Истории

Ваш iPhone сделан в Китае. Где произведут вашу следующую машину?

Истории
Елена Лиханова
Елена Лиханова

Старший редактор RB.RU

Елена Лиханова

Слухи о проекте электромобиля Apple уже давно будоражат инвесторов и поклонников iPhone, но почти десять лет спустя после утечки будущее проекта по-прежнему туманно. Тем временем, вперед выходят производители потребительской электроники: совсем скоро заказать автомобиль можно будет у Foxconn, тайваньской компании, которая собирает гаджеты Apple в Китае.

Как продвижение Китая отразится на рынке — в пересказе материала Wired.

Ваш iPhone сделан в Китае. Где произведут вашу следующую машину?

В октябре 2021 года Hon Hai Technology Group, более известная на международном уровне как Foxconn, объявила о планах выпустить три собственных электромобиля в сотрудничестве с тайваньским автопроизводителем Yulon под маркой Foxtron.

Foxconn, которая наиболее известна тем, что собирает 70% iPhone, имеет аналогичные амбиции в отношении автопрома и собирается стать популярным производителем совершенно нового типа автомобилей. На сегодняшний день компания подписала контракты на производство автомобилей для двух американских стартапов в области электромобилей, Lordstown Motors и Fisker.


Читайте по теме: Новый конкурент Илона Маска: что известно о производителе электромобилей Fisker Inc.


Собственные автомобили Foxconn — хэтчбек, седан и автобус — не отличаются особым шиком Apple, но это большой скачок для производителя бытовой электроники. Амбициозный план экспансии Foxconn также отражает большие изменения в автомобильном мире, как технологические, так и географические.

Последние 100 лет США, Европа и Япония определяли, какими будут автомобили. Теперь меняющаяся природа автомобиля, а также тренд на электрификацию, компьютеризацию и автономию, означает, что роль Китая в создании автомобилей будет возрастать.

автомобиль Foxconn, седан Foxconn Model E

Фото в тексте: Foxconn

Если Foxconn сможет запустить крупное производство автомобилей, это поможет Китаю превратиться в автомобильный центр мира, способный затмить традиционные фабрики США, Германии, Японии и Южной Кореи. 

Ожидается, что в ближайшие годы автомобильная промышленность претерпит серьезные преобразования. В отчете McKinsey за октябрь 2020 года делается вывод, что автопроизводители будут придумывать новые способы продажи автомобилей и получения доходов с помощью приложений и сервисов подписки. В некотором смысле автомобиль будущего звучит ужасно похоже на смартфон на колесах.

Отчасти именно поэтому для производителя электроники нет лучшего момента, чем сейчас, чтобы попробовать себя в производстве автомобилей, говорит Марк Сакон, профессор бизнес-школы IESE в Барселоне, изучающий автомобильную промышленность. 

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

В каком-то смысле производить электрокары проще, чем машины с ДВС: в них меньше компонентов и они требуют меньше этапов сборки, а их цепочкой поставок не так сложно управлять. Кроме того, мощная экосистема Китая позволяет производить все компоненты электротранспорта, от батарей до программного обеспечения.

В стране уже работают некоторые из самых передовых в мире производителей аккумуляторов, в том числе CATL и BYD. Последний уже начал выпуск автомобилей.


Читайте по теме: Будущее рынка электромобилей: пан или пропал?


Автопроизводители в регионе могут получить преимущество в плане понимания и использования новых аккумуляторных технологий просто благодаря близости — во многом так же, как компании-разработчики программного обеспечения выигрывают от того, что находятся рядом с разработчиками микросхем.

Страна уже является горячим рынком для электромобилей, а производители таких машин, как BYD, NIO и Xpeng, все активнее оспаривают лидерство Tesla. Один из самых популярных автомобилей в стране — двухместный Wuling Hongguang Mini EV, автомобиль, стоимость которого составляет около $5 тысяч.

Продажи электромобилей в Китае поддерживаются государственными субсидиями и опережают любую другую страну: их доля в продажах автомобилей составляет 14,8%, что на 169% больше в годовом исчислении, согласно данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, отраслевой организации. При этом в 2021 году на электромобили приходилось 4,1% продаж автомобилей в США и примерно 10% — в ЕС.

Производители бытовой электроники все чаще рассматривают автомобильный сектор как свою территорию из-за растущей компьютеризации и подключения современных автомобилей. Обычные автопроизводители, которые построили свое состояние на автомобилях, которые мало меняются после их покупки, медленно адаптируются к новым возможностям, предлагаемым программным обеспечением и подключением.

Многие компании признают возможность бросить вызов существующему положению вещей.

  • Помимо предположительной разработки собственного автомобиля Apple разрабатывает все более совершенное автомобильное информационно-развлекательное программное обеспечение.
  • Alphabet вложила миллионы долларов в разработку ПО для самоуправляемых автомобилей через свою дочернюю компанию Waymo. 
  • Некоторые крупные технологические компании уже сами разрабатывают транспортные средства — в марте Sony объявила о планах по созданию электромобилей в сотрудничестве с Honda.

Но если в мире эта тема вызывает интерес, то в Китае он кипит вовсю. Huawei, Tencent, Alibaba и другие заключили соглашения о разработке программного обеспечения и услуг с автопроизводителями. В октябре прошлого года китайский производитель смартфонов Xiaomi объявил о планах по созданию четырех различных электромобилей, и, по некоторым данным, аналогичные амбиции есть у конкурента Oppo.

Ранее в этом месяце компания JiDU, созданная автопроизводителем Geely и поисковым гигантом Baidu, представила свой первый автомобиль под названием ROBO-1. Baidu при поддержке китайского правительства вкладывала значительные средства в ИИ, необходимый для автономного вождения. Это еще одна причиной, по которой компания считает себя начинающим автопроизводителем.

«Объединение электромобилей и автономного вождения действительно создает возможности для таких компаний, как Foxconn, Xiaomi и так далее», — говорит Грегор Себастьян, аналитик Института китайских исследований Меркатора.

В исследовании Себастьяна и его коллег, опубликованном в мае, делается вывод о том, что переход на электромобили может иметь серьезные последствия для торговли между ЕС и Китаем в ближайшие годы, потенциально превратив блок из чистого экспортера в чистого импортера транспортных средств.

Tesla производит больше всего электромобилей в Китае на экспорт, но местные производители ее догоняют. NIO, штаб-квартира которой находится в Шанхае, как сообщается, стремится создать производственные мощности в США и Европе. А Foxconn заявила, что планирует производить автомобили на крупном заводе в Огайо, ранее принадлежавшем GM.

На первый взгляд кажется, что у Foxconn есть все, чтобы начать производить автомобили. Но есть важные проблемы, которые необходимо преодолеть.

электрокар NIO

Фото в тексте: Carrie Fereday / Shutterstock

Опыт Foxconn заключается в использовании человеческого труда, иногда с большими затратами, для сборки сложных устройств. Это принципиально отличается от сильно автоматизированной работы автомобильного производства, и в прошлом Foxconn с трудом пыталась внедрить больше роботов на свои производственные линии.

Электромобили проще в производстве, чем обычные, для сборки требуется меньше деталей, но произвести достаточно автомобилей, соответствующих стандарту, непросто, а рентабельность большинства автопроизводителей невелика.

Майк Джуран, CEO Altia, разработчика ПО для создания графических пользовательских интерфейсов для автомобилей и других продуктов, также предупреждает, что автомобили принципиально отличаются от небольших устройств, которым не нужно перевозить людей на высокой скорости. Он указывает на сложность сенсорных интерфейсов в некоторых новых автомобилях.

«Это не смартфоны на колесах. Это автомобили с технологией, которая должна соответствовать поставленной задаче, которая, по сути, является вопросом жизни и смерти», — говорит Джуран.

Однако амбициозные планы не слишком помогают стоимости акций Foxconn: за последний год они подешевели почти на 20%, как и остальная часть тайваньского фондового рынка. Компания может рассматривать автомобилестроение как способ расширить свой ассортимент и увеличить прибыль, но для этого потребуются значительные инвестиции в новые производственные мощности, а на это могут уйти годы.

Председатель Foxconn Янг Ли заявил, что компания планирует построить цепочку поставок аккумуляторных батарей в Гаосюне, Китай. И хотя автомобильная промышленность Китая является крупнейшей в мире, по состоянию на апрель 2022 года годовые продажи новых автомобилей упали на 11%, по данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, и лишь немногие китайские компании добились успеха за рубежом.

Производство автомобилей — это большой скачок для Foxconn и других технологических компаний, потому что оно настолько специализированное и сложное, говорит Брюс Белзовски, управляющий директор консалтинговой фирмы Automotive Futures Group, который изучал автомобильную промышленность Китая. «В каком-то смысле это оправданно, в каком-то — нет», — добавляет он.

Белзовски предполагает, что технологические компании, желающие заняться производством автомобилей в Китае, могут надеяться на технические прорывы, которые позволят китайским компаниям опередить зарубежных конкурентов, например, значительное увеличение емкости аккумуляторов. Но такие прорывы не гарантированы.

Возможно, существует не так много компаний, желающих передать производство своих автомобилей на аутсорсинг, как это делают производители смартфонов. По словам Себастьяна, нехватка чипов и сырья заставила автопроизводителей бороться за то, чтобы владеть большей частью цепочки поставок, а не меньшей.

Он также предупреждает, что опасения по поводу конфиденциальности данных и доступа к рынкам могут осложнить усилия китайских компаний по экспорту автомобилей, а также по производству и продаже автомобилей в ЕС и США.

«Очевидно, что они предлагают другие варианты, но в конечном счете я верю, что им придется побороться», — признает Себастьян.

Однако, если Foxconn сможет совершить рывок, и по мере того, как Китай станет растущей силой автомобильной промышленности, тогда старым игрокам в других странах лучше быть начеку.

Сакон прогнозирует, что в будущем Foxconn будет выпускать миллионы стандартизированных автомобилей по низкой цене, которые затем будут дифференцироваться с помощью программного обеспечения — очень похоже на прямоугольники из пластика и стекла, которые получили распространение в конце бума смартфонов.

И если Apple все-таки представит автомобиль, Foxconn может оказаться в идеальном положении для его производства.

«Если у Foxconn получится это сделать, устоявшимся производителям будет чрезвычайно трудно конкурировать по цене», — говорит Сакон.

Источник.

Фото на обложке: fanjianhua / Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Илон Маск продал акции Tesla почти на $7 млрд
  2. 2 Connected cars: как Tesla и экономический кризис заставили традиционный автопром эволюционировать
  3. 3 20 проектов, которыми займется Илон Маск в будущем
  4. 4 От Tesla до Google: 14 крупных компаний из США, основанных мигрантами
  5. 5 Кьелл Нордстрем: Капитализм — это большая сортировочная машина
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!