В феврале и марте 2022 года многие российские компании сократили траты на маркетинг и прекратили наем специалистов. Из-за этого рынок труда просел — предложений было очень мало. Но ситуация изменилась. По данным HeadHunter, в мае 2022 года число вакансий в сфере «Маркетинг и PR» увеличилось на 22% по сравнению с мартом 2022 года.
Маркетологов стали искать чаще, а тем, кто использует сквозную аналитику, предлагают более высокую зарплату. О том, какие навыки нужны маркетологу и как расти в профессии, рассказывает Михаил Епихин, директор по маркетингу Roistat.
Содержание:
- Что хотят от маркетологов работодатели?
- Сколько зарабатывают маркетологи
- Что делать маркетологу для продвижения по карьерной лестнице?
- Какие hard skills помогут маркетологу зарабатывать больше?
- Какие soft skills необходимы маркетологу?
- Как определить зоны роста и наметить развитие
Что хотят от маркетологов работодатели?
Мы изучили предложения о работе на hh.ru. Смотрели вакансии на позиции digital-маркетолога и интернет-маркетолога.
В результате собрали пять навыков, которые упоминаются чаще всего:
- Знание рекламных кабинетов «Яндекс Директ», My Target, «ВКонтакте».
- Контент-маркетинг, в том числе ведение соцсетей.
- Разработка и реализация маркетинговой стратегии в рекламных каналах.
- Знание основ SEO-продвижения.
- Опыт успешной работы с системами аналитики.
Часть работодателей ищут специалистов с высшим образованием по специальности «Маркетинг», имеющих опыт работы с email- и СМС-рассылками.
От маркетологов более узкого профиля, например, product marketing manager, дополнительно ждут успешные кейсы.
Важно не только наличие кейсов, но и возможность подробно рассказать специалисту про проект: объяснить, что на нем делал, каких результатов добился.
Еще на собеседованиях могут попросить решить кейсы или предложить и защитить концепцию продвижения компании.
Читайте по теме:
Сколько стоит раскрутить новую соцсеть: тесты и инсайты первого месяца промо SwapMap
Что заменит cookies: обзор решений для идентификации и таргетинга
Не менее важен опыт специалиста. Это напрямую влияет на заработную плату.
Сколько зарабатывают маркетологи
Средние показатели по зарплате на основе анализа вакансий на hh.ru*:
- без опыта — от 32,1 тыс. руб.
- с опытом один-три года — от 61 тыс. руб.
- с опытом от трех до шести лет — от 81,5 тыс. руб.
- с опытом более шести лет — от 87,5 тыс. руб.
*Примерный срез рынка на основе открытых данных вакансий на hh.ru на позиции digital-маркетолога и интернет-маркетолога. Всего проанализировано более 120 вакансий с упоминанием заработной платы.
Что делать маркетологу для продвижения по карьерной лестнице?
Чтобы развиваться в профессии, специалисту стоит уделить внимание развитию hard- и soft-skills.
Hard skills, или «жесткие» навыки — это профессиональные навыки, которые необходимы для выполнения конкретных задач.
К hard skills маркетолога относятся знания базовых инструментов. Например, рекламных кабинетов и веб-аналитики.
Какие hard skills помогут маркетологу зарабатывать больше?
- Знание и опыт работы со сквозной аналитикой
Если вы умеете работать со сквозной аналитикой — работодатели будут вам рады. Сквозная аналитика помогает отследить весь путь клиента — от первого касания до заявки или покупки.
Маркетолог определяет рекламу, которую можно отключить, чтобы перераспределить бюджет на каналы, которые приносят выручку, а не просто показы и клики.
В вакансиях можно встретить упоминания конкретных систем сквозной аналитики.
Иногда встречаются упоминания систем, собранных вручную внутри компании. В этом случае стоит смотреть, какие сервисы использовали для построения сквозной аналитики.
- Знание сквозной аналитики влияет на уровень заработной платы
По открытым данным hh.ru, на позицию интернет-маркетолога с опытом один-три года и упоминанием сквозной аналитики в требуемых навыках заработная плата в среднем на 15% выше, чем в вакансиях для специалистов аналогичной позиции и опыта, но без упоминания сквозной аналитики.
![](https://media.rbcdn.ru/media/upload_tmp/2021/%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%B9_rb.png)
Сравнение вакансий на hh.ru по запросу «интернет-маркетолог»
- Умение грамотно выстраивать воронку клиентов и продаж
Обычно у бизнеса не одна, а несколько воронок — под каждый продукт и каждый проект.
Работодатели ищут специалиста, который может собирать такие воронки и продвигать по ним клиентов. Чем эффективнее работает воронка, тем выше прибыль.
- Опыт проведения исследований
Маркетолог может рассчитывать на более выгодный оффер, если может провести исследование, изучить рынок, сферу и ЦА, построить воронки с опорой на метрики, а не по статьям с vc.ru.
Если готовите кейсы для портфолио, обязательно добавляйте информацию про воронки. Докажите, что вы умеете строить их.
Это даст преимущество на собеседовании.
- Умение строить гипотезы и тестировать их
Еще один востребованный навык у работодателей с hh.ru связан с креативностью и аналитикой. Чем больше идей предлагает маркетолог, тем лучше для бизнеса.
Но придумать идею мало. Ее необходимо протестировать. При этом необязательно запускать тестирование самостоятельно — важно знать, как нужно проверять гипотезы и как не нужно делать.
- Составление ТЗ (технического задания)
Часто маркетолог работает в команде с дизайнерами, программистами и другими специалистами.
В процессе работы необходимо ставить задачи или писать техническое задание, где нужно подробно описать, что требуется сделать специалисту для достижение результата.
От того, насколько подробно и корректно составлено техническое задание, зависит, сколько времени уйдет на выполнение задачи и каким будет результат.
Требования к техническому заданию могут меняться в зависимости от компании и бизнес-процессов в ней. Но в ТЗ все равно должно быть указано, какой результат ждут от специалиста.
Какие soft skills необходимы маркетологу?
Soft skills, или «мягкие» навыки — это личные качества, которые помогают в общении с коллегами и клиентами.
Например, умение разрешить конфликтную ситуацию, правильно отреагировать на замечание коллеги или клиента.
- Решение проблем
The Economist и Intelligence Unit провели исследование, в котором спросили работодателей, какие навыки больше всего им нужны.
Умение решать проблемы оказалось в числе лидеров — более 50% участников исследования отметили, что указывают этот навык в вакансиях.
Решение проблем заключается в способности находить выход из сложных и нестандартных ситуаций. Чем быстрее действует специалист и чем более эффективное решение он находит, тем лучше развит этот soft skill.
- Критическое мышление
Специалист без этого навыка способен следовать указаниям, он не сомневается в картине мира работодателя и полностью доверяет идеям руководства.
Такой маркетолог может стать успешным исполнителем — то есть «руками».
Например, он сможет запускать простые коммуникации, настраивать рекламу, выгружать аналитику.
Читайте также:
Как апельсиновый сок стал важной частью американского завтрака
Синергия, господдержка и лояльность: как удержать креативные кадры в регионах
На рынке еще можно найти вакансии с такими требованиями, но с каждым месяцем их становится меньше.
Офферы по таким вакансиям значительно ниже — работодатели готовы платить больше специалистам, которые предлагают новые идеи и сомневаются в том, что предлагает компания.
- Нетворкинг
По данным LinkedIn, на 85% вакансий приглашают специалистов через знакомства. Это не кумовство, а создание сети полезных контактов.
Пример: лид контент-маркетинга получил оффер в новой компании и посоветовал на вакансию дизайнера — коллегу с прошлой работы. Лид пересекался с дизайнером на проектах и на практике убедился в его навыках.
Нетворкинг — это не просто знакомство, но и поддержка, эмпатия, помощь.
Чем лучше специалист взаимодействует с коллегами, тем шире сеть полезных контактов.
- Self-менеджмент
Управлять проектом — сложный процесс, который требует концентрации, уверенности и настойчивости.
Но не менее сложно управлять своим временем. В этом как раз поможет self-менеджмент.
Экспериментируйте с методиками, изучайте новое, спрашивайте о самых удачных практиках у коллег и экспертов self-менеджмента.
Например, попробуйте метод Шваба:
- составьте список дел на день;
- переставьте задачи местами так, чтобы выстроился порядок, в котором вы будете их выполнять;
- проставьте длительность возле каждой задачи;
- отмечайте выполненные задачи, продвигайтесь по списку.
В конце дня составьте список на завтра.
Как определить зоны роста и наметить развитие
- Четко сформулировать свой запрос
Чем вы хотите заниматься? Как вы хотите в будущем профессионально развиваться? Какие направления вам интересны? Может быть, есть пожелания по поводу отрасли и размера компании?
- Найти интересующие вакансии
Здесь стоит быть внимательным. Во-первых, часто работодатели публикуют вакансии по позиции «маркетолог», имея в виду директора по маркетингу или вовсе SEO-специалиста.
Изучайте требования внутри вакансии, анализируйте, подходите вы под них или нет.
Если вы ищете работу на midlle-позицию, а вам попадаются предложения на позицию директора или руководителя направления — не пропускайте эти вакансии.
Посмотрите требования, чтобы понять, какие навыки нужны на смежных или высоких позициях. Будете знать, что нужно прокачать
- Выписать востребованные навыки
Наш список из пяти востребованных скиллов — отправная точка для ваших зон роста.
Список навыков нужно регулярно обновлять — пополнять и редактировать. Учитывайте свой профиль и специализацию.
- Проранжировать навыки
Соберите скиллы в таблице, нарисуйте карьерное дерево или составьте roadmap — все это поможет систематизировать данные и собрать их в одном месте.
- Понять, каких из них недостает
Приоритезируйте навыки — отметьте способности, которые нужны прокачать как можно скорее, чтобы получить выгодный оффер. Менее важные навыки оставьте на потом.
Цель — составить план изучения навыков.
- Найти профильные каналы
Изучайте как можно больше материалов про нужный навык: читайте статьи, смотрите видео, слушайте подкасты.
Я рекомендую подписаться на профильные Telegram-каналы и блоги отраслевых экспертов. Так вы будете в курсе новостей отрасли, узнаете о новых практиках и получите свежие идеи, которые сможете внедрить на свой проект.
Самое главное — не бойтесь нового. Ищите новые инструменты, экспериментируйте с каналами и форматами рекламы, изучайте новую информацию.
Такой подход поможет вам оставаться востребованным специалистом и расти в профессии.
Иллюстрации предоставлены автором
Фото на обложке: Shutterstock / SFIO CRACHO
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как построить личный бренд»
- 1 Трендвотчинг: как предсказывать потребности клиентов
- 2 Что такое шоурум и чем отличается от обычных магазинов?
- 3 Что такое шеринг: простое объяснение и примеры экономики совместного потребления
- 4 «Руссофт» озвучил главные IT-тренды 2025 года: новые инвест-инструменты, аккуратность с ИИ и популярность облаков
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025