Для некоторых товаров сезонные изменения спроса очевидны, например, для цветов к восьмому марта. Но есть категории, где такой всплеск можно отследить, только используя аналитические системы.
Тимур Фахрутдинов, старший аналитик «Анабара» — системы для мониторинга конкурентов и управления продажами на маркетплейсах — изучил сезонные изменения спроса, которые произойдут до конца февраля, и сделал прогноз, что будет хорошо продаваться в ближайшие полгода на Ozon и Wildberries.
Содержание:
- Как выглядят сезонные изменения
- Календарь зимних сезонных всплесков спроса на Ozon и Wildberries
- Как мы поняли, какие неочевидные товары — сезонные
- Топ-5 быстрорастущих категорий на маркетплейсах
- Самые популярные товары в быстрорастущих сезонных категориях
- Что делать, когда категория с сезонным всплеском выбрана
Как выглядят сезонные изменения
Рост спроса — это всегда увеличение количества заказов на товары в категории. Иногда он сопровождается расширением ассортимента и активным изменением цен.
Чтобы увидеть регулярные сезонные изменения, нужно изучить данные за прошлый год — выгрузить количество заказов в интересующих категориях.
Мы сделали это в нашей системе и получили графики спроса с октября по февраль. Изучили информацию по крупным подкатегориям на Ozon и Wildberries с помощью графиков спроса.
График спроса на одежду на Wildberries
Из них выбрали те категории, в которых есть сезонность. Посмотрели их еще глубже и выделили подкатегории, в которых тоже нашли сезонные пики.
После этого мы выгрузили данные в таблицы Excel, у нас это можно сделать автоматически. Периоды, в которых был повышенный спрос — рост числа заказов — выделили как пиковые сезоны в каждой подкатегории.
Чтобы еще точнее узнать сезонные изменения, можно попробовать отсеять не сезонные всплески спроса.
Для этого — взять «сомнительные» подкатегории и изучить новости за прошлый год.
Так вы сможете понять, могли ли внешние события — дефицит, уход игроков с рынка или что-то еще — стать причиной аномального спроса, который не повторится в этом году.
Например, таких тенденций было много за март-апрель 2022 года. В наших данных «сомнительных» подкатегорий не было.
Еще лучше, если у вас есть информация по продажам за позапрошлый год: сравнение с ней точно покажет, какие изменения повторяются.
У нас в системе такой информации нет, поэтому мы взяли только данные за зиму 2021-2022.
Ярких несезонных всплесков спроса не было, поэтому мы сделали календарь сезонных пиков продаж на маркетплейсах на осень-зиму 2022-2023 года.
Календарь зимних сезонных всплесков спроса на Ozon и Wildberries
Сначала посмотрим, какие категории зимой показывают всплески спроса, а после — разберемся, какие из них наиболее активные и как выбрать подходящую волну для запуска продаж.
Всплески спроса на Wildberries по месяцам
С октября до конца декабря начинается рост спроса — количества заказов на одну карточку товара — на зимнюю одежду, подарки и аксессуары для нового года.
Особенно ярко в декабре растут продажи товаров, которые дарят на Новый год.
Сразу после Нового года, в январе, есть всплеск спроса на «весенние» товары для сада.
А банные полотенца хорошо продаются дольше всего — с октября до февраля.
Всплески спроса на Ozon по месяцам
На Ozon яркие сезонные всплески начинаются позже — в ноябре.
Среди растущих товаров есть достаточно предсказуемые без аналитики — текстиль для дома перед зимними праздниками, ювелирные украшения перед Новым годом и 14 февраля. Но не все так очевидно.
Мы нашли товары, которые лучше продавались зимой, но не были похожи на сезонные по своим функциям.
Чтобы понять, повторяющееся ли это явление, мы проверили, что происходило в подкатегориях во время всплеска спроса.
Найти их без изучения аналитических данных было бы достаточно сложно, как и понять, что это не сезонные изменения.
Как мы поняли, какие неочевидные товары — сезонные
Товары для животных — аквариумы и террариумы
Продажи таких товаров росли с октября до марта.
При чем в подкатегории не увеличивалось ни число продавцов, ни количество товаров.
А спрос — увеличивался. Это точно сезонное изменение спроса.
Футболки и майки
Количество товаров в подкатегории к пику продаж в середине-конце декабря чуть сократилось, количество продавцов осталось прежним.
При этом количество заказов на карточку выросло, поскольку люди покупали футболки с новогодним принтом.
Значит, это сезонное изменение.
Товары для интимной гигиены
Цены в подкатегории не росли, ассортимент тоже, новых продавцов в момент роста спроса не появлялось.
Но количество заказов на карточку выросло. Это сезонное изменение спроса.
Очки для мальчиков и девочек, которые почему-то продаются лучше в разное время
Мы увидели всплеск числа заказов этих товаров перед новым годом в 2021. Также в это время в подкатегориях выросло количество продаваемых товаров и цены.
Рост числа заказов может быть связан с этими показателями, а не сезонными изменениями спроса.
Спецодежда
В подкатегории в октябре появился новый активный продавец, выросло и число товаров в продаже, и количество заказов.
В итоге был всплеск продаж в декабре.
Обычно перед зимним сезоном компании закупают форму для работников — и это можно считать сезонным явлением.
Спрос и сезонные изменения на двух маркетплейсах отличаются. Если селлер работает на обеих площадках, нужно учесть эти различия в планировании закупок и поставок.
Топ-5 быстрорастущих категорий на маркетплейсах
Мы выделили наиболее перспективные подкатегории, где есть сезонные изменения спроса: те, где на один товар приходится больше всего заказов в период сезонного всплеска.
А еще учли в расчетах процент товаров без заказов в этих категориях.
Такой подход нужен, чтобы не считать самыми привлекательными те ниши, где высокая выручка, но очень много товаров, на каждый из которых приходится мало продаж.
Топ-5 сезонных категорий
Это те категории, в которых было больше всего продаж на карточку товаров и меньше всего товаров, которые не продавались совсем.
В них можно хорошо заработать, если успеть организовать поставки товаров, наиболее востребованных у покупателей.
Чтобы выяснить, что закупать, чтобы заработать, нужно посмотреть на ассортимент и конкуренцию в каждой категории. И подобрать товары, которые пользуются наибольшим спросом.
Мы сделали такую аналитику по категориям с с самым большим числом заказов на карточку.
Самые популярные товары в быстрорастущих сезонных категориях
В категориях с самыми яркими сезонными явлениями и большим количеством заказов на карточку есть товары, которые продаются лучше всего.
Мы выяснили свойства таких товаров, нашли наиболее успешных продавцов и примеры самых продающих карточек.
Wildberries
- Термокомплекты
Топ-бренды: Montero outdoor, X-Line, Saimaa
Свойства товаров: материал — полиэстер или хлопок с примесями, товар для горнолыжного спорта, цвет: черный, серый, синий
- Кальсоны
Топ-бренды: Montero outdoor, «Чебоксарский трикотаж», Norveg
Свойства товаров: мужской, черный, хлопок, популярный размер 48-56
Читайте по теме:
Продвижение на Wildberries: инструменты и стратегии
Изменения рынка онлайн-продаж. Какие специалисты нужны для эффективной работы на маркетплейсах?
- Банные полотенца
Топ-бренды: «Байрамали», Letto, Premier textile
Свойства товаров: хлопок, махровый, 1 или 3 шт в комплекте, цвета: серый, зеленый, голубой, бежевый, размеры: 30х60 см; 50х90 см; 70х140 см, без рисунка
- Наборы для выращивания растений
Топ-бренды: «Органик Микс», ho'me, СТК
Свойства товаров: удобрения, субстраты, горшки
- Игровые комплексы
Топ-бренды: Boobo.kids, Gremlin, «Фея Порядка»
Свойства товаров: сухие бассейны с шариками, картонные дома, палатки
Ozon
- Концентраты феромонов
Топ-бренды: Pheromax
Свойства товаров: флаконы 1-14 мл с концентратом (как духи) с распылителем
- Аквариум и аксессуары
Топ-бренды: JBL, UDeco, ArtUniq
Свойства товаров: грунт для аквариумов, кондиционер против помутнения, лава для аквариумов
- Товары для кошек: амуниция
Топ-бренды: Julius-K9, Hunter, Kong
Свойства товаров: поводки, подвески
- Комплекты для кухни
Топ-бренды: Sima-land, «Мари Санна», «Традиция»
Свойства товаров: комплекты из прихваток и рукавиц, прихваток, рукавицы и фартука, наборы прихваток
- Средства для чистки интимных игрушек
Топ бренды: Foxlove, «Биоритм», Love&Me
Свойства товаров: спрей с антимикробным эффектом, 100 мл, в основном отечественного производства
Чтобы самостоятельно найти популярные в сезон товары, нужно выгрузить данные о интересующих товарах и изучить их по алгоритму:
Оценить количество заказов на одну карточку и количество товаров без заказов
С помощью формулы узнать, где самые востребованные товарные карточки.
Оценить выручку на карточку товара в деньгах и выручку в категории
Если она велика, вероятность заработать существенные деньги повышается.
Оценить длину сезона и его масштаб: если есть резкий рост, вероятно, есть и резкое падение
Исходя из этого нужно спланировать поставки под пик спроса и не перезатарить склады маркетплейсов.
Читайте также: Как в текущей ситуации FMCG-брендам выстраивать рекламные кампании. Рекомендации и тренды
Что делать, когда категория с сезонным всплеском выбрана
После того как аналитика проведена, а категории выбраны, дело остается за операционной деятельностью, обычно для всех товаров.
Особенность только в том, что нужно успеть сделать все это до начала сезонного спроса.
Чтобы успеть поднять карточку товара в поисковой выдаче:
- За два-три месяца найти самые продаваемые товары в категории и изучить их свойства — упаковку, размер, цвет, описания.
- Найти похожие товары у поставщиков с самой низкой ценой.
- Рассчитать юнит-экономику с учетом цены поставщика.
- Привезти, упаковать и доставить в логистический центр маркетплейса.
- Запустить продажи и раскрутку карточки за месяц до начала сезона.
Многие продавцы стремятся использовать сезонный спрос.
Чем ожесточеннее становится конкуренция в нишах, тем меньшую долю «пирога» получает каждый игрок.
Поэтому самый надежный способ найти нишу, где будет сезонный всплеск и хорошо на ней заработать — обнаружить такой сегмент самостоятельно, с помощью анализа данных. Лучшей будет та, в которой сезонный всплеск не очевиден с первого взгляда, но его можно найти при помощи аналитики.
Иллюстрации предоставлены автором
Фото на обложке: SaiArLawKa2 /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как открыть микромаркет»
- 1 Ozon раскрыл, какой персонал будет завозить из Индии
- 2 Ozon запустил бесплатное продвижение внутри маркетплейса для офлайн-продавцов
- 3 Санкционные товары на Ozon. Станет ли маркетплейс новым каналом для ушедших брендов?
- 4 Маркетплейсы предложили штрафовать за нарушение закона о платформенной экономике
ВОЗМОЖНОСТИ
07 декабря 2024
08 декабря 2024