Если компания создает востребованный продукт или качественно оказывает услуги, то с огромной долей вероятности ее бизнес пойдет в гору. Казалось бы, переживать нечего: компания расширяется, спрос растет, клиенты рекомендуют вас, выручка позволяет набирать новых людей и открывать офисы. Но зачастую в период активного роста компания сталкивается с новыми и неожиданными проблемами.
Рецептами от болезней роста, проверенными на собственном опыте, делится основатель IT-компании Directual Павел Ершов.
Опасные симптомы
Итак, у вашей компании все хорошо и полно заказов. Но вдруг вы замечаете, что:
- распоряжения топ-менеджера понимаются искаженно, а он не знает, чем занимаются отдельные люди или целые отделы. Это означает, что вы теряете управление;
- появляются непредвиденные сдвиги сроков и убытки из-за человеческого фактора. Люди просто ошибаются или откладывают задачи;
- снижается производительность труда, потому что сотрудники не справляются с многозадачностью или отвлекаются на большое количество ручной работы;
- издержки на взаимодействие между отделами растут экспоненциально. Из-за роста подразделений происходит бюрократизация процессов. Возникают бесконечные согласования и служебные записки. Люди начинают избегать ответственности, а принятие решений становится непрозрачным;
- снижается качество работы из-за потери связи с клиентом. Цепочка производства удлиняется, процессы усложняются, а люди, принимающие решения, становятся далеки от конечных клиентов и не знают, что в действительности они хотят.
Если вы заметили подобные симптомы, значит, текущая структура бизнес-процессов для компании становится неоптимальной. И чем больше растет компания, тем сложнее ее вылечить.
Болезнь роста может развиваться стремительно. Если игнорировать «звоночки» и не заниматься самой причиной их появления, компания может нести все большие убытки и терять конкурентное преимущество.
Клиенты будут все менее лояльны, а сотрудники потеряют мотивацию и начнут уходить. В итоге компания может не пережить роста.
Скажу сразу, что внедрение тех или иных IT-решений — не панацея. Интеграторы или разработчики могут рекламировать свои продукты как «волшебную палочку», но без изменения внутренней культуры и механизмов управления с ситуацией не справиться.
Но я все же сконцентрируюсь на тех моментах, которые связаны с цифровизацией. Тем более что внедрение IT-решений для поддержания роста – просто неизбежно.
Рецепт № 1. Предусмотреть возможность масштабирования
Парк IT-систем компании должен быть подготовлен к росту. Иначе начнутся проблемы в масштабировании архитектуры – он будет тормозить все процессы.
Например, нельзя в качестве CRM использовать решение, которое заточено под бухгалтерию. Оно настолько «деревянное», что любые попытки внедрить новую функциональность будут очень болезненными и дорогими.
Итак, IT-архитектура компании должна удовлетворять следующим критериям:
- обеспечивать возможность увеличения количества обрабатываемых данных без падения скорости и производительности;
- иметь внутреннюю связанность всех систем на единой шине данных;
- обладать гибкими инструментами интеграции с внешними сервисами;
- обеспечивать высокую гибкость систем, то есть возможность быстрых изменений;
- гарантировать бесперебойность работы и безопасность данных;
- быть достаточно простой в поддержке и освоении специалистами среднего уровня.
Соответственно, IT-платформа или стек платформ для автоматизации бизнеса должны соответствовать этим критериям.
Последнее, что я бы советовал, — это присматривать дорогие и неповоротливые решения огромных вендоров типа SAP, 1С или Oracle. По уровню базовых технологий они застряли в конце ХХ века.
Рекомендую обратить внимание на платформы low-code, популярность которых растет во всем мире из-за простоты в использовании. Такие платформы – как кубики лего, даже junior-программист или аналитик может сам построить подходящую систему, а потом по необходимости дополнять ее.
Мы в компании сами разработали такую архитектуру на базе своей же платформы. Могу сказать, что ее же использовали и такие игроки рынка, как МТС, «ПИК» и Citibank.
Рецепт № 2. Сохранение качества данных
Часто компании, находясь на гребне успеха, не задумываются о том, что все свои текущие документы надо бережно хранить и аккуратно и системно раскладывать. Иначе потом, когда наступят не такие радужные времена и придется откатиться назад, разбираться в неструктурированных данных, собранных из разных систем, будет очень долго и дорого.
Чтобы такого не случилось, нужно сразу проектировать хранилище данных в компании и следить за их качеством.
Рецепт № 3. Не гнаться за модой
Надо научиться не брать решения с потолка, основываясь на модных тенденциях или беря пример с конкурентов, а использовать научные методы – собрать данные и сделать аналитику.
Решения, которые принимаются с учетом аналитики, намного эффективнее.
- Какие каналы продвижения использовать?
- Какой продукт производить?
- С какой аудиторией работать?
- Как аудитория пользуется продуктом?
Все эти вопросы тесно связаны с количественными показателями — их надо иметь перед глазами для принятия эффективных решений.
Рецепт № 4. Сокращение цикла test-and-learn
Современный бизнес должен очень быстро реагировать на вызовы рынка. Очень хорошо работает подход Design thinking. Это постановка продуктовых гипотез и быстрая их проверка. То, что работает, нужно быстро принимать в работу и масштабировать.
Рецепт № 5. Сближение IТ-отдела с другими подразделениями
В период роста компании IT-отдел начинает все ближе работать с бизнесом, нести не только техническую, обслуживающую функцию, но и непосредственно участвовать в создании конечного продукта. Скорость взаимодействия между бизнесом и IТ становится очень критичным фактором.
Часто менеджеры неправильно ставят задачи для айтишников: неподробно, не указывая конечную цель.
Непонимание бизнес-процесса инженерами создает критичную неэффективность. Они тратят время на ненужные задачи и не дают компании того, в чем она нуждается. Как следствие, организация несет большие издержки.
Как мы сами себя лечили
Мы автоматизировали project-management в команде разработки.
Наша команда программистов росла, а менеджеры проекта уже не справлялась с большим количеством задач по управлению и контролю. Задачи зависали в статусе «Review», спринты закрывались на 50%, разработчики не понимали, что делают их коллеги. Необходимо было менять механизмы управления — мы столкнулись с болезнью роста.
Мы начали лечение при помощи автоматизации. Проект назвали «Электронная Любовь» («ЭЛ») — потому что этот бот должен был стать помощником живой Любови, одного из менеджеров проекта.
Что было сделано
- Автоматизировали daily-стендапы. В начале каждого дня в общий чат автоматически писалось, что каждый разработчик сделал вчера и что взял на сегодня. Так все члены команды знали, кто чем занят.
- Автоматизировали «напоминалки» программистам о том, что надо провести review задач. Напоминания начали приходить как в общий чат, так и лично тем разработчикам, которые ревьюили меньше других.
- Автоматизировали продвижение задач по канбан-доске. Когда разработчик менял статус, «ЭЛ» следила за тем, чтобы он залогировал время, автоматически передвигала задачу на следующий этап и назначала наименее загруженного тестировщика.
- Собирали всю статистику: как по команде и спринту в целом, так и по производительности труда каждого отдельного члена команды.
- Выводили оперативную информацию менеджеру, что тот или иной разработчик «закопался», – если задача делается дольше запланированного, значит, программисту наверняка нужна помощь.
В итоге «закрываемость» задач в спринте выросла с 60 до 90%, процесс стал намного прозрачнее, а работа разработчиков — комфортнее. Мотивация возросла.
Материалы по теме:
Как управлять задачами через карточки и не допустить революцию в офисе
Управляете IT-компанией? Посмотрите, как изменятся ваши бизнес-процессы в 2019 году
Если вы не будете развивать эти навыки, то вскоре окажетесь позади конкурентов
Как работают там, где больше нет начальников. В QIWI внедряют новые способы управления
Agile, scrum, kanban: в чем разница и для чего использовать?
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Выбор системы налогообложения»
- 1 Instagram* представил аналог видеоредактора CapCut от TikTok
- 2 «Руссофт» озвучил главные IT-тренды 2025 года: новые инвест-инструменты, аккуратность с ИИ и популярность облаков
- 3 В Wildberries справились со сбоем в рекордные сроки
- 4 Правила разработки приложений для детей — этические и юридические аспекты
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025