Пять IT-рецептов, которые помогут вашей компании справиться с бурным ростом

Павел Ершов
Павел Ершов

Основатель IT-компании Directual

Расскажите друзьям
Софья Федосеева

Если компания создает востребованный продукт или качественно оказывает услуги, то с огромной долей вероятности ее бизнес пойдет в гору. Казалось бы, переживать нечего: компания расширяется, спрос растет, клиенты рекомендуют вас, выручка позволяет набирать новых людей и открывать офисы. Но зачастую в период активного роста компания сталкивается с новыми и неожиданными проблемами.

Рецептами от болезней роста, проверенными на собственном опыте, делится основатель IT-компании Directual Павел Ершов.

Опасные симптомы

Итак, у вашей компании все хорошо и полно заказов. Но вдруг вы замечаете, что:

  • распоряжения топ-менеджера понимаются искаженно, а он не знает, чем занимаются отдельные люди или целые отделы. Это означает, что вы теряете управление;

  • появляются непредвиденные сдвиги сроков и убытки из-за человеческого фактора. Люди просто ошибаются или откладывают задачи;

  • снижается производительность труда, потому что сотрудники не справляются с многозадачностью или отвлекаются на большое количество ручной работы;

  • издержки на взаимодействие между отделами растут экспоненциально. Из-за роста подразделений происходит бюрократизация процессов. Возникают бесконечные согласования и служебные записки. Люди начинают избегать ответственности, а принятие решений становится непрозрачным;

  • снижается качество работы из-за потери связи с клиентом. Цепочка производства удлиняется, процессы усложняются, а люди, принимающие решения, становятся далеки от конечных клиентов и не знают, что в действительности они хотят.

Если вы заметили подобные симптомы, значит, текущая структура бизнес-процессов для компании становится неоптимальной. И чем больше растет компания, тем сложнее ее вылечить.

Болезнь роста может развиваться стремительно. Если игнорировать «звоночки» и не заниматься самой причиной их появления, компания может нести все большие убытки и терять конкурентное преимущество.

Клиенты будут все менее лояльны, а сотрудники потеряют мотивацию и начнут уходить. В итоге компания может не пережить роста.

Подписывайтесь на канал Rusbase в «Яндекс.Дзен», чтобы ничего не пропустить

Фото: Unsplash

Скажу сразу, что внедрение тех или иных IT-решений — не панацея. Интеграторы или разработчики могут рекламировать свои продукты как «волшебную палочку», но без изменения внутренней культуры и механизмов управления с ситуацией не справиться.

Но я все же сконцентрируюсь на тех моментах, которые связаны с цифровизацией. Тем более что внедрение IT-решений для поддержания роста – просто неизбежно.


Рецепт № 1. Предусмотреть возможность масштабирования

Парк IT-систем компании должен быть подготовлен к росту. Иначе начнутся проблемы в масштабировании архитектуры – он будет тормозить все процессы.

Например, нельзя в качестве CRM использовать решение, которое заточено под бухгалтерию. Оно настолько «деревянное», что любые попытки внедрить новую функциональность будут очень болезненными и дорогими.

Итак, IT-архитектура компании должна удовлетворять следующим критериям:

  • обеспечивать возможность увеличения количества обрабатываемых данных без падения скорости и производительности;

  • иметь внутреннюю связанность всех систем на единой шине данных;

  • обладать гибкими инструментами интеграции с внешними сервисами;

  • обеспечивать высокую гибкость систем, то есть возможность быстрых изменений;

  • гарантировать бесперебойность работы и безопасность данных;

  • быть достаточно простой в поддержке и освоении специалистами среднего уровня.

Соответственно, IT-платформа или стек платформ для автоматизации бизнеса должны соответствовать этим критериям.

Последнее, что я бы советовал, — это присматривать дорогие и неповоротливые решения огромных вендоров типа SAP, 1С или Oracle. По уровню базовых технологий они застряли в конце ХХ века.

Рекомендую обратить внимание на платформы low-code, популярность которых растет во всем мире из-за простоты в использовании. Такие платформы – как кубики лего, даже junior-программист или аналитик может сам построить подходящую систему, а потом по необходимости дополнять ее.

Мы в компании сами разработали такую архитектуру на базе своей же платформы. Могу сказать, что ее же использовали и такие игроки рынка, как МТС, «ПИК» и Citibank.

