По данным Евразийского банка развития, по объемам взаимных инвестиций лидирующие позиции в ЕАЭС после России занимает Казахстан. Страна показывает высокую динамику роста в области совместного предпринимательства и взаимного экспорта услуг.
О ключевых предпосылках для запуска EdTech-проектов в Казахстане рассказал Дмитрий Малин — экономист, IT-инженер, сооснователь и операционный директор международной платформы английского для детей Novakid.Предпосылки
- Высокий процент детского населения
По данным переписи 2021 года, доля детей 4-12 лет составляет 17% населения Казахстана.
- Готовность родителей инвестировать в дополнительное образование для детей
Опросы показывают высокий уровень неудовлетворенности качеством обучения в муниципальных школах. 95% казахстанских семей оплачивают детям частных репетиторов или различные курсы. Об этом свидетельствуют данные исследования национальной Ассоциации учреждений частного образования. В среднем речь идет о $100+ в месяц.
- Достаточно высокий уровень цифровизации населения
По информации Datareportal, доступ в Интернет в 2022 году есть у 85,9% жителей Казахстана. Этот показатель ниже, чем в среднем по Европе, но выше, чем в ряде других стран нашего присутствия. Для сравнения, в Турции это 82%, а в Индонезии — 73%.
- Низкая конкуренция
Рынок EdTech в Казахстане только начинает развитие, а потому отличается низкой конкурентной средой. В основном сегмент представлен небольшими локальными школами и парой крупных компаний, сотрудничающих с местным Министерством образования. Международных проектов, как и системного присутствия крупных российских онлайн-школ в стране пока нет.
Так что для нового сильного игрока шансы занять устойчивые позиции на рынке достаточно велики.
Барьеры для запуска бизнеса в Казахстане
Низкий уровень лояльности к иностранному продукту
Сегодня в Казахстане активно продвигается идея национальной идентичности и поддержки местного бизнеса. К иностранным компаниям, какими бы успешными они ни были в других странах, относятся с долей недоверия. Так что над узнаваемостью бренда придется как следует поработать, что потребует солидных бюджетов на продвижение.
Недоверие к иностранным платежным сервисам и системам
Для оплаты услуг в Казахстане мы используем международное приложение для переводов Strike. Никаких проблем с его работой нет, но некоторые клиенты все равно боятся пользоваться новым сервисом.
Здесь выходом из положения станет регистрация юридического лица в Казахстане и открытие счета в местном банке.
Ориентация пользователя на низкую цену
Средняя зарплата в Казахстане в 2022 году составляет около $500-650, при этом уровень доходов населения сильно варьируется в зависимости от региона.
Так или иначе средний пользователь при принятии решения о покупке в первую очередь ориентируется на цену. Это важно учитывать, если вы продвигаете дорогой продукт или услугу.
Читайте по теме: Банковское обслуживание в Казахстане: что нужно знать российским предпринимателям
В этом случае потребуется более детально проработать свою целевую аудиторию и сосредоточиться на маркетинговых активностях в больших городах:
- Астане,
- Алма-Ате,
- Караганде,
- Павлодаре,
- Шымкенте,
- Актобе.
Топ-5 советов для разработки маркетинговой B2C-стратегии в Казахстане
Чтобы укрепиться на рынке, иностранный бренд или продукт обязан быть «на слуху»
Для этого придется задействовать максимальное количество каналов продвижения и приготовиться к высоким (не менее $15 – 20 тыс. на старте) расходам на маркетинг и пиар.
В основе визуальной коммуникации должен лежать понятный и хорошо считывающийся код
Для рекламных материалов лучше использовать моделей азиатской внешности или пару «казах + русский».
Куда стартапам идти в Казахстане: гид RB.RU
Стратегия скидок работает плохо
В отличие от Юго-Восточной Азии или Турции, в Казахстане сложно заинтересовать аудиторию краткосрочным снижением цены. Какой бы большой ни была скидка, пользователь все равно будет анализировать «реальную» стоимость, и то, насколько подъемной она окажется для него в дальнейшем.
Русский язык в Казахстане знают практически все
На начальном этапе можно обойтись русскоязычной службой поддержки. Но в перспективе в команду клиентского сервиса лучше подбирать сотрудников со знанием двух языков: казахского и русского.
Читайте также: Служба поддержки клиентов в EdTech: на что обратить внимание при найме и как выстроить работу такой команды
При продвижении в Казахстане хорошо работает работа с блогерами
При этом они обязательно должны быть «местными». Не стоит делать ставку на российских медийных личностей в надежде на то, что в Казахстане их тоже знают. У страны свой развитый медиаландшафт со своими трендами и лидерами мнений.
Топ ошибок при выходе на рынок Казахстана
- Пытаться охватить всю страну. Лучше сосредоточиться на продвижении в больших городах.
- Не анализировать ценовую политику конкурентов и поведение целевой аудитории. Изучение рынка даст понимание платежеспособности и предпочтений целевой аудитории и позволит избежать ошибок в выборе каналов продвижения.
- Делать ставку на один источник продвижения. Если вы новый бренд, стоит диверсифицировать каналы коммуникации и закладывать бюджет на несколько путей продвижения.
- Игнорировать национальные особенности. При общем «советском» бэкграунде казахстанцы и россияне имеют совершенно разный менталитет. То, что было отлично для России, в Казахстане с большой долей вероятности не сработает.
Фото на обложке: Shutterstock / Aleksandra Tokarz
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Искусственный интеллект в малом бизнесе: теория и практика»
- 1 Казахстан ограничил срок действия банковских карт нерезидентов одним годом
- 2 Краудлендинговая платформа JetLend запланировала выход на рынок Казахстана
- 3 Посольство России сообщило о десяти пострадавших россиянах при крушении самолета в Казахстане
- 4 «Яндекс Лавка» вышла на рынок Казахстана
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025