Как Instagram возрождает поэзию

Анна Самойдюк
Расскажите друзьям
Анна Самойдюк

Поэзия всегда была формой искусства, но никогда не была карьерой даже для самых легендарных поэтов. Уильям Карлос Уильямс был врачом. Уоллес Стивенс работал в страховой компании. Чарльз Буковски был и водителем грузовика, и заправщиком, и сотрудником почты. Поэты зачастую вели двойную жизнь, разделенную на два важных занятия: зарабатывать и делать искусство.

Издание The Atlantic рассказало, как изменилась культура поэзии с приходом технологий и как молодые поэты генерируют прибыль.