Зачастую многим людям тесно в своей профессии, они ищут способы сделать работу разностороннее, шире, полнее. Кристина Резникова, маркетолог образовательного портала GeekBrains, как раз из таких.
Она не стала «сидеть» в e-commerce, а продолжила искать занятие по душе и нашла – на стыке программирования и маркетинга.
Старт в маркетинге
Я долго искала «свое» место. В коммерцию попала, когда переехала в Москву, – прошла собеседование в KupiVip, проработала там полтора года и решила развиваться дальше в другой компании.
За восемь лет работы в e-commerce я прошла весь горизонтальный путь: начала с консультаций в колл-центре, была менеджером по продажам в интернет-магазине Baon, попробовала себя в закупках в Mamsy и Heverest, продавала финансовые и тендерные услуги в TeleTrade и Bicotender – но нигде не находила себя. Хотелось интересной работы, перспективы роста.
Я стала всерьез задумываться о переквалификации – выбирала, стать юристом или бухгалтером. Но довольно быстро поняла, что и эти направления не для меня.
Тогда же мне посоветовали пройти курсы по программированию на GeekBrains. На тот момент я не могла представить себя айтишником – считала, что для этого необходимо техническое образование, математический склад ума, боролась с предубеждением, что ничего не получится. Но все оказалось не так фатально.
Курс программирования
Сначала я изучила бесплатный курс по «Основам программирования», чтобы определиться с тем, что мне нравится больше всего. Я проходила его в записи во время обеденного перерыва – из-за работы не было возможности смотреть вебинары онлайн.
Материал объясняли очень доступно и просто – начали с элементарных понятий на примере языка JavaScript, затем рассказали о переменных и написали с их помощью калькулятор. Он умел только складывать, но даже это привело меня в неописуемый восторг! Так я открыла для себя мир программирования.
Я поняла, что хочу развиваться в этом направлении и записалась на другие бесплатные потоки, чтобы определиться с языком. Честно говоря, мне хотелось изучить все языки сразу, но на это не хватало времени.
Курсы программирования стали для меня хорошим подспорьем и вдохновили подтянуть математические знания. Так я поступила в Московскую гуманитарно-техническую академию на кафедру высшей математики и информатики, выбрав направление «Информатика и вычислительная техника».
В то время моя подруга, которая работала в отделе маркетинга «ЛитРес», рассказала о вакансии менеджера по работе с партнерами. Я рискнула отправить резюме, и буквально через пару дней меня позвали на первый этап собеседования.
Собеседование в «ЛитРес»
Сначала меня познакомили с будущим начальником – Александром Макаренко, руководителем партнерского направления в отделе маркетинга. Он рассказал о предстоящей работе, целях и возможностях компании, потом мы поговорили о моем опыте, навыках и желании развиваться в маркетинге.
Выяснилось, что компания искала сотрудника с начальными техническими знаниями для взаимодействия с техотделом. Нужен был человек, который понимает, что такое разработка, сумеет разобраться в написании ТЗ, а еще сможет работать с партнерскими CPA-сетями – биржами, где рекламодатель платит за действия пользователя: покупку, регистрацию, обратный звонок.
Клиента приводит веб-мастер – любой сайт с целевым трафиком, и все остаются в плюсе:
- компания получает покупателя,
- вебмастер – вознаграждение,
- сеть – комиссию.
Я подходила под эти требования и поняла, что мое место меня нашло.
Второе собеседование было стрессовым – с элементами вызова, провокации. Его проводил директор по маркетингу – Евгений Лисовский. Главное в стрессовом интервью – вовремя смекнуть, что это именно оно, понять правила игры и держать себя невозмутимо. Мне это удалось, я показала, что меня непросто выбить из колеи.
Кстати, теперь мы с ним работаем на одном этаже в Mail.Ru, он руководит картографическим сервисом MAPS.ME.
Начало работы
На эту вакансию искали не опытного сотрудника, а человека, из которого можно воспитать сильного члена команды. Думаю, что точку в вопросе о приеме на работу поставила моя высокая мотивация, интерес к продукту и желание развиваться в сфере партнерского маркетинга.
Я действительно была готова прикладывать максимум усилий, трудиться и повышать свой уровень как специалиста. При этом я показала, что обладаю определенными знаниями и открыта к обучению.
К тому же мне пригодился опыт работы в e-commerce. Это хорошая база, позволяющая понимать все процессы в e-commerce и поведение аудитории.
Когда ты лично общаешься с клиентом, получаешь информацию о его потребностях напрямую. А значит, можешь дать ему то, что сделает его еще лояльнее: например, обеспечить поддержку или сформировать комьюнити и регулярный сбор фидбэка.
В маркетинге много направлений, и очень важно сузить для себя задачу и двигаться к ее выполнению ежедневно, постоянно развиваться. Приступая к работе, я даже не знала, что такое CPA.
Скажу честно: в первое время мне было нелегко, во многом пришлось разбираться с нуля – читать статьи, смотреть видео, советоваться с коллегами и развивать в себе нужные профессиональные качества. Я получала очень много информации на специализированных конференциях: КИНЗА, РИФ+КИБ, Admitad, CityAds.
Двигаться дальше
В августе 2017 года, когда еще не знала о вакансии в GeekBrains, я приняла решение покинуть команду – я осознала, что сделала для проекта все возможное и нужно двигаться дальше. К тому же мне хотелось личностного роста и работы ближе к IT.
Я очень переживала за реакцию руководства, но встретила понимание и поддержку: кто-то поздравлял с блеском в глазах, другие – с сожалением. Не обошлось и без попытки оставить меня в компании, но, видя мой настрой, настаивать не стали.
Вакансия мечты
Когда я работала в «ЛитРес», мы сотрудничали с GeekBrains: делали рассылки, обменивались подарками: книгами, скидками для пользователей. Однажды я осмелилась спросить менеджера о вакансиях в маркетинге. Их не оказалось, но мое резюме осталось в резерве.
Прошло пять месяцев, и мне пришло приглашение на собеседование в отдел маркетинга. Когда я открыла вакансию, то удивилась – она была составлена словно специально для меня!
Обязанности схожи с теми, что были в «ЛитРес», плюс было несколько направлений, которые можно развивать с нуля. Я продолжила бы заниматься партнерским маркетингом, но уже в сфере обучения программированию.
Я почувствовала, как мои амбиции «задышали полной грудью». Здесь я смогу вкладывать энергию в классные проекты, видеть их реализацию и дальше развиваться в IT – это вдохновляет на новые достижения!
На собеседование я примчалась фактически с поезда – я была в отпуске, до Москвы ехать сутки. На тот момент мне казалось практически нереальным пройти даже первый этап. Но в итоге я прошла три собеседования – с HR, руководителем отдела маркетинга и генеральным директором. Каждое из них подразумевало серию вопросов, проверяющих степень заинтересованности и наличие необходимых навыков.
К интервью я подготовилась основательно: сделала презентацию с описанием своих профессиональных достижений и опыта, рассказала о них на встрече. В целом вопросы были стандартные: что я умею, знаю и почему хочу работать в этой компании. Еще спрашивали о том, как я вижу развитие партнерского маркетинга в компании и как опыт прошлой работы мне в этом поможет.
Чтобы собеседование прошло успешно, обязательно проявляйте интерес к будущему работодателю: перед встречей изучите его продукт, рынок и конкурентов, проведите анализ и поделитесь результатами лично. Даже если эти факты общеизвестны, вовлеченность станет вашим преимуществом.
Превращайте свои «минусы» в «плюсы»: не говорите, что чего-то не знаете, а показывайте, что готовы узнавать новое, обучаться и развиваться. Для нестартовой позиции важен опыт работы в IT и базовое понимание специфики компании, ее особенностей.
Я поделилась мыслями, что планирую сделать и как буду воплощать эти идеи. Так как я была уже влюблена в этот проект, то показала заинтересованность в его развитии. В этот же вечер мне сделали job offer.
Полное погружение
Рабочий день
Я менеджер по работе с партнерами. Мое направление для этой компании достаточно новое: я с нуля запускала сотрудничество с CPA-сетями, а сейчас моя задача – поддерживать с ними оперативную связь, предоставлять рекламные материалы, обеспечивать актуальной статистикой и сделать это направление прибыльным.
Мое утро начинается в полвосьмого. В Mail.Ru Group есть тренажерный зал, и я не упускаю возможности позаниматься два-три раза в неделю – это позволяет окончательно проснуться. В другие дни спасаюсь кофе.