Рецепт № 2. Сохранение качества данных

Часто компании, находясь на гребне успеха, не задумываются о том, что все свои текущие документы надо бережно хранить и аккуратно и системно раскладывать. Иначе потом, когда наступят не такие радужные времена и придется откатиться назад, разбираться в неструктурированных данных, собранных из разных систем, будет очень долго и дорого.

Чтобы такого не случилось, нужно сразу проектировать хранилище данных в компании и следить за их качеством.


Рецепт № 3. Не гнаться за модой

Надо научиться не брать решения с потолка, основываясь на модных тенденциях или беря пример с конкурентов, а использовать научные методы – собрать данные и сделать аналитику.

Фото: Unsplash

Решения, которые принимаются с учетом аналитики, намного эффективнее.

  • Какие каналы продвижения использовать?

  • Какой продукт производить?

  • С какой аудиторией работать?

  • Как аудитория пользуется продуктом?

Все эти вопросы тесно связаны с количественными показателями — их надо иметь перед глазами для принятия эффективных решений.


Рецепт № 4. Сокращение цикла test-and-learn

Современный бизнес должен очень быстро реагировать на вызовы рынка. Очень хорошо работает подход Design thinking. Это постановка продуктовых гипотез и быстрая их проверка. То, что работает, нужно быстро принимать в работу и масштабировать.

Рецепт № 5. Сближение IТ-отдела с другими подразделениями

В период роста компании IT-отдел начинает все ближе работать с бизнесом, нести не только техническую, обслуживающую функцию, но и непосредственно участвовать в создании конечного продукта. Скорость взаимодействия между бизнесом и IТ становится очень критичным фактором.

Часто менеджеры неправильно ставят задачи для айтишников: неподробно, не указывая конечную цель.

Непонимание бизнес-процесса инженерами создает критичную неэффективность. Они тратят время на ненужные задачи и не дают компании того, в чем она нуждается. Как следствие, организация несет большие издержки.

Как мы сами себя лечили

Мы автоматизировали project-management в команде разработки.

Наша команда программистов росла, а менеджеры проекта уже не справлялась с большим количеством задач по управлению и контролю. Задачи зависали в статусе «Review», спринты закрывались на 50%, разработчики не понимали, что делают их коллеги. Необходимо было менять механизмы управления — мы столкнулись с болезнью роста.

Фото: Unsplash

Мы начали лечение при помощи автоматизации. Проект назвали «Электронная Любовь» («ЭЛ») — потому что этот бот должен был стать помощником живой Любови, одного из менеджеров проекта.

Что было сделано

  • Автоматизировали daily-стендапы. В начале каждого дня в общий чат автоматически писалось, что каждый разработчик сделал вчера и что взял на сегодня. Так все члены команды знали, кто чем занят.

  • Автоматизировали «напоминалки» программистам о том, что надо провести review задач. Напоминания начали приходить как в общий чат, так и лично тем разработчикам, которые ревьюили меньше других.

  • Автоматизировали продвижение задач по канбан-доске. Когда разработчик менял статус, «ЭЛ» следила за тем, чтобы он залогировал время, автоматически передвигала задачу на следующий этап и назначала наименее загруженного тестировщика.

  • Собирали всю статистику: как по команде и спринту в целом, так и по производительности труда каждого отдельного члена команды.

  • Выводили оперативную информацию менеджеру, что тот или иной разработчик «закопался», – если задача делается дольше запланированного, значит, программисту наверняка нужна помощь.

В итоге «закрываемость» задач в спринте выросла с 60 до 90%, процесс стал намного прозрачнее, а работа разработчиков — комфортнее. Мотивация возросла.


Материалы по теме:

Вам понадобятся знания в менеджменте, психологии и умение работать с людьми. Скрам-мастер — о своей работе

Как управлять задачами через карточки и не допустить революцию в офисе

Управляете IT-компанией? Посмотрите, как изменятся ваши бизнес-процессы в 2019 году

Если вы не будете развивать эти навыки, то вскоре окажетесь позади конкурентов

Как работают там, где больше нет начальников. В QIWI внедряют новые способы управления

Agile, scrum, kanban: в чем разница и для чего использовать?


Фото на обложке: Unsplash


В нашем Instagram @rusbase сегодня есть на что посмотреть! Подписаться

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

‡агрузка...

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
VOX Anagelis 2019
13 сентября 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase