Могут ли бизнес-блоги сделать из вас предпринимателя?

Анна Соколова

Редактор Rusbase, куратор направлений «Бизнес» и «Начинающим»

Расскажите друзьям
Анна Соколова
Анна Соколова

Как бизнес-блогеры и паблики заражают народ духом предпринимательства

По данным социологов, собственным бизнесом сегодня занимаются 2,8 млн россиян. Для сравнения — в 2013 году свое дело было у 4,3 млн наших граждан. Зато население России стало лучше относиться к предпринимательству: сегодня таковых 49% против 41% двумя годами ранее. Доля россиян с неоднозначным отношением к бизнесу снизилась с 21% до 16%, противников бизнеса — с 7% до 4%.

Популяризацией предпринимательства в нашей стране занимаются институты развития, бизнес-школы, профильные СМИ, инвесторы и сами бизнесмены. Иногда они так увлекаются передачей своего опыта окружающим, что заводят блог.

Rusbase решил выяснить, какую роль бизнес-блоги и тематические паблики играют в формировании предпринимательской культуры.

Часть 1. Что дают бизнес-блогеры?


В деловых СМИ, в том числе и у нас, очень популярен жанр колонки, где практикующие предприниматели и специалисты делятся видением рынка и полезными советами. Но решения об этих публикациях принимает редакция, а личный блог позволяет ни от кого не зависеть и обращаться к аудитории хоть каждый день.

В 2013 году издание Slon советовало начинающим предпринимателям читать:

  • твиттер топ-менеджера WalMart Льва Хасиса (все должности указаны по состоянию на 2013 год, — ред.)
  • твиттер совладельца сети «Магнит» Сергея Галицкого
  • твиттер бизнес-омбудсмена Бориса Титова
  • фейсбук банкира Олега Тинькова
  • блог создателя сети «Додо Пицца» Федора Овчинникова «Сила ума»
  • блог исполнительного директора Aviasales Максима Крайнова
  • блог владельца агрохолдинга Belousov Group Игоря Белоусова «Записки крестьянина»
  • блог анонимного владельца сети магазинов электроники Сергея Викторовича «Блог общего назначения»
  • блог предпринимателя Максима Мостового
  • блог владельца камчатской службы такси «Би-Би» Владимира Торопова
  • блог создателя екатеринбургской сети пироговых «Подсолнухи» Андрея Семенова
  • блог владельца IT-компании «Корада» Алексея Бояршинова
  • блог владельца Центра финансового образования Сергея Спирина «Записки инвестора»
  • блог создателя школы интернет-маркетинга «Нетология» Максима Спиридонова
  • блог владельца компании «ET-Россия» Николая Додонова «О тайм-менеджменте и продажах»

Не все из этих блогов сегодня живы, а кто-то остается в топе до сих пор. Структура бизнес-блогосферы с тех пор немного изменилась — на смену ушедшим пришли другие лидеры мнений. Как показал опрос знакомых предпринимателей, весьма популярные блоги о бизнесе сегодня ведут (помимо героев списка «Слона»):
По теме: Аяз Шабутдинов — успешный предприниматель или очередная «Бизнес-Молодость»?

В России бизнес-блогов на порядки меньше, чем на Западе, потому что в разы меньше самих предпринимателей, говорит сооснователь Sapfir Capital Александр Журба. «Если на Западе блоги о бизнесе ведет примерно тысяча человек, то у нас — всего несколько десятков», — сравнивает он.

В нашей стране бизнес-блоги только начинают набирать обороты, согласен основатель холдинга Like Аяз Шабутдинов. Отсутствие конкуренции на этом поприще дает предпринимателю уникальный шанс стать известным экспертом в своей отрасли, указывает он.

Собеседники Rusbase сходятся на том, что феномен бизнес-блогосферы — в сугубо прикладном характере контента. Кроме того, блогеры пиарят предпринимательство перед массовой аудиторией и обеспечивают некую философско-воодушевляющую составляющую, размышляет сооснователь Sapfir Capital Александр Журба.
image description
Николай Мрочковский,
бизнес-консультант, автор деловых бестселлеров

Блоги дают возможность увидеть часть повседневной работы предпринимателя. Не готовый результат, по которому сложно проследить путь по шагам, и не отшлифованный книжный вариант, а именно реальную повседневность — как человек шаг за шагом движется к успеху.

Это дает три важных ресурса: мотивацию, успешные кейсы, которые можно применить к своему бизнесу, и конкретный инструментарий, который нередко можно почерпнуть из заметок пишущего бизнесмена (например, какой CRM системой он пользуется, формы отчетов, ключевые KPI и т.д.).

image description
Розалия Каневская,
основатель издания о PR Mediabitch.ru

Спрос на бизнес-информацию и мануалы для решения конкретных задач есть. Бизнес-блогеры и колумнисты вскрыли потребность в прикладной информации, которой на российском рынке очень мало. Теоретических выкладок об успешном бизнесе в книжках более чем достаточно, а вот примеров расчетов, таблиц для решения бизнес-задач и ведения учета, графиков, кейсов — днём с огнём не сыщешь.

Недавно мы опубликовали колонку о том, как предпринимателю посчитать эффективность пиарщика. Автор проиллюстрировал ее примером таблицы для ведения учета. Несколько читателей потом написали мне с просьбой скинуть эту таблицу в Excel — настолько она полезной им показалась. Российские бизнесмены пока неохотно делятся практической информацией — боятся то ли сглазить, то ли пасть жертвами конкурентной разведки.

Думаю, по-настоящему процветать будут те бизнесы, которые построили вокруг себя «менторский ореол» — группу поклонников их стиля ведения бизнеса. В конце концов, content is a king. Мне иногда кажется, что я даже пасту Splat покупаю только из-за писем гендиректора внутри коробки. Что уж говорить о бизнесах, которые строят франчайзинговые сети — типа Coffee Like. Аяз же настоящая ролевая модель современного стартапера. И блог только укрепляет этот нимб у него на голове.

image description
Андрей Пометун,
директор пермской компании Task & Solution Marketing

Бизнес-литература рассматривает теорию и немного ссылается на реальность бизнеса. Блог отражает личный опыт автора, так сказать, «с колёс». Кроме того, никакая книга или бизнес-курс не позволит начать диалог. В блоге ты можешь задать вопросы автору, чтобы решить, стоит ли применять этот опыт на себе.

По сути, блог — это виртуальная консультация с теми, кто достиг успеха. Такой доступ к авторитетам помогает начинающим бизнесменам проникнуться атмосферой предпринимательства и быстрее понять, «почём фунт лиха».

Блоги или книги?



Сами блогеры четко отделяют себя от бизнес-литературы, хотя книги довольно часто рождаются из блогов. Например, глава компании CallbackHunter Руслан Татунашвили свою книгу уже написал и активно продвигает ее среди своих подписчиков.

По его мнению, книги и блоги не взаимозаменяемы и полезны по-разному — хотя видеоблог куда доходчивее. «Это те же слова из книги, но от реального человека, не редактора, не корректора или еще кого-то, — поясняет предприниматель. — Книга воспринимается гораздо лучше после того, как уже налажен визуальный контакт, когда появилось доверие. Мы выпустили книгу, когда доверие уже было сформировано. И вот сейчас ее нет пока нигде, но спрос уже высок».

Бизнес-блоги рассказывают о том, что происходит здесь и сейчас, а не истории, покрывшиеся пылью, добавляет основатель интернет-магазина Madrobots Николай Белоусов.

Тем, кто не любит читать, блоги дают полезные выжимки из бизнес-книг и советы, которые тут же можно использовать на практике, подчеркивает блогер Никита Куракин.

«Некоторые впадают в крайность: читают только блоги и совсем забывают про книги, — отмечает основатель холдинга Like Аяз Шабутдинов. — И это неправильно. Книга — мощнейший инструмент для самообразования, блог — отличный источник вдохновения и практических советов. Одно другого не заменяет».

«Блоги показывают реальные примеры: ошибки и проблемы, пути решения, — согласна руководитель фотошколы Like Галия Бердникова. — Мы просто показываем свой lifestyle, способы принятия решений, и радуемся, если это кому-то в жизни помогает. Главное, чтобы читатель не перенимал картину мира блогера на 100%, не забывал оставаться собой, принимать свои собственные решения, совершать свои собственные ошибки».

Блог как пинок



В отзывах читатели блогов рассказывают о полученной мотивации, а сами лидеры мнений — о том, сколько людей бросили работу под впечатлением от их текстов.

image description
Юрий Белонощенко,
владелец сети центров раннего развития «Бэби-клуб»

Я регулярно читаю Фёдора Овчинникова. У него франчайзинговая сеть пиццерий, а у меня франчайзинговая сеть детских развивающих центров. Фёдор очень открыто пишет о том, что делает, и какие-то идеи я с удовольствием внедряю у себя. Технологии построения бизнеса по франшизе похожи, и мне интересен его предпринимательский опыт.

image description
Кирилл Бигай,
соучредитель и управляющий партнер Preply

Не могу сказать, чтобы я черпал в бизнес-блогах полезную информацию технического толка. Но тексты блогеров вдохновляют на развитие проекта в непростых условиях — конкуренции, нехватки денег и т.д. У нас любят истории о том, как увлеченные предприниматели строят бизнес не благодаря, а вопреки.

Мне запомнилась статья Аяза Шабутдинова на Slon.ru, в которой он рассказал про становление Like Hostel в Калининграде, и настоятельно приглашал посетить западный форпост России. На тот момент выручка Preply как раз была сопоставима с выручкой хостела начинающего предпринимателя Артема, который уже через несколько месяцев собирался открывать еще один, при том что Шабутдинов агитировал открывать по франшизе кофейню Coffee Like. Заметка называлась «Через тернии к звездам».

Мы тогда только начали закрепляться на рынках России, Украины, Белоруссии и Казахстана, но я понял, что дальше Preply будет двигаться в сопредельную с Калининградской областью Польшу. Безусловно, для этой экспансии было множество объективных предпосылок, но на интуитивном уровне идея родилась в том числе под влиянием поста о том предпринимателе.


«Точно не знаю, но явно больше одного человека бросили работу под влиянием моих текстов», — ответил Rusbase основатель интернет-магазина Madrobots Николай Белоусов.

«Мы получаем много обратной связи от подписчиков, — делится основатель CallbackHunter Руслан Татунашвили. — Точную цифру не скажу, но в личных сообщениях «ВКонтакте» море сообщений со словами благодарности. Ради этого все и затевалось».

«Люди периодически пишут о том, на что сподвигли их мои тексты, — говорит сооснователь Sapfir Capital Александр Журба. — Кто-то франшизу купил (помню, что пара человек купили франшизу «Додо Пиццы» и «Сабвея»), кто-то просто начал более активно шевелиться. У всех свой бизнес и свои проблемы, но эффект точно есть. За все время написали человек 50».

«Каждый день читатели задают мне вопросы об открытии бизнеса в той или иной нише, — рассказывает бизнес-блогер Никита Куракин. — Я знаю, что многие открыли разные бизнесы от вязания до спортивных школ».

Основатель холдинга Like Аяз Шабутдинов называет конкретных людей: например, Анастасия и Фёдор Кузнецовы из Тольятти за год открыли 5 кофеен Coffee Like, а Эля Михалёва из Уфы за полгода запустила 6 конструкторских площадок для детей KidCity в Казани, Самаре, Уфе и Москве.

Бизнес-блог как бизнес

image description
Руслан Татунашвили,
основатель CallbackHunter

Это один из самых главных способов привлечения трафика. Очень много клиентов пришло именно с канала на YouTube. И не только клиентов, но и партнеров и даже друзей. Для нас это маркетинговая статья, которая работает в плюс. К тому же нам просто нравится этим заниматься, а это важнее всего.

image description
Николай Белоусов,
основатель интернет-магазина Madrobots

Блог помогает открывать двери и находить новых партнеров.

image description
Александр Журба,
сооснователь Sapfir Capital

Преимущества блога — пиар-активность: не нужно людям рассказывать, чем я занимаюсь, не нужно лишний раз напоминать о себе. Люди часто пишут в личку, так что через блог мне идет определенный поток контактов.

image description
Никита Куракин,
бизнес-блогер

Среди читателей моего блога я нахожу бизнес-партнеров, сотрудников и инвесторов в мои проекты. Но блог создан не столько для моего бизнеса, сколько для меня самого — так я много даю другим и чувствую себя отлично.

image description
Аяз Шабутдинов,
основатель холдинга Like

Блоги — это новая сфера влияния и отличное средство коммуникации с потребителем. Сейчас у читателей больше доверия к блогам, чем ко многим традиционным СМИ. «Его ведет такой же человек, как я», — эта мысль вызывает симпатию к блогеру. Цифровые технологии устанавливают связи между людьми, а при эффективном управлении они становятся мощным бизнес-инструментом.

Блог «Цель: 1 миллиард рублей за год» — одна из основных составляющих моего бизнеса. Название Like выбрали мои читатели, они же участвовали в выборе логотипов. У нас получился бизнес, сделанный во «ВКонтакте». Да и что скрывать, большая часть наших франчайзи — люди, вдохновившиеся блогом. Блог дает конкурентное преимущество, и компаниям стоит уже сейчас начать изучать это оружие — уверен, большинству предпринимателей будет необходимо его использовать.

Кому стоит вести блог?

image description
Александр Журба,
сооснователь Sapfir Capital

Писать, наверное, стоит всем. Помимо быстрого поиска партнеров и решения бизнесовых задач, ведение блога помогает структурировать мысли, вести самоанализ. И надо понимать, что желаемые результаты блог принесет только через 3-5 лет.

image description
Никита Куракин,
бизнес-блогер

Ниша пабликов о бизнесе разрастается. Создавать свой имеет смысл, если вы хотите донести до людей уникальную идею, а не просто что-то продать. В первую очередь, бизнес-блогер сам должен быть бизнесменом. Давать грамотные советы людям по поводу бизнеса может только тот, кто сам прошел все ошибки и трудности предпринимателя.

Часть 2. Мечтать и лайкать: о чем грезят подписчики бизнес-пабликов «ВКонтакте»



В «Одноклассниках» тематика бизнеса практически не представлена, в Facebook и на YouTube люди идут за лидерами мнений, а вот «ВКонтакте» сложилась своя атмосфера. Здесь общественный интерес к предпринимательству выражен в формате сообществ.

Поиск «ВКонтакте» по словам «бизнес» и «стартапы» выдает сотни тематических пабликов и блогов. Доля деловых СМИ в этом массиве невелика. В этой нише господствуют так называемые бизнес-цитатники и околобизнесовые сообщества. Их совокупная аудитория исчисляется миллионами человек. Чего же ищет эта толпа?

image description
Федор Скуратов,
специалист по коммьюнити-менеджменту

Аудитория бизнес-пабликов в массе своей — те, кто хочет заработать много денег, расплатиться с кредитами и жить не хуже тех, кого показывают по телевизору. Желание похвальное, но, как правило, ничем не подкрепленное. Роль мотивации переоценена — за плечами у такой аудитории чаще всего нет ни навыков, ни уникальных знаний, ни компетенций для того, чтобы создать что-то прорывное, а просто аккуратно делать свою работу мало кто умеет (и это относится в принципе ко всем, включая нас с вами).


Паблики вовсю призывают работать на себя, обещают раскрыть волшебные формулы и бизнес-секреты, которые сами по себе гарантируют успех.


Идеи для бизнеса раздаются в более чем 60 пабликах:



Rusbase обратился за комментариями к 40 администраторам околобизнесовых сообществ. Отозвались из них 4, но об успехах подписчиков в бизнесе не смог рассказать никто.


Соперниками бизнес-консультантов, профильных СМИ и книг о бизнесе опрошенные нами создатели пабликов себя не считают. Они ссылаются на фрагментарный характер публикуемого ими контента.


С темой женского предпринимательства в пабликах все немного печально:



UPD: Руководитель фотошколы Like и кафе «Свитер» (Казань) Галия Бердникова не согласна, что тема женского бизнеса в блогосфере представлена слабо:

image description
Галия Бердникова,
бизнес-блогер

Да, женских пабликов о бизнесе не так много. Девушки вообще стесняются быть открытыми, боятся критики. Для ведения такого блога стоит запастись стальными нервами и уметь спокойно относиться к критике, а это получается не у всех.

Продвигать нужно не женское предпринимательство как таковое. Скорее, необходимо помогать девушкам избавляться от своих страхов и сомнений, связанных со стереотипом о женщинах-домохозяйках. Они могут использовать свои гендерные особенности для грамотного построения команды, управления персоналом, в переговорах. Необязательно равняться на мужчин, надо вырабатывать собственный стиль лидерства.


Большинство администраторов сидит под фейковыми аккаунтами, чтобы избежать ответственности за ворованный контент. Обычно они берут его из релевантных онлайн-изданий, блогов или конкурирующих пабликов:

Трюизмы нарасхват


На популизм и эмоции довольно быстро собирается внушительная аудитория. И чем ее больше, тем легче монетизировать.

Бизнес-тематика по праву считается самой хлебной нишей для создания пабликов. Биржа рекламы в соцсетях Sociate агрегирует предложения 1034 сообществ «ВКонтакте» про бизнес. Цена размещения рекламного поста варьируется от 3 рублей в сообществах с 1-8 тыс. подписчиков до 3-4 тысяч рублей в сообществах с численностью более миллиона подписчиков. При прямом обращении к админу паблика эти цены, как правило, снижаются.

Ключевые рекламодатели пабликов — продавцы франшиз и компании, оказывающие услуги начинающим бизнесменам.


В среднем в день паблики размещают по 3 рекламных поста. Чем больше подписчиков, тем больше предложений от рекламодателей. По некоторым оценкам, бизнес-паблики с более 100 тысячами подписчиков зарабатывают от 100 тысяч рублей в месяц.

«На рекламе можно зарабатывать от 10 до 100 тысяч в месяц, больше зарабатывают единицы, — рассказывает специалист по коммьюнити-менеджменту Федор Скуратов. — В любом случае, в раскрутку надо вкладываться. Привлечение стоит столько, за сколько его может сделать таргетолог или владелец. 30-50 рублей за подписчика — норма, но кто-то может дешевле».

«В принципе, время создавать паблики для заработка уже ушло», — признает представитель администрации паблика «Бизнес Портал №1» (1,1 млн подписчиков).

Кстати, недавно соцсеть «ВКонтакте» дала пабликам возможность зарабатывать еще и на видео пользователей.

image description
Александр Журба,
сооснователь Sapfir Capital

Это скорее про развлечение, чем про бизнес, ведь в основном это цитаты и мотиваторы. По большей части это самообман, но это все же лучше, чем ничего. Люди хоть как-то начинают перенимать предпринимательскую философию, и какой-то совсем маленький процент начинает что-то делать.

image description
Руслан Татунашвили,
основатель CallbackHunter

Не думаю, что бизнес-паблики «ВКонтакте» могут вдохновить открыть свое дело. Вообще очень сложно повлиять на людей, это большой труд. Даже очные тренинги с живыми людьми далеко не каждого заставят оторвать свою пятую точку от кресла. К сожалению, совсем немного людей бегут воплощать в жизнь знания, которые получили. Мы хотим, чтобы таких людей было больше, чтобы они все проснулись и поняли, чего хотят от этой жизни.



А что думаете о нашей бизнес-блогосфере вы? Включайтесь в дискуссию :)



Комментарии

  • Tim Salikhov 19:13, 26.10.2015
    0
    Следил за блогом Аяза примерно 3 года, в итоге купил их курс по бизнесу likebz. А вчера с девушкой открыли свой магазин :)
  • Tim Salikhov Anna Sokolova 20:12, 26.10.2015
    0
    Поздравляю, удачи)
  • Anna Sokolova Рустам Аюпов 07:13, 29.10.2015
    0
    Есть очень сильный блог для девушек я считаю, это блог Галии Бердниковой
  • Galiya Berdnikova 16:35, 28.10.2015
    0
    Воу-воу-воу. А по-моему, вы крайне слабо проанализировали женские блоги. Более того, даже не спросили мнения ни у одной бизнес-вумен. Похоже на дискриминацию, господа!)
  • PaperFree.com RUS 19:17, 28.10.2015
    0
    Анна Соколова, а где Twitter аналитика? ( Кажется тут будет следующий канала "раздачи" знаний)
  • Виктор Галич 09:42, 3.01.2016
    0
    Почему-то в статье забыли совсем молодой блог - vk.com/sbkorobov , с нуля до бесконечности. Нравиться тем, что без цитат и воды, чистые действия человека с нуля
  • Светлана 13:48, 14.10.2016
    0
    Анализ выбранной Вами ниши бизнеса. Оценка дальнейшей перспективы.До конца этого месяца скидка 50%! Экономим ваше время - помогаем заработать больше денег.Нет времени на изучение рынка? Не знаете как анализировать? Сомневаетесь стоит ли вкладывать деньги? Стоит ли выходить на новый рынок?Абсолютно новый проект на Российском рынке!Поможем понять стоит или не стоит заниматься новым делом. Ответим на вопросы связанные с рисками. Дадим полное руководство, как анализировать рынок в домашних условиях. Поможем узнать в лицо конкурентов и увидеть их слабые стороны. Покажем лучший путь рекламного планирования. Поможем увидеть интерес рынка за последние 5 лет. Покажем портрет вашего клиента. Дадим рекомендации к дальнейшим действиям.Успейте оставить заявку до конца этого месяца и получите скидку 50%! Цена дальше будет только расти.Инстаграмм: https://www.instagram.com/a... Сайт: анализ-бизнеса.рф Телефон для справок: 8 (800) 707-00-71
  • Гаврилова Ирина 13:26, 26.03.2017
    0
    Предлагаем вашему вниманию множество вариантов для тех, кто хочет начать бизнес но не с нуля! "Готовые " варианты представлены на нашем сайте https://okna-reklamy.com.ua... Мы всегда рады помочь, подсказать, проконсультировать! Работать на себя - это лучшее что может быть в работе!
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase