Колонки

Инструменты для автоматизации работы общепита: полный список

Колонки
Дмитрий Лебеденко
Дмитрий Лебеденко

Директор по развитию SteadyControl HoReCa

Ирина Печёрская

Дмитрий Лебеденко, ресторатор, директор по развитию компании SteadyControl HoReCa — системы контроля и управления персоналом, сделал обзор ПО для автоматизации ресторана.

Инструменты для автоматизации работы общепита: полный список

Содержание:

 

Когда ресторану необходима автоматизация

Все, кто живут ресторанным бизнесом больше пары лет, знают: зарабатывать, руководя предприятием полностью вручную, вполне реально, но без систем автоматизации управляемость всегда будет падать пропорционально росту мощностей бизнеса и степени вовлечения основателя. 

Сегодня ресторану необходима автоматизация в тот момент, когда собственник выходит из-за кассы. Как только он нанял сотрудников и передал им ответственность за бизнес-процессы, каждое действие должно быть оцифровано. 

Системы автоматизации ресторана помогают разложить процессы в ресторане на цепочки и снизить роль человеческого фактора: корректность повторяющихся действий определяет алгоритм, а не человек. 

 

ПО для автоматизации общепита

Итак, что может и что должно включать в себя ПО для автоматизации заведения общественного питания? Три базовых модуля:

  1. Модуль для кассира, в котором рядовой персонал проводит продажи в формате быстрого чека и распределяет заказы по столам (при наличии официантов в зале).
  2. Модуль для управленца, в котором можно создавать позиции меню с уровнями доступа для рядового персонала (важна возможность удаления/корректировки уже сделанных продаж), смотреть отчеты по продажам по разным фильтрам и категориям (в какие часы пик продаж, какое блюдо самое продаваемое).
  3. Модуль склада, в котором создают рецептуры, считается себестоимость, где можно увидеть остатки и процент списания. Идеально, если складской модуль поддерживает актуальные системы ВетИС (маркировка сырого мяса) и ЕГАИС (учет алкоголя).

Дополнительные блоки, которые упростят работу:

  1. Бонусная система. CRM может быть включена в облачное ПО, а может быть интегрирована сторонними сервисами.
  2. Модуль для поваров, который выводит на экран на кухне состав чека. Так называемый KDS. В принципе, заменяется принтером чеков.
  3. Модуль бронирования. Позволяет в ресторанах не писать все брони в большую тетрадь, а корректировать онлайн, какой столик когда освободится, и можно ли посадить за него сейчас гостей. В целом способен улучшить оборачиваемость на 15-20%. 
  4. Модуль доставки. В случае контракта с сервисами доставки совсем не нужен, но, если заведение обладает своей сетью курьеров, он может позволить назначать персонал на выезды, видеть время доставки, считать ГСМ и прочее.

 

R-keeper

Смотреть — тут 

Самый древний игрок, который на рынке уже более 30 лет и представлен более чем в 40 странах мира. С R-keeper работают «Бургер Кинг», KFC, «Сабвэй», Black Star Burger, многие рестораны Аркадия Новикова.

ПО обладает всеми необходимыми модулями для автоматизации как кофейного островка (облачный тариф стоит от 2 400 рублей в месяц), так и федерального холдинга с системой заявок поставок и инвентаризацией складов. 

Плюсы: за 30 лет опыта в R-keeper накопились даже те функции, о которых начинающий ресторатор может не думать и не знать, но, узнав, может ими воспользоваться и улучшить показатели своего бизнеса. Есть все, буквально все.

Минусы: почти не интегрируется со сторонними сервисами бонусных систем, предзаказа, бронирования, так как внутри программного комплекса уже есть свои эквиваленты. Дорогая федеральная техподдержка и сеть региональных дилеров: техническое сопровождение на местах зависит от их компетентности и активности. 

 

«Айко»

Смотреть — тут 

Более 10 лет на рынке. Очень приятный интерфейс пользователя, открыт для интеграции со сторонними сервисами. Клиенты: «Синнабон», «Папа Джонс», «Кофе Бин».

Плюсы: удобный интерфейс, ПО дешевле R-Keeper по отдельным модулям, меньше требований к моноблокам. Минусы: небольшая дилерская сеть и отсутствие федеральной техподдержки.

 

QuickResto

Смотреть — тут 

Яркий интерфейс, возможность подгружать к каждому блюду картинку и приходные данные для учета.

Главный минус: модуль кассиров работает только на IOS. Причем так было не всегда: просто в какой-то момент они перестали поддерживать ПО на Android. Неплохая единая линия техподдержки.

 

Программа для заказов

 

Poster

Смотреть — тут 

Первый игрок в сфере облачного ПО. Идеальный вариант для кофейни и небольшой кондитерской. Подгружаются накладные, есть модуль бонусной системы, предлагают сразу набор оборудования для автоматизации кассы. 

Плюсы: единая техподдержка по всей стране, красивые подставки под планшеты.

 

Планшет с программой

 

«1С Трактир» 

Смотреть — тут 

Главный плюс — выгрузка данных в «1С Корп», что позволяет профильной бухгалтерии сделать все необходимые списания, проводки и прочие операции. С точки зрения интерфейса очень схематичный, нет бонусной системы. По факту продукт полностью ориентирован на бухгалтерию, местами в ущерб управленческим вопросам и маркетингу.

 

Программа со сводкой

 

«СБИС Presto»

Смотреть — тут 

Облачный продукт от компании «СБИС», занимающейся электронным документооборотом. Главное преимущество — это возможность подгрузки приходных накладных через «ЭДО СБИС». Есть свой оператор фискальных данных, который можно использовать для передачи их в налоговую. Интерфейс кассира яркий, но классический — по сути выбор клавиш с нужными блюдами из списка. Есть модули для поваров, виджет «Мобильный официант», модуль доставки, CRM.  

Кстати, в свое время они почти обрушили рынок ценовой политикой. Годовая рента — это минимальный тариф 9000 рублей. С другой стороны, чтобы подключить дополнительные функции, также надо доплатить — в отличие от того же Poster, где бизнес покупает сразу все и только докупает доступы к отдельным функциям. Здесь же перед покупкой просчитать затраты сразу будет сложновато. 

Интересный бонус — видеозапись по каждому чеку. Встроенная система видеонаблюдения фиксирует каждый пробитый чек. Не нужно часами просматривать записи с видеокамер — достаточно щелкнуть мышкой на интересующий вас заказ, и Presto покажет видео.

 

Информация о доставке

 

«ФронтПад»

Смотреть — тут 

Облачное ПО с очень сильным модулем доставки. Долгое время было самым дешевым на рынке (от 449 рублей в месяц). Почти нет склада, зато можно круто следить за курьерами и формировать базу клиентов.

 

«Атол Еда»

Смотреть — тут 

Правильно было бы назвать «SIGMA Еда». Данное ПО действует только на моноблоке SIGMA, который уже в корпусе содержит фискальный принтер. На рынке его реализует компания «Атол». По факту вы покупаете моноблок, фискальный принтер и ПО единоразово. Тариф по рынку средний, возможности стандартные. 

Главный минус — POS-система SIGMA не самая распространенная, а «Атол» в последние полгода известен тем, что долго везет запчасти. Если техника сломается, то учет продаж может на какое-то время просто встать.

Как можно заметить, ПО для автоматизации ресторана существуют двух типов: 

  • на постоянных лицензиях (покупаются разные модули на всю жизнь: «Кипер», «Айко» и «Трактир»);
  • облачное ПО (весь продукт существует в виде портала-сайта, а бизнес оплачивает подписку за доступ одного, двух и более человек к функционалу).

По факту главным толчком к развитию кассовых ПО и номенклатурного учета стала налоговая реформа, которая ввела систему, когда каждый чек можно посмотреть в интернете в ОФД. И все предприниматели были вынуждены поставить онлайн-кассы. А для того, чтобы на этих кассах появилась информация, нужно торговое ПО. И рынок снова пошел в рост.

Еще несколько игроков с похожим функционалом, но сильно меньшим весом на рынке.

 

Paloma365

Смотреть — тут 

Модульная система автоматизации отлично подойдет для небольшого бизнеса: невысокая цена, базовый функционал и живая техподдержка. 


Читайте также:
Кейс: зачем автоматизировать столовую
7 советов, как выбрать удачную локацию для ресторана
Оборот московского общепита в первую неделю после отмены QR-кодов вырос более чем на четверть

 

Restik

Смотреть — тут 

Сервис с приятным минималистичным интерфейсом и бонусами: возможностью создавать сайт доставки, интегрировать в него оплату и генерировать электронное меню. Все — за 990 рублей в месяц после бесплатного двухнедельного периода. Полный интерфейс можно оценить на сайте в демо-доступе. 

 

График прибыли

 

«АСТОР»

Смотреть — тут 

Система автоматизации, ориентированная под задачи розницы: есть все, включая интеграцию с «1C Бухгалтерией». Из клиентов — в основном ритейл, хотя функционал частично закрывает и задачи HoReCa.

 

GBS.Market

Смотреть — тут 

Не облачная система для товарного и складского учета за 179 рублей в месяц или за 5475 рублей при покупке бессрочного доступа. Продукт также ориентирован на розницу, но не обладает версией для официанта и модулями кухни.

 

Microinvest

Смотреть — тут 

Система с модульной сборкой (необходимо отдельно платить за модуль доставки, официанта и склада) и довольно устаревшим интерфейсом. 

 

Pos Sector

Смотреть — тут 

Достаточно полная украинская система автоматизации для ресторана с модулем кухни, официанта, склада и CRM (а также бонусами в виде генерации меню по QR-коду). На сайте пишут, что среди клиентов больше пяти тыс. ресторанов по всему миру. 

