Колонки

Профессия маркетолог: карьера в маркетинге

Колонки
Михаил Епихин
Михаил Епихин

Директор по маркетингу Roistat

Анастасия Удальцова

В феврале и марте 2022 года многие российские компании сократили траты на маркетинг и прекратили наем специалистов. Из-за этого рынок труда просел — предложений было очень мало. Но ситуация изменилась. По данным HeadHunter, в мае 2022 года число вакансий в сфере «Маркетинг и PR» увеличилось на 22% по сравнению с мартом 2022 года. 

Маркетологов стали искать чаще, а тем, кто использует сквозную аналитику, предлагают более высокую зарплату. О том, какие навыки нужны маркетологу и как расти в профессии, рассказывает Михаил Епихин, директор по маркетингу Roistat.

Профессия маркетолог: карьера в маркетинге
Присоединиться

Содержание:

Что хотят от маркетологов работодатели?

Мы изучили предложения о работе на hh.ru. Смотрели вакансии на позиции digital-маркетолога и интернет-маркетолога.

В результате собрали пять навыков, которые упоминаются чаще всего:

  1. Знание рекламных кабинетов «Яндекс Директ», My Target, «ВКонтакте».
  2. Контент-маркетинг, в том числе ведение соцсетей.
  3. Разработка и реализация маркетинговой стратегии в рекламных каналах.
  4. Знание основ SEO-продвижения.
  5. Опыт успешной работы с системами аналитики.

Часть работодателей ищут специалистов с высшим образованием по специальности «Маркетинг», имеющих опыт работы с email- и СМС-рассылками.

От маркетологов более узкого профиля, например, product marketing manager, дополнительно ждут успешные кейсы.

Важно не только наличие кейсов, но и возможность подробно рассказать специалисту про проект: объяснить, что на нем делал, каких результатов добился.

Еще на собеседованиях могут попросить решить кейсы или предложить и защитить концепцию продвижения компании.


Читайте по теме:

Сколько стоит раскрутить новую соцсеть: тесты и инсайты первого месяца промо SwapMap

Что заменит cookies: обзор решений для идентификации и таргетинга


Не менее важен опыт специалиста. Это напрямую влияет на заработную плату.

Сколько зарабатывают маркетологи

Средние показатели по зарплате на основе анализа вакансий на hh.ru*:

  • без опыта — от 32,1 тыс. руб.
  • с опытом один-три года — от 61 тыс. руб.
  • с опытом от трех до шести лет — от 81,5 тыс. руб.
  • с опытом более шести лет — от 87,5 тыс. руб.

*Примерный срез рынка на основе открытых данных вакансий на hh.ru на позиции digital-маркетолога и интернет-маркетолога. Всего проанализировано более 120 вакансий с упоминанием заработной платы.

 

Что делать маркетологу для продвижения по карьерной лестнице?

Чтобы развиваться в профессии, специалисту стоит уделить внимание развитию hard- и soft-skills.

Hard skills, или «жесткие» навыки — это профессиональные навыки, которые необходимы для выполнения конкретных задач.

К hard skills маркетолога относятся знания базовых инструментов. Например, рекламных кабинетов и веб-аналитики.

 

Какие hard skills помогут маркетологу зарабатывать больше?

  • Знание и опыт работы со сквозной аналитикой

Если вы умеете работать со сквозной аналитикой — работодатели будут вам рады. Сквозная аналитика помогает отследить весь путь клиента — от первого касания до заявки или покупки.

Маркетолог определяет рекламу, которую можно отключить, чтобы перераспределить бюджет на каналы, которые приносят выручку, а не просто показы и клики.

В вакансиях можно встретить упоминания конкретных систем сквозной аналитики.

Иногда встречаются упоминания систем, собранных вручную внутри компании. В этом случае стоит смотреть, какие сервисы использовали для построения сквозной аналитики.

  • Знание сквозной аналитики влияет на уровень заработной платы

По открытым данным hh.ru, на позицию интернет-маркетолога с опытом один-три года и упоминанием сквозной аналитики в требуемых навыках заработная плата в среднем на 15% выше, чем в вакансиях для специалистов аналогичной позиции и опыта, но без упоминания сквозной аналитики.

Сравнение вакансий на hh.ru по запросу «интернет-маркетолог»

  • Умение грамотно выстраивать воронку клиентов и продаж

Обычно у бизнеса не одна, а несколько воронок — под каждый продукт и каждый проект.

Работодатели ищут специалиста, который может собирать такие воронки и продвигать по ним клиентов. Чем эффективнее работает воронка, тем выше прибыль.

  • Опыт проведения исследований

Маркетолог может рассчитывать на более выгодный оффер, если может провести исследование, изучить рынок, сферу и ЦА, построить воронки с опорой на метрики, а не по статьям с vc.ru.

Если готовите кейсы для портфолио, обязательно добавляйте информацию про воронки. Докажите, что вы умеете строить их.

Это даст преимущество на собеседовании.

  •  Умение строить гипотезы и тестировать их

Еще один востребованный навык у работодателей с hh.ru связан с креативностью и аналитикой. Чем больше идей предлагает маркетолог, тем лучше для бизнеса.

Но придумать идею мало. Ее необходимо протестировать. При этом необязательно запускать тестирование самостоятельно — важно знать, как нужно проверять гипотезы и как не нужно делать.

Начни карьеру HR-менеджера с нуля – сравнивай лучшие программы обучения и читай отзывы в каталоге курсов управления персоналом.
  • Составление ТЗ (технического задания)

Часто маркетолог работает в команде с дизайнерами, программистами и другими специалистами.

В процессе работы необходимо ставить задачи или писать техническое задание, где нужно подробно описать, что требуется сделать специалисту для достижение результата.

