Что такое ритейл и на чем зарабатывают ритейлеры
Ритейл (ретейл) — термин, который можно считать синонимом розничной торговли. Иностранное слово retail прочно закрепилось в лексиконе современного человека еще и потому, что оно чуть точнее, чем понятие «розница».
В статье разберем это понятие, узнаем, на чем зарабатывает ритейлер и что ждет этот рынок в ближайшем будущем.
Содержание
Что такое ритейл
Под этим термином сегодня понимают сегмент бизнеса, связанный с продажей услуг или товаров конечным потребителям. Торговля ведется через магазины, маркетплейсы, рынки и всевозможные доступные и законные каналы сбыта.
Целевая аудитория ритейла — конечный потребитель, приобретающий товар или услугу не для коммерческих целей, а для личного пользования. Это могут быть продукты питания, одежда и обувь, техника и электроника, товары для здоровья, туристические услуги и так далее.
Принцип торговли в ритейле:
- Производитель — будь то завод, фабрика или предприятие — создает продукт.
- Дистрибьютор выступает в роли посредника, он покупает товар у производителя оптовой партией, его задача — перепродажа.
- Ритейлер — конечное звено в цепочке «производитель товара — потребитель». Приобретает продукт у дистрибьютора и продает его потребителю в розницу.
- Система работает по принципу B2C, то есть «бизнес для потребителя».
Если объяснить проще, ритейлером можно назвать и супермаркет, и индивидуального предпринимателя, который открыл маленький магазин зоотоваров. Если он не сам произвел продукт, а приобрел его у дистрибьютора, чтобы продать конечному потребителю, он ритейлер.
Простой признак ритейла: покупатель приобретает товар не для коммерческих целей, например продажи, а для личного пользования.
Главные особенности:
- Торговая точка находится в выгодном месте с высокой проходимостью.
- Покупателю легко найти нужный товар.
- Для продажи необходимо торговое оборудование.
- Учет закупок и хранения товаров автоматизирован.
- Торговля ведется по принципам самообслуживания.
- Приемы маркетинга активно используются в розничной торговле.
Последний пункт нужно пояснить: в ритейле акции, скидки, программы лояльности применяются очень часто и в большом количестве. Рекламная информация в виде ярких ценников, шелфтокеров и других визуальных маркеров помогает мотивировать клиентов на покупку.
Виды ритейла
В розничной торговле принято выделять несколько основных категорий.
Продуктовый ритейл
Тут все просто: бизнес построен на продаже продуктов питания. Он считается стабильным и охватывает широкую покупательскую аудиторию. Сама продукция занимает большой объем торговых площадей. Продукты покупают ежедневно, это самый ходовой товар.
О том, что эту сферу стабильность не покинет никогда, говорит недавний опыт торговли в период пандемии. По всему миру закрывались магазины, продажи переориентировались на онлайн-формат. Но продукты питания в сетевых и розничных магазинах были все так же доступны покупателю (с оговоркой на меры защиты и дистанцирование).
Карта искусственного интеллекта: ритейл
Точки, которые специализируются только на продуктах питания, уже малочисленны. Крупные сети, гипермаркеты выделяют все больше площадей на непродовольственные товары, занимаются расширением услуг, предлагая клиентам в том числе уникальные опции.
Потому исключительно продуктовый ритейл — точно не тренд, а больше условное обозначение.
Стрит-ритейл
Дословно «уличная розничная торговля», но это не значит, что она проходит вне магазинов. Это могут быть рынки или маленькие магазины, но обязательно специализирующиеся на узком сегменте товаров. Часто это объекты торговли, занимающие первые этажи в жилых домах — обязательно в местах с высокой проходимостью.
Крупная сеть магазинов способна «проглотить» маленькую точку, но если магазинчик расположен в шаговой доступности, товары в нем уникальны, а ассортимент широк, этот бизнес будет прибыльным.
В гипермаркете может быть огромный отдел с бакалеей, но если возле дома находится маленькая хлебная лавка с хорошим выбором продуктов, покупателям выгоднее тот магазин, что ближе.
Читайте по теме:
Главные тренды 2025 года от Trend Hunter: ритейл
Промоакции в ритейле: почему пользы от скидок обычно меньше, чем кажется
К тому же наценки в таких точках ниже, а арендная плата невелика, если сравнивать ее со стоимостью аренды супермаркетов крупной сети, например. Все вместе помогает стрит-ритейлу держаться на плаву и выдерживать конкуренцию.
Непродуктовый ритейл
Здесь все то, что нельзя отнести к продуктам питания. Это торговля одеждой и обувью, спортивными и канцелярскими товарами, книгами, товарами для дома и так далее. Сюда относят магазины косметики и бытовой техники, мебельные и садовые маркеты, продажу игрушек и цветов. У таких магазинов есть специализация, а потому ассортимент товаров шире, чем в гипермаркете.
Конкурировать с крупными сетями таким точкам тяжело.
Если раньше книги были только в книжных магазинах, теперь они могут продаваться на полках супермаркетов. И даже онлайн-продавцы не могут изменить тенденции к охвату сетевыми точками все большего ассортимента продукции.
Онлайн-ритейл
Тот вид торговли, который почти не нуждается в физических торговых площадях. Так происходит благодаря возможностям другой сети — Интернета. Магазин в этом случае тоже есть, но виртуальный, иногда им становится аккаунт в социальных сетях.
Продажи товаров ведутся в большей степени за безналичный расчет, доставка покупки возможна или на дом курьером, или в пункте выдачи, или через «Почту России».
Что ждет этот сегмент розницы в будущем — открытый вопрос.
Он развивается наиболее интенсивно, с активным внедрением цифрового маркетинга и относительной простотой входа в бизнес. Для покупателя такое разнообразие торговцев — безусловное преимущество, а вот игроки на рынке вынуждены подстраиваться под инновации и стремительно меняющиеся условия игры.
Сетевой ритейл
В данном виде розничной торговли магазины объединены одной концепцией, у сети есть один владелец и фирменный стиль. Торговля здесь максимально оптимизирована, потому товары в сетях могут отпускать по более привлекательным ценам, чем в простом розничном магазине. Количество продукции при этом сопоставимо с оптовыми продажами.
Читайте по теме:
Подобрать одежду за пять минут: как технологии меняют карту пути потребителя в fashion-ритейле
Почему сейчас выгодно продавать на ресейл-платформах и как делать это эффективно?
Предполагается, что эту сферу ожидает стремительный рост, конкурировать с которым может только онлайн-ритейл. Сетевые принципы выгодны узнаваемостью бренда, то есть клиентской лояльностью.
Аналитические исследования показывают, что современный покупатель любит устойчивые связи. Это значит, что ему не так интересен поиск новых точек продаж, если уже знакомые удовлетворяют его клиентские потребности.
Кого называют ритейлерами
По сути это продавец, который занимается продажей товаров или услуг конечному потребителю. Сетевой супермаркет на районе — ритейлер. Магазинчик косметики за углом — тоже ритейлер. Маленькая булочная, онлайн-шоп пряжи и товаров для рукоделия — такие же ритейлеры.
Если представить себе акт продажи, начиная с фабрики, где производятся конфеты, заканчивая покупателем на кассе, ритейлер — это не посредник, а финальный продавец. Его роль заключается в том, чтобы сделать товар доступным для покупателя.
Как и на чем зарабатывают ритейлеры
У оптового торговца ритейлер покупает продукцию по одной цене, после чего делает наценку и продает конечному потребителю по другой. На высокой наценке он и зарабатывает. Кроме того, ритейл предполагает акционные программы и другие маркетинговые инструменты, мотивирующие клиента на покупку.
Здесь подробнее: поставщик платит ритейлеру за рекламу. Если покупатель приходит в гипермаркет и видит большой баннер с рекламой масла, это не инициатива ритейлера.
Он размещает рекламу, которую ему проплатил дистрибьютор. А таких реклам в разных вариациях в гипермаркете может быть очень много, и все это складывается в общий заработок.
Читайте по теме:
10 ошибок при запуске программы лояльности в ритейле
Также он может зарабатывать на услугах, которые дополнительно оплачивают поставщики продукции. Дистрибьютор готов отдать деньги за выгодное место на магазинной полке. Если он хочет, чтобы ритейлер и дальше сотрудничал с ним и тем самым конкуренты были вытеснены, он тоже доплачивает.
Здесь уместно сказать о том, что в ритейле отлично от розницы. Ассортимент продукции, которую предлагает ритейл, шире, чем то же предложение от розницы. Купить все необходимое, получить нужные услуги в одном месте помогает потребителю ритейлер. Розничная торговля не нацелена на разнообразие ассортимента.
Тенденции развития ритейла
В России эта торговая сфера зародилась еще в конце прошлого века. Многие бренды остались на плаву и по сей день, пройдя преобразование от мелких торговых точек до крупных сетевых игроков.
На начало 2001 года сетевая торговля занимала всего 1% от общего оборота, а через 20 лет в стране существовало не менее тысячи торговых сетей (и речь только о крупных игроках). На них в 2019 году приходилось 54% товарооборота всей розницы.
Современные ритейлеры образовали рынок, приблизительные оценки которого — 18 трлн руб. Экспертное мнение предполагает рост рынка до 28,5 трлн руб. к 2039 году.
Ситуацию на рынке изменила пандемия — небольшие магазины стали более востребованы. Изначально они могли привлечь покупателя малой площадью: люди боялись большого количества контактов, а в супермаркете они были практически гарантированы. Сейчас противовирусные меры стали менее жесткими, но привычка ходить в магазин за углом осталась. Темпы роста прибыли крупного бизнеса все еще тревожно низкие, и эксперты не дают полных оптимизма прогнозов.
Читайте по теме:
5 советов, чтобы сделать наем в ритейле креативнее
Гид по созданию креативного пространства в офлайн-ритейле: что учесть?
Что ожидает ритейл в ближайшем будущем:
- Сетевые модели будут стремиться к расширению.
- В онлайн-торговле увеличатся темпы развития.
- В ритейл добавятся новые услуги (например, доля непродовольственных товаров в гипермаркетах вырастет).
- Услуги доставки будут оптимизироваться. Это удобно в приобретении товаров онлайн для клиента, а продавец экономит на аренде площадей.
- Будет расти доля мобильного шопинга. Все больше покупок станет проходить через смартфон.
- Ритейлеры будут стремиться к большему узнаванию (то есть ритейл-брендингу).
Развитие сетевой торговли объясняется тем, что крупные сети вытесняют с рынка мелких торговцев. С учетом того, как изменилась ситуация в пандемию, такие меры понятны, и мелким ритейлерам придется прибегать к новым инструментам борьбы за покупателя.
Читайте по теме:
Сам себе кассир: что дает ритейлу и покупателям тренд на self-shopping
С быстротой поисковика и комфортом e-com: как ритейлу подстроиться под запросы покупателей
Ритейл-брендинг развивается уже сейчас: клиент все чаще коммуницирует с продавцом и предпочитает возобновлять контакты. То есть привычный торговый объект он выбирает чаще, чем новую точку.
Потому узнаваемость бренда становится задачей целой команды сотрудников, маркетинговых отделов — вместе с этим ведется работа над улучшением качества обслуживания.
Ритейлеры осваивают новые виды сервисов: если раньше такими были свежая выпечка, расширение кулинарных услуг, еда навынос, сейчас это разогрев блюд, продажа комплексных обедов и так далее.
Привычная продажа товаров дополняется услугами, которые формируют у покупателя желание снова вернуться в этот торговый объект.
Цифровизация — еще один тренд, который невозможно упустить из виду. Иначе его называют индивидуальным подходом. Продавец может собирать данные о покупателе: его предпочтения, особенности поведения, частоту совершения покупок.
Такая аналитика выливается в построение уникального предложения, ориентированного не на массы, а на индивидуума, что позволяет привлечь потенциального клиента надолго.
Цифровизация в ритейле формирует новые маркетинговые стратегии, меняет подход к ведению бизнеса и провоцирует спрос на новых специалистов в данной сфере.
Фото на обложке: Pexels
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Старт работы на Wildberries»
- 1 Как открыть квест-комнату: пошаговый бизнес-план с расчетами И какие риски у такого вида бизнеса 19 марта 12:22
- 2 Вопросы для потенциального работодателя: какие моменты стоит уточнить Они помогут узнать больше о вакансии и компании и оставить хорошее впечатление 17 марта 15:36
- 3 Вправе ли работник отказаться от командировки Какие последствия ждут сотрудника при отказе 13 марта 14:12
- 4 Как стримить на Twitch: полное руководство для начинающих стримеров Коротко о том, как стать стримером 12 марта 20:43