Top.Mail.Ru
Колонки

5 ошибок продавцов, из-за которых у компании падают продажи

Колонки
Мария Голенкова
Мария Голенкова

Вице-президент по детским и ювелирным товарам ГК Inventive Retail Group, управляющая сетью магазинов «Мир кубиков»

Анастасия Удальцова

Даже тщательная систематизация и автоматизация процессов не избавит бизнес от ошибок продавцов, которые приводят компанию к потере прибыли. Можно инвестировать крупные суммы в развитие бизнеса и прорабатывать воронку продаж, но в результате потерять клиента из-за непрофессионализма конкретного сотрудника.

Большинства этих проблем можно избежать, если правильно подойти к работе с продавцами, а не пытаться бездумно сократить ФОТ. Мария Голенкова, вице-президент по детским и ювелирным товарам группы компаний Inventive Retail Group и управляющая сетью магазинов «Мир Кубиков», разобрала основные ошибки и рассказывала, как их исправить.

5 ошибок продавцов, из-за которых у компании падают продажи

Наиболее популярные ошибки продавцов

Они могут возникать из-за небольшого опыта продавца, его низкой вовлеченности или ошибочного позиционирования самой компании — когда руководитель неправильно определяет цели и задачи для продавцов. Разберем каждую ошибку подробно.

 

Непонимание портрета ЦА и потребностей покупателей

Каждая целевая аудитория имеет свои мотивы к покупке, свои цели и авторитеты, которыми руководствуется при выборе.

  • кто-то склонен покупать, поддавшись эмоциям,
  • кто-то — рационально оценив плюсы и минусы.
  • кому-то достаточно один раз услышать о продукте, чтобы принять решение,
  • кто-то хочет изучить всех конкурентов.

Главное, что нужно понять продавцу — что, кому и как он будет продавать.

Например, родитель, который хочет купить товары для ребенка, будет вести себя иначе, чем предприниматель, подбирающий компьютер для работы.

Научиться эффективному управлению или прокачать свои навыки можно выбрав курс в каталоге курсов управления.

Продавцу важно помнить, что он продает не товар, а решение — и чтобы понять, как это сделать, нужно:

  1. Выявить истинные потребности клиента;
  2. Снять его возражения;
  3. Предложить лучший вариант.

Кроме того, важно помнить, что продавец продает эмоцию и опыт общения. В нашей сети магазинов мы особенно отмечаем социальную функцию наших розничных магазинов — людям не хватает интересного живого общения, причем в случае с ребенком общения на его языке.

 

Невнимательность к деталям

Мир постоянно меняется, и у людей появляются новые потребности. Хороший продавец всегда держит руку на пульсе и следит за новинками в своей сфере и мировыми трендами.

  • Он готов оперативно отреагировать на изменения и предлагать клиентам то, что им действительно нужно.
  • Кроме того, он постоянно наблюдает за поведением аудитории и ее запросами, подстраивает под нее свой бизнес.

Мы в компании используем скрипты, которые больше полезны новичкам. Опытный продавец обычно действует гибко, ориентируясь на личную беседу с покупателем.


Читайте также: Советы, которые помогут построить эффективный отдел продаж при небольших ресурсах


Например, оплата с помощью мобильного телефона получила большую популярность, но сейчас, к сожалению, технически это не всегда возможно. Поэтому своим клиентам мы предлагаем в том числе оплату по QR-коду. А в качестве идентификатора клиента давно используем номер телефона покупателя, ведь он всегда у него с собой в отличие от пластиковой карты или другого носителя.

 

Незнание ассортимента

Клиента раздражает, когда на вопрос о товаре продавец отвечает: «Сейчас уточню» или «Не знаю, вроде на складе есть». В современной жизни не хочется тратить время на ожидание, поэтому с большой вероятностью потенциальный клиент при таком ответе уйдет к конкуренту.

А если учитывать то, что он пришел в магазин, увидев рекламу, компания вообще окажется в минусе, потому что потеряет потраченные на привлечение этого клиента деньги впустую. И естественно, он не порекомендует магазин своим друзьям, поэтому сарафанное радио может сработать скорее во вред, чем на пользу.


Читайте по теме: Как экономика впечатлений помогает увеличить продажи


Незнание ассортимента — одна из самых серьезных ошибок продавца. Сложно все запомнить, если ассортимент магазина очень большой, но с этим нужно работать — например:

  • сделать электронный каталог товаров для продавца,
  • поставить второго сотрудника,
  • разработать систему обучения и аттестации.

Кроме знания самих продуктов важно понимать контекст, его предысторию. Тогда процесс диалога с клиентом станет увлекательным, а в лице такого продавца покупатель увидит эксперта, на которого он может положиться или который «понимает язык, на котором говорит ребенок».

 

Решение личных вопросов в рабочее время

Это грубое нарушение рабочего процесса, но, к сожалению, продавцы в ритейле им нередко злоупотребляют.

Представьте, как вы будете чувствовать себя в магазине, когда вам нужна помощь, а продавец не обращает на вас внимания, разговаривает с коллегами или сидит в телефоне.

Скорее всего, вы привлечете его внимание и попросите помочь, но уже будете испытывать негатив и вряд ли вернетесь в этот магазин. А есть и более скромные люди, которые постесняются отвлечь продавца и молча уйдут к конкуренту с более вовлеченным персоналом.

Следовать по пятам за покупателем и навязчиво предлагать свои услуги тоже не стоит — достаточно поздороваться, предложить свою помощь и не отвлекаться на личные дела, чтобы при затруднениях быстро ответить на все вопросы клиента.