От того, насколько подробно и корректно составлено техническое задание, зависит, сколько времени уйдет на выполнение задачи и каким будет результат.

Требования к техническому заданию могут меняться в зависимости от компании и бизнес-процессов в ней. Но в ТЗ все равно должно быть указано, какой результат ждут от специалиста.

 

Какие soft skills необходимы маркетологу?

Soft skills, или «мягкие» навыки — это личные качества, которые помогают в общении с коллегами и клиентами.

Например, умение разрешить конфликтную ситуацию, правильно отреагировать на замечание коллеги или клиента.

  • Решение проблем

The Economist и Intelligence Unit провели исследование, в котором спросили работодателей, какие навыки больше всего им нужны.

Умение решать проблемы оказалось в числе лидеров — более 50% участников исследования отметили, что указывают этот навык в вакансиях.

Решение проблем заключается в способности находить выход из сложных и нестандартных ситуаций. Чем быстрее действует специалист и чем более эффективное решение он находит, тем лучше развит этот soft skill.

  • Критическое мышление

Специалист без этого навыка способен следовать указаниям, он не сомневается в картине мира работодателя и полностью доверяет идеям руководства.

Такой маркетолог может стать успешным исполнителем — то есть «руками».

Например, он сможет запускать простые коммуникации, настраивать рекламу, выгружать аналитику.


Читайте также:

Как апельсиновый сок стал важной частью американского завтрака

Синергия, господдержка и лояльность: как удержать креативные кадры в регионах


На рынке еще можно найти вакансии с такими требованиями, но с каждым месяцем их становится меньше.

Офферы по таким вакансиям значительно ниже — работодатели готовы платить больше специалистам, которые предлагают новые идеи и сомневаются в том, что предлагает компания.

  • Нетворкинг

По данным LinkedIn, на 85% вакансий приглашают специалистов через знакомства. Это не кумовство, а создание сети полезных контактов.

Пример: лид контент-маркетинга получил оффер в новой компании и посоветовал на вакансию дизайнера — коллегу с прошлой работы. Лид пересекался с дизайнером на проектах и на практике убедился в его навыках.

Нетворкинг — это не просто знакомство, но и поддержка, эмпатия, помощь.

Чем лучше специалист взаимодействует с коллегами, тем шире сеть полезных контактов.

  • Self-менеджмент

Управлять проектом — сложный процесс, который требует концентрации, уверенности и настойчивости.

Но не менее сложно управлять своим временем. В этом как раз поможет self-менеджмент.

Экспериментируйте с методиками, изучайте новое, спрашивайте о самых удачных практиках у коллег и экспертов self-менеджмента.


Например, попробуйте метод Шваба:

  • составьте список дел на день;
  • переставьте задачи местами так, чтобы выстроился порядок, в котором вы будете их выполнять;
  • проставьте длительность возле каждой задачи;
  • отмечайте выполненные задачи, продвигайтесь по списку.

В конце дня составьте список на завтра. 

 

Как определить зоны роста и наметить развитие

  • Четко сформулировать свой запрос

Чем вы хотите заниматься? Как вы хотите в будущем профессионально развиваться? Какие направления вам интересны? Может быть, есть пожелания по поводу отрасли и размера компании?

  • Найти интересующие вакансии

Здесь стоит быть внимательным. Во-первых, часто работодатели публикуют вакансии по позиции «маркетолог», имея в виду директора по маркетингу или вовсе SEO-специалиста.

Изучайте требования внутри вакансии, анализируйте, подходите вы под них или нет.

Если вы ищете работу на midlle-позицию, а вам попадаются предложения на позицию директора или руководителя направления — не пропускайте эти вакансии.

Посмотрите требования, чтобы понять, какие навыки нужны на смежных или высоких позициях. Будете знать, что нужно прокачать

  • Выписать востребованные навыки

Наш список из пяти востребованных скиллов — отправная точка для ваших зон роста.

Список навыков нужно регулярно обновлять — пополнять и редактировать. Учитывайте свой профиль и специализацию.

  • Проранжировать навыки

Соберите скиллы в таблице, нарисуйте карьерное дерево или составьте roadmap — все это поможет систематизировать данные и собрать их в одном месте.

  • Понять, каких из них недостает

Приоритезируйте навыки — отметьте способности, которые нужны прокачать как можно скорее, чтобы получить выгодный оффер. Менее важные навыки оставьте на потом.

Цель — составить план изучения навыков.

  • Найти профильные каналы

Изучайте как можно больше материалов про нужный навык: читайте статьи, смотрите видео, слушайте подкасты.

Я рекомендую подписаться на профильные Telegram-каналы и блоги отраслевых экспертов. Так вы будете в курсе новостей отрасли, узнаете о новых практиках и получите свежие идеи, которые сможете внедрить на свой проект.


Самое главное — не бойтесь нового. Ищите новые инструменты, экспериментируйте с каналами и форматами рекламы, изучайте новую информацию.

Такой подход поможет вам оставаться востребованным специалистом и расти в профессии.

Иллюстрации предоставлены автором

Фото на обложке: Shutterstock / SFIO CRACHO

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Тренд-гайд: как собрать бренд идеального работодателя в 2024 году
  2. 2 Упражнения для релаксации и снятия эмоционального напряжения
  3. 3 От яблочного уксуса до коктейля с морским мхом: 10 напитков, которые пьют ЗОЖ-адепты прямо сейчас
  4. 4 «Кухни-призраки» и барбершоп в баре: 5 трендов рынка общепита, которые стоит взять на заметку
  5. 5 «Человеку нужен человек»: как общаться с аудиторией в 2024 году, чтобы быть в тренде