Рабочий день начинаю с того, что пролистываю несколько тематических каналов в Telegram, изучаю тренды, кейсы и свежие новости в мире маркетинга. Затем разбиваю дела на пункты и выписываю их в Sublime Text или бумажный блокнот – в нем помечаю самые приоритетные и горящие задачи.
Погрузиться в работу без музыки я не могу – включаю в плейлисте рок или альтернативу и выполняю задачи из блокнота.
Как правило, за работой и музыкой я часто увлекаюсь и про обед вспоминаю в три-четыре часа, а то и позже. Но голодная смерть мне не грозит – всегда можно перекусить фруктами, кашами, печеньем, выпить кофе или чай.
Время за решением задач летит быстро – я осознаю, что рабочий день окончен, только когда слышу от уходящих коллег: «До завтра!».
Саморазвитие
Параллельно с маркетингом я развиваюсь в сфере IT, получаю высшее образование в этом направлении и связываю с информационными технологиями профессиональные перспективы.
Думаю, что когда-нибудь я могу стать продакт-менеджером, это специальность на стыке IT и маркетинга. Я уже начала этот путь – осваиваю должность проджект-менеджера.
Работа в образовательном проекте позволила мне не только учиться самой, но и обучать других. К тому моменту я два года проработала в маркетинге – и решила пройти собеседование на преподавателя курсов GeekBrains.
В итоге начала вести модуль CPA в профессии «Интернет-маркетолог», делилась опытом со студентами. Если в расписании были уроки, я за час до занятия подготавливалась и шла в переговорку, чтобы провести занятие. Сейчас я уже не преподаю – много других обязанностей.
Рабочие сложности
Я считаю сложности испытаниями, которые дают возможность «прокачать» свои навыки и компетенции, и всегда принимаю такие вызовы с удовольствием. Например, мне было сложно делать мероприятия – не было опыта, и я очень переживала, что сделаю что-то не так, – но все получилось.
Вообще, темп интернет-компаний подходит не всем – не у каждого получается адаптироваться к постоянным изменениям вокруг.
Год назад самым сложным испытанием для меня стала организация конференции «Найди себя в digital» и серии бесплатных онлайн-воркшопов. Ранее у меня не было подобного опыта и многие нюансы приходилось схватывать на ходу.
Мы впервые рассказали о том, что теперь обучаем не только программированию, но дизайну и маркетингу. Поэтому ответственность была очень серьезная, но результат того стоил.
Я многому научилась, сильнее полюбила компанию и команду, с которой работаю. Такие мероприятия нужны для того, чтобы видеть вашего клиента вживую, узнавать его мотивацию и понимать, что твой продукт по-настоящему меняет жизни.
Секреты мастерства
Маркетолог должен знать не только маркетинг. Ему нужно понимать специфику отрасли, в которой работает, и процесс создания продукта от разработки до продвижения. Кто-то получает эти знания на теории в вузах, а кто-то, как я, на практике.
Еще маркетолог должен мыслить абстрактно и аналитически, понимать бизнес-процессы: встать на место потребителя своего бренда, видеть путь от знакомства с продуктом до его использования и результата.
Нужно наращивать базу контактов и иметь хорошую репутацию. Быстро улучшать качество работы. Важно абстрагироваться от горящей атмосферы, приоритезировать задачи и стремиться выполнить свой план.
Главное – всегда оставайтесь человеком.
Иногда сотрудничество срывается или тяжело дается из-за человеческого фактора или технических проблем внутри продукта. Действительно важно в таких условиях оставаться профессионалом и держать партнера в курсе того, что происходит. Обман, хамство или игнорирование приводят к прекращению сотрудничества.
Маркетинг + IT
Знания в IT тоже будут очень полезны в маркетинге. Например, в «ЛитРес» мне часто приходилось самой писать запросы в базу, чтобы получить статистику, – так быстрее, чем ставить задачу аналитику и ждать своей очереди.
Запросы были несложные, нужные знания были (спасибо курсу по базам данных), поэтому я решила, что справлюсь с этой задачей сама. В итоге я могла оперативно согласовать итоги месяца с партнером или найти определенного пользователя и проверить источник рекламы, благодаря которой он купил продукт.
Очень часто при подключении нового партнера необходимо провести техническую интеграцию – здесь тоже помогают знания в IT.
Иногда ты сталкиваешься с тем, что технический документ партнеров составлен некорректно: в нем могут прописать несколько способов интеграции или передачу данных, которые компания не может разглашать. Такой документ нужно предварительно изучить и выбрать именно те задачи, которые действительно будут нужны разработке и компании. И без технических знаний тут не обойтись.
Вы должны понимать терминологию и разбираться, как работает код. При постановке задачи важно описать понятным языком, что должен делать код и какой результат выдавать. Понимая логику предстоящей работы, я могу составить ТЗ таким образом, чтобы у программиста остались только организационные вопросы.
В помощь начинающим
Новичкам нужно откуда-нибудь брать информацию. Моей первой энциклопедией были коллеги и тематические конференции, а со временем сформировался еще и пул подписок на тематические telegram-каналы, блоги маркетинговых и партнерских агентств, facebook-контактов с профессионалами, которые делятся кейсами.
Но в основном я читаю Telegram: и определенные каналы, и просто новости и статьи, которые сбрасывают друзья и коллеги.
Вот шорт-лист полезных telegram-каналов из моей подборки.
- «Все самое интересное из мира digital» – новые фишки Instagram, Facebook, «ВКонтакте», рекламные кейсы, новости индустрии,
- «Збс реклама» – наглядные примеры правильной рекламы,
- «Креативное Г» – канал с примерами неудачной рекламы,
- «Бизнес и социальные сети» – полезный материал, много «живых» кейсов, подача простая и понятная, как рецепт яичницы, дайджест новостей разбит по типам социальных сетей, есть подборка полезных сервисов,
- «Контент | SMM стратегия» – канал о том, как создавать уникальный контент и настраивать его на продажи и разрабатывать стратегии продвижения в социальных сетях,
- «Интернет-аналитика» – про аналитику: цифры, факты, диаграммы,
- «Умный трафик» – про трафик в таргете,
- «Немного терпения» – все про презентации: дизайн, контент, структура, сторителлинг,
- «Ой, натив» – новости и кейсы из мира нативной рекламы.
Три совета начинающим маркетологам
- Больше читайте: не только профессиональную литературу, но и блоги, статьи, кейсы на тематических ресурсах. Развивайтесь в режиме нон-стоп!
- Чтобы определиться с направлением, зайдите на сайты по поиску работы и проанализируйте вакансии. Почитайте о требованиях и обязанностях и выберите, что вам больше понравится. Заодно сможете подготовиться к собеседованию.
- Заводите больше полезных контактов и будьте дружелюбны с партнерами. Вам ответят тем же!
Три вещи, которые бесят в работе маркетолога
- Реклама. Из-за специфики работы я ее ненавижу и везде блокирую. Многие удивляются, но это нормальная практика – поэтому маркетологи ищут новые инструменты и другой подход к своему пользователю.
- Монотонная работа – текучка в виде сверок, работы с документооборотом, поступление одинаковых предложений о сотрудничестве с одним и тем же сценарием. Но, к сожалению, ее никто не отменял.
- Непонимание другими отделами работы маркетинга. Любой другой отдел – разработка, дизайн, продажи – почему-то думает, что маркетологи ничего не делают или занимаются ненужными вещами.
Текст готовили Влада Стеканова и Софья Федосеева
Материалы по теме:
Эпоха нового digital: какое будущее ждет рынок performance-маркетинга в России?
От промоутера до официанта: как роботы заменяют людей в маркетинге и продажах
Как искусственный интеллект помогает лучше понять клиентов
Креатив, еще больше аналитики и голосовые интерфейсы: что ждет маркетинг в 2019 году
Фото предоставлены пресс-службой GeekBrains
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Наташа, ты куда: как удержать операционного директора
- 2 Образование и жизнь в Милане: «В студенческой столовой можно купить пиво»
- 3 «Если я получил работу в 19 лет, то могу добиться большего». История студента из Бийска, уехавшего в Пизу
- 4 «IT — это отрасль, в которую я до сих пор не могу поверить»: как наладчик станков с ЧПУ стал программистом
- 5 Инна Друзь: «Тут все живут в быстром темпе, даже дети»
ВОЗМОЖНОСТИ
17 сентября 2024
18 сентября 2024
18 сентября 2024