 

Конфликты с коллегами

Продавец может быть талантливым продажником, но если он не умеет работать с коллегами, то будет страдать весь коллектив. В команде важна взаимовыручка — подсказать, подстраховать, принести товар.


Читайте по теме: Deadlock: как не допустить корпоративного конфликта


Конфликтный продавец не просто перессорится с коллегами, он может еще и настроить всех друг против друга. Такие разборки в коллективе повлекут за собой интриги и подставы, а это отразится на продажах в целом, потому что сотрудники будут поглощены личными проблемами, а не заботой о клиентах.

С системными конфликтами нужно обязательно разбираться, а с сотрудниками, которые их создают — расставаться. Мы не поддерживаем токсичную атмосферу в командах, и это то, что продавцы в наших магазинах очень ценят.

 

Как компания провоцирует ошибки продавцов

Не всегда в своих ошибках виноваты продавцы — иногда корень проблем кроется в самой компании. И вот какие проблемы могут привести к снижению продаж.

 

Неправильное позиционирование компании

Как я уже говорила, знание своей аудитории — ключ к успеху в продажах. Но иногда владелец бизнеса сам неправильно определяет свою целевую аудиторию и ее потребности.

Например, открывает магазин детской одежды в спальном районе, наполняет его элитными брендами и учит продавцов рассказывать об эксклюзивности и дизайнерских особенностях. А тем, кто проживает в этом районе, элитарность ни к чему — они ищут одежду, которая легко отстирывается и неприхотлива в уходе. Дети растут быстро, и мамы не хотят тратить деньги на дорогую одежду.


Читайте по теме: 6 компонентов позиционирования бренда


Если бы магазин открылся на территории элитного ЖК или в крупном ТЦ в центре города, то посыл владельца бизнеса был бы оправдан. 

 

Отсутствие системы обучения

Многие предприниматели считают, что если у сотрудника есть опыт в продажах, то он сможет быстро влиться в работу и показывать хорошие результаты. Однако это не так. 


Читайте по теме: Изменить подход к обучению сотрудников и сэкономить до 30% на онбординге: опыт компании


Опыт играет роль — помогает лучше находить общий язык с покупателями и использовать различные приемы для повышения конверсии в продажу, но чтобы грамотно это применять, нужно пройти обучение в конкретной компании и разобраться в специфике бизнеса.

Обучение — это не только изучение KPI, скриптов и регламентов продаж. Важно показать новому сотруднику ценности компании, ее миссию и задачи. Продавец должен понимать, какая глобальная идея лежит в основе бизнеса и как ее правильно транслировать.

Продавец — это лицо компании, а значит, он должен максимально соответствовать ее ценностям.

Так, например, если компания продвигает игрушки для детей и взрослых, будет странно встретить продавца, который не понимает, чем конструктор одного производителя отличается от другого.

 

Непроработанная система мотивации и карьерного роста

Людям важно, чтобы их старания замечали. Если сотрудник не видит перспектив и поощрений за отлично выполненную работу, у него пропадает интерес. Какой смысл делать все идеально, если профита и оценки твоих заслуг от этого все равно не будет?

Поэтому с самого начала важно показать продавцам, чего они могут добиться, если будут выполнять и перевыполнять план.

  • Это может быть как финансовое вознаграждение, так и возможность карьерного роста, развития.
  • В отдельных компаниях хорошо работает геймификация.

Мы практикуем не только внутренние системы поощрений в виде скидок на нашу продукцию, внутренней системы лояльности, но и разные варианты как вертикального, так и горизонтального роста. Не каждый сотрудник имеет потенциал роста на позицию руководителя — у нас есть возможность быть наставником, тренером, экспертом, региональным мерчендайзером. 

 

Чек-лист: как сократить количество ошибок продавцов и повысить их эффективность

Полностью избавиться от ошибок нельзя — все-таки мы имеем дело с живыми людьми, а не с роботами. Но сократить их количество можно, если выполнять эти рекомендации:

  • Четко определите свою целевую аудиторию, ее потребности и мотивы; 
  • Разработайте систему обучения с аттестацией для новичков, включите туда информацию о ЦА и ценностях компании; 
  • Продумайте различные варианты мотивации и развития сотрудников; 
  • Запланируйте мероприятия для повышения командного духа — тимбилдинги, тренинги;
  • Обеспечьте возможность обратной связи для сотрудников, чтобы они могли своевременно сообщать о проблемах и конфликтах;
  • Внедрите технологии для упрощения работы продавцов;
  • Аудируйте процессы и избавляйтесь от ненужных или автоматизируйте то, что можно;
  • Запланируйте регулярные тренинги по продукту, навыкам продаж и коммуникаций, тренинги по работе с персоналом;
  • Составьте список ресурсов для продавцов, где можно следить за новостями отрасли и компании, чтобы они использовали это в работе;
  • Продумайте систему аналитики работы продавцов и запланируйте регулярные собрания по ее результатам;
  • Обязательно давайте сотрудникам обратную связь и не пренебрегайте похвалой, она может быть гораздо более важным и ценным инструментом в ваших руках.

Правильно выстроенная система работы с персоналом, развитая внутренняя культура компании и командный дух помогают стимулировать продавцов гораздо лучше, чем страх перед выговором и штрафы.

А значит, и бизнес будет будет работать лучше и эффективнее. 

 

Фото на обложке: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Обновление Google и новая реальность SEO-специалистов
  2. 2 «Ошибка думать, что деньги правят успехом»: 10 советов бизнесу для эффективного онлайн-продвижения
  3. 3 Два в одном: зачем владельцу компании работа руководителя отдела продаж
  4. 4 Уловки кондитеров: на что идут производители, чтобы пережить кризис в отрасли
  5. 5 Видеоконтент, который продает: форматы и особенности
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти