта. Действительно важно в таких условиях оставаться профессионалом и держать партнера в курсе того, что происходит. Обман, хамство или игнорирование приводят к прекращению сотрудничества.


Маркетинг + IT

Знания в IT тоже будут очень полезны в маркетинге. Например, в «ЛитРес» мне часто приходилось самой писать запросы в базу, чтобы получить статистику, – так быстрее, чем ставить задачу аналитику и ждать своей очереди. 

Запросы были несложные, нужные знания были (спасибо курсу по базам данных), поэтому я решила, что справлюсь с этой задачей сама. В итоге я могла оперативно согласовать итоги месяца с партнером или найти определенного пользователя и проверить источник рекламы, благодаря которой он купил продукт. 

Очень часто при подключении нового партнера необходимо провести техническую интеграцию – здесь тоже помогают знания в IT. 



Иногда ты сталкиваешься с тем, что технический документ партнеров составлен некорректно: в нем могут прописать несколько способов интеграции или передачу данных, которые компания не может разглашать. Такой документ нужно предварительно изучить и выбрать именно те задачи, которые действительно будут нужны разработке и компании. И без технических знаний тут не обойтись. 

Вы должны понимать терминологию и разбираться, как работает код. При постановке задачи важно описать понятным языком, что должен делать код и какой результат выдавать. Понимая логику предстоящей работы, я могу составить ТЗ таким образом, чтобы у программиста остались только организационные вопросы.


В помощь начинающим

Новичкам нужно откуда-нибудь брать информацию. Моей первой энциклопедией были коллеги и тематические конференции, а со временем сформировался еще и пул подписок на тематические telegram-каналы, блоги маркетинговых и партнерских агентств, facebook-контактов с профессионалами, которые делятся кейсами. 

Но в основном я читаю Telegram: и определенные каналы, и просто новости и статьи, которые сбрасывают друзья и коллеги. 

Вот шорт-лист полезных telegram-каналов из моей подборки.

  1. «Все самое интересное из мира digital» – новые фишки Instagram, Facebook, «ВКонтакте», рекламные кейсы, новости индустрии,
  2. «Збс реклама» – наглядные примеры правильной рекламы,
  3. «Креативное Г» – канал с примерами неудачной рекламы,
  4. «Бизнес и социальные сети» – полезный материал, много «живых» кейсов, подача простая и понятная, как рецепт яичницы, дайджест новостей разбит по типам социальных сетей, есть подборка полезных сервисов,
  5. «Контент | SMM стратегия» – канал о том, как создавать уникальный контент и настраивать его на продажи и разрабатывать стратегии продвижения в социальных сетях,
  6. «Интернет-аналитика» – про аналитику: цифры, факты, диаграммы,
  7. «Умный трафик» – про трафик в таргете,
  8. «Немного терпения» – все про презентации: дизайн, контент, структура, сторителлинг,
  9. «Ой, натив» – новости и кейсы из мира нативной рекламы.

Три совета начинающим маркетологам

  1. Больше читайте: не только профессиональную литературу, но и блоги, статьи, кейсы на тематических ресурсах. Развивайтесь в режиме нон-стоп!
  2. Чтобы определиться с направлением, зайдите на сайты по поиску работы и проанализируйте вакансии. Почитайте о требованиях и обязанностях и выберите, что вам больше понравится. Заодно сможете подготовиться к собеседованию. 
  3. Заводите больше полезных контактов и будьте дружелюбны с партнерами. Вам ответят тем же!

Три вещи, которые бесят в работе маркетолога

  1. Реклама. Из-за специфики работы я ее ненавижу и везде блокирую. Многие удивляются, но это нормальная практика – поэтому маркетологи ищут новые инструменты и другой подход к своему пользователю.
  2. Монотонная работа – текучка в виде сверок, работы с документооборотом, поступление одинаковых предложений о сотрудничестве с одним и тем же сценарием. Но, к сожалению, ее никто не отменял.
  3. Непонимание другими отделами работы маркетинга. Любой другой отдел – разработка, дизайн, продажи – почему-то думает, что маркетологи ничего не делают или занимаются ненужными вещами. 

Текст готовили Влада Стеканова и Софья Федосеева


Материалы по теме:

Эпоха нового digital: какое будущее ждет рынок performance-маркетинга в России?

«Не верьте Стиву Джобсу – люди готовы платить за решение их проблем». Маркетолог – о том, как понять клиента

От промоутера до официанта: как роботы заменяют людей в маркетинге и продажах

Как искусственный интеллект помогает лучше понять клиентов

Креатив, еще больше аналитики и голосовые интерфейсы: что ждет маркетинг в 2019 году


Фото предоставлены пресс-службой GeekBrains

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Образование и жизнь в Милане: «В студенческой столовой можно купить пиво»
  2. 2 «Если я получил работу в 19 лет, то могу добиться большего». История студента из Бийска, уехавшего в Пизу
  3. 3 «IT — это отрасль, в которую я до сих пор не могу поверить»: как наладчик станков с ЧПУ стал программистом
  4. 4 Инна Друзь: «Тут все живут в быстром темпе, даже дети»
  5. 5 «Боевая подруга — самое верное описание отношения к девушкам в Wargaming». Как женщины работают в игровой индустрии
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти