Колонки

Зачем EdTech-проекту сегодня идти в Казахстан?

Колонки
Дмитрий Малин
Дмитрий Малин

Сооснователь Novakid

Анастасия Удальцова

По данным Евразийского банка развития, по объемам взаимных инвестиций лидирующие позиции в ЕАЭС после России занимает Казахстан. Страна показывает высокую динамику роста в области совместного предпринимательства и взаимного экспорта услуг. 

О ключевых предпосылках для запуска EdTech-проектов в Казахстане рассказал Дмитрий Малин — экономист, IT-инженер, сооснователь и операционный директор международной платформы английского для детей Novakid.
Зачем EdTech-проекту сегодня идти в Казахстан?

Предпосылки

  • Высокий процент детского населения

По данным переписи 2021 года, доля детей 4-12 лет составляет 17% населения Казахстана. 

  • Готовность родителей инвестировать в дополнительное образование для детей

Опросы показывают высокий уровень неудовлетворенности качеством обучения в муниципальных школах. 95% казахстанских семей оплачивают детям частных репетиторов или различные курсы. Об этом свидетельствуют данные исследования национальной Ассоциации учреждений частного образования. В среднем речь идет о $100+ в месяц. 

RB рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке
  • Достаточно высокий уровень цифровизации населения

По информации Datareportal, доступ в Интернет в 2022 году есть у 85,9% жителей Казахстана. Этот показатель ниже, чем в среднем по Европе, но выше, чем в ряде других стран нашего присутствия. Для сравнения, в Турции это 82%, а в Индонезии — 73%. 

  • Низкая конкуренция

Рынок EdTech в Казахстане только начинает развитие, а потому отличается низкой конкурентной средой. В основном сегмент представлен небольшими локальными школами и парой крупных компаний, сотрудничающих с местным Министерством образования. Международных проектов, как и системного присутствия крупных российских онлайн-школ в стране пока нет. 

Так что для нового сильного игрока шансы занять устойчивые позиции на рынке достаточно велики. 

 

Барьеры для запуска бизнеса в Казахстане

Низкий уровень лояльности к иностранному продукту

Сегодня в Казахстане активно продвигается идея национальной идентичности и поддержки местного бизнеса. К иностранным компаниям, какими бы успешными они ни были в других странах, относятся с долей недоверия. Так что над узнаваемостью бренда придется как следует поработать, что потребует солидных бюджетов на продвижение. 

 

Недоверие к иностранным платежным сервисам и системам

Для оплаты услуг в Казахстане мы используем международное приложение для переводов Strike. Никаких проблем с его работой нет, но некоторые клиенты все равно боятся пользоваться новым сервисом. 

Здесь выходом из положения станет регистрация юридического лица в Казахстане и открытие счета в местном банке. 

 

Ориентация пользователя на низкую цену

Средняя зарплата в Казахстане в 2022 году составляет около $500-650, при этом уровень доходов населения сильно варьируется в зависимости от региона. 

Так или иначе средний пользователь при принятии решения о покупке в первую очередь ориентируется на цену. Это важно учитывать, если вы продвигаете дорогой продукт или услугу.


Читайте по теме: Банковское обслуживание в Казахстане: что нужно знать российским предпринимателям


В этом случае потребуется более детально проработать свою целевую аудиторию и сосредоточиться на маркетинговых активностях в больших городах: 

  • Астане, 
  • Алма-Ате, 
  • Караганде, 
  • Павлодаре, 
  • Шымкенте, 
  • Актобе. 

 

Топ-5 советов для разработки маркетинговой B2C-стратегии в Казахстане

Чтобы укрепиться на рынке, иностранный бренд или продукт обязан быть «на слуху»

Для этого придется задействовать максимальное количество каналов продвижения и приготовиться к высоким (не менее $15 – 20 тыс. на старте) расходам на маркетинг и пиар. 

В основе визуальной коммуникации должен лежать понятный и хорошо считывающийся код 

Для рекламных материалов лучше использовать моделей азиатской внешности или пару «казах + русский». 


Куда стартапам идти в Казахстане: гид RB.RU


Стратегия скидок работает плохо

В отличие от Юго-Восточной Азии или Турции, в Казахстане сложно заинтересовать аудиторию краткосрочным снижением цены. Какой бы большой ни была скидка, пользователь все равно будет анализировать «реальную» стоимость, и то, насколько подъемной она окажется для него в дальнейшем. 

Русский язык в Казахстане знают практически все

На начальном этапе можно обойтись русскоязычной службой поддержки. Но в перспективе в команду клиентского сервиса лучше подбирать сотрудников со знанием двух языков: казахского и русского. 


Читайте также: Служба поддержки клиентов в EdTech: на что обратить внимание при найме и как выстроить работу такой команды


При продвижении в Казахстане хорошо работает работа с блогерами

При этом они обязательно должны быть «местными». Не стоит делать ставку на российских медийных личностей в надежде на то, что в Казахстане их тоже знают. У страны свой развитый медиаландшафт со своими трендами и лидерами мнений. 

 

Топ ошибок при выходе на рынок Казахстана

  • Пытаться охватить всю страну. Лучше сосредоточиться на продвижении в больших городах.
  • Не анализировать ценовую политику конкурентов и поведение целевой аудитории. Изучение рынка даст понимание платежеспособности и предпочтений целевой аудитории и позволит избежать ошибок в выборе каналов продвижения.
  • Делать ставку на один источник продвижения. Если вы новый бренд, стоит диверсифицировать каналы коммуникации и закладывать бюджет на несколько путей продвижения.
  • Игнорировать национальные особенности. При общем «советском» бэкграунде казахстанцы и россияне имеют совершенно разный менталитет. То, что было отлично для России, в Казахстане с большой долей вероятности не сработает. 

 


Фото на обложке: Shutterstock / Aleksandra Tokarz

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Фитнес-клубы зарабатывают, когда вы не пользуетесь абонементом? Все наоборот
  2. 2 Упрощенка, льготы и подводные камни: что учесть бизнесу, который планирует работать в нескольких странах
  3. 3 Банковское обслуживание в Казахстане: что нужно знать российским предпринимателям
  4. 4 Российские школьники заняли третье место на конкурсе Kazakhstan Smart Space
  5. 5 Российских школьников и студентов позвали на конкурс по космическим технологиям и технике в Казахстане
Calltouch Лидс
Как продавать больше без увеличения трафика и бюджета на рекламу
Узнать больше