Ситуация в Крыму накаляется: американские компании отключают свои сервиса на территории региона. Жители Крыма не могут:
— пользоваться App Store и Google Play, — пользоваться AdSense и другими сервисами Google, — обновлять Google Chrome, — покупать игры в Steam, — пользоваться доменами, зарегистрированными на GoDaady или 101domain, — расплачиваться картами Visa и MasterCard, — и др.
Rusbase решил поинтересоваться у программистов («айтишников») в Крыму, как ситуация отразилась на их работе:
Павел Берман
Экс-продюсер IT-центра «Слобода»
Я уехал из Севастополя в Санкт-Петербург на прошлой неделе. Причиной стало то, что мы разошлись с инвестором во взглядах на проект. Ну и объем введенных санкций.
Во-первых, мне не подходит темп жизни в регионе: для меня он слишком медленный. Например, на территории Крыма нет быстрого мобильного интернета, только 2G.
Во-вторых, начались проблемы со многими сервисами: Google AdSense, Google Chrome, App Store и др.
В-третьих, нельзя пользоваться MasterCard или Visa, то есть нельзя расплатиться картой в магазине.
Нужно также отметить блокировки Роскомнадзора: торрент-трекеры, различные блоги, отдельные сайты, большое количество видео на YouTube.
Помогало ли изменение города, указанного в профиле?
По-разному: в сервисы Google я еще 2 недели выходил, а вот Apple сразу отслеживает твою геолокацию.
Как вы думаете, когда и в каком случае ситуация исправится?
Я думаю, что есть два варианта развития: либо Крым станет независимым регионом. Либо пройдет полтора-два года, прежде чем ситуация урегулируется и американские компании отменят ограничения. Я понял, что ждать 2 года не готов, и уехал.
Мы также пообщались с резидентами (теперь уже бывшими?) коворкинга «Слобода» в Севастополе.
Вадим Панасюк
Java-программист
Я работаю на американскую компанию, и мне перекрыли все счета, так как у меня Крымская прописка. Поэтому, как раз сегодня, я увольняюсь.
Интернет-сервисы никак не пострадали. Существует такая штука, как VPN: никто не догадается, что я в Крыму.
Одна большая проблема — это платежные системы. Я с ними не работаю, но много моих друзей от этого сильно пострадали. В основном фрилансеры.
Сейчас я ищу предложения в Санкт-Петербурге. Но не потому что тут проблемы, а потому что в Петербурге веселей. И цены на жизнь почти сравнялись с крымскими. То есть наоборот — в Крыму они взлетели до питерских.
Однако не все IT-специалисты стремятся покинуть регион:
Сергей Алембеков
Мне сложно судить об IT в Крыму, потому что я полгода как переехал из Москвы и все мои профессиональные связи по-прежнему там.
Что касается недавних блокировок крымских адресов американскими сервисами, то да, они меня затронули, но я бы не был IT-специалистом, если бы не мог их обойти. Так что пользуюсь нужными мне сервисами, как и раньше. Возможно, буду постепенно искать альтернативу каким-то из них.
Вообще, я давно мечтал переехать в Севастополь и очень доволен, что наконец осуществил задуманное. После Москвы у меня сразу появилась куча свободного времени, которое получается тратить на профессиональное развитие, спорт и здоровый сон.
Что касается будущего, то смотрю в него оптимистично. Просто, в свете глупых санкций, буду стараться искать контрагентов, независимых от враждебных нам государств.
Некоторые отмечают, что важнее потеря не технических возможностей — а доверия к американским сервисам.
Андрей Максимов
«Контур Крым» и NeverFall
Прием оплат по картам возможен. Во-первых, нет никаких технических сложностей в регистрации карточного счета в банке, расположенном за пределами Крыма. Во-вторых, есть банки, чьи карты VISA функционируют в Крыму.
Санкции повлияли, но на уровне доверия, репутации. Чисто технически, любые созданные ограничения довольно легко обходятся. Но у предпринимателей возникает закономерный вопрос: стоит ли им ставить под угрозу свой бизнес, делая его зависимым от политически ангажированных сервисов.
Александра Лубяницкая
Директор по развитию, группа компаний ADVprofil
Давайте посмотрим, что заблокировано: Google Apps для бизнеса (условно заблокирован), Google Play — аккаунты разработчиков и аккаунты пользователей, App Store — аккаунты разработчиков и аккаунты пользователей. Godaddy прислал уведомление о закрытии, но пока, насколько мне известно, от него никто не пострадал: все сориентировались и перенесли домены. Несколько платежных сервисов закрыли возможность оплаты (Paypal, Skrill).
Ранее были прекращены контракты у некоторых компаний, которые работали на аутсорсе.
По кому санкции ударили: прежде всего, по обычным пользователям — скажем, для программиста не составляет труда обойти ограничения в Google Play и App Store, но среднестатистическому пользователю смартфона это причинит дополнительные сложности.
Так, например, закрыта возможность разрабатывать мобильные приложения для жителей Крыма. Один наш проект точно придется пересмотреть. Но, давайте честно признаем, что мобильных приложений, ориентированных только на жителей Крыма, было немного.
Кто еще пострадал — владельцы корпоративной почты на Google. Мы получили пару звонков от бухгалтеров, которые не смогли войти в почту, хотя блокировку можно обойти достаточно просто. Но у некоторых компаний нет системных администраторов, и они могут пострадать оттого, что не смогут получить доступ к данным.
Вот, пожалуй, и все. Для компаний, разрабатывающих мобильные приложения, восстановление аккаунтов с другими данными — это административная задача, работе программистов она не мешает. Возможно, молодое поколение фрилансеров не догадается, как обойти блокировки, и не пополнит зарубежный рынок дешевой рабочей силой, но пока никаких сложностей для работы программистов у себя мы не наблюдаем. А вот репутация «глобальных» сервисов в глазах крымчан изрядно подпорчена.