 

«РСТъ: Рестораторъ»

Смотреть — тут 

Система со стандартным функционалом, давно не обновляемым сайтом и интересной отсылкой к iiko на сайте: «Есть ли достойная альтернатива “РСТъ:Рестораторъ”? Не смотря на кажущееся удобство и функциональность системы “РСТъ:Рестораторъ”, есть более современные системы, предназначенные для автоматизации ресторанной деятельности. На сегодня большую популярность приобрела система автоматизации iiko... Все это делает выбор системы автоматизации очевидным».

 

Cafe Manager

Смотреть — тут 

Программа с базовым функционалом товарно-складского учета для управления антикафе и похожими концепциями: функция подсчета времени посещения вынесена на первый план. Подойдет небольшим кальянным, кафе и коворкингам. 

 

Guscom

Смотреть — тут 

Модульный сервис из Беларуси с дополнительными блоками для email-рассылок, резервации столов и интеграции с CRM-системами. Есть возможность купить под ключ всю необходимую технику.

Самый главный минус небольших компаний: очень маленький отдел разработки. Общепит в нашей стране это не только приход, расход и бонусы, это быстрое внедрение законодательных новшеств (маркировка, обновление ЕГАИС (тут постоянно плодятся новые регистры), НДС, который вносят в состав блюда). 

Большие игроки начинают адаптироваться заранее, и у них на это есть ресурсы. А маленькие компании часто доделывают, когда уже все все внедрили. Или не доделывают вовсе.

 

SteadyControl HoReCa

Смотреть — тут 

Все системы автоматизации ресторана, описанные выше, строятся вокруг складского и кассового учета. Система контроля и управления персоналом SteadyControl HoReCa впервые позволила рестораторам оцифровать поведение его сотрудников, а не гостей. 

Система объединила в себе современные инструменты сбора и обработки данных: аудиобейджи, камеры, микрофоны. С помощью искусственного интеллекта и команды контроля качества выявляет ошибки сотрудников и зоны роста. В IT-платформе происходит полный цикл управления: от ежедневного контроля и обучения до повышения эффективности каждого сотрудника.

 

Программа со сводкой

 

Дополнительная интеграция с кассовыми ПО, описанными выше, позволяет клиентам четко отслеживать финансовую отдачу от работы сотрудников, новых скриптов и управленческих решений. 

 

Преимущества программ для предприятий общественного питания

Программы для автоматизации предприятий общественного питания дают несколько преимуществ: 

  1. Предикативность и прозрачность. Возможность масштабировать процессы и «отмотать назад», чтобы найти первопричину проблемы.
  2. Свободный человеческий ресурс, который можно направить в продукт, сервис и другие зоны, где алгоритм пока бессилен (а в HoReCa это большая часть бизнеса).
  3. Информацию и обезличенные данные для взвешенных управленческих решений.  

Если раньше у собственника был только факт отгруженного товара и фискальный чек, то сейчас можно оцифровать каждое движение денежных средств, товара на складе и официанта в зале. 

 

Необходимая техника для автоматизации ресторана

Что касается системы управления персоналом, достаточно камер видеонаблюдения: микрофоны, аудиобейджи и медиахаб для обработки данных. Практически все крупные игроки кассового ПО также предлагают готовый набор техники вместе с лицензией. 

Минимальный комплект:

  1. Компьютерное устройство (ноутбук, ПК, моноблок, планшет, любое устройство для ПО). 
  2. Фискальный регистратор производителя на выбор («Штрих», «Атол», «Спарк», «ДримКасс») с фискальным накопителем на 15 или 36 месяцев.

Иногда устройство может соединять в себе и мини-компьютер, и фискальный регистратор (как, например, «Эватор» или «Атол Sigma»).

 

Поставив всю отрасль HoReCa в нестабильное положение, пандемия буквально принудила общепит начать процесс цифровизации. Если внедрение базовых кассовых ПО продолжалось несколько лет, то локдаун за полгода заставил общепит освоить автоматизацию доставки и операционки, чтобы просто удержаться на плаву. С другой стороны, тенденция радует: рост рынка фудтеха и внешние катализаторы добавляют все больше гибкости уязвимой, но бессмертной отрасли. 

Фото на обложке: mavo/shutterstock.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Выгодно ли ресторану работать с агрегаторами доставки? Разбираем в колонке
  2. 2 Хотите работать с фермерскими продуктами? Вот что нужно учесть
  3. 3 Роботы-повара, dark kitchen и фудмаркеты в регионах: тренды ресторанного рынка в России
  4. 4 Участники «Цифрового прорыва» разработают решения для цифровизации логистики и транспорта
  5. 5 «Чтобы запустить бизнес в digital, не обязательно быть разработчиком»: инсайты фаундера платформы для поиска работы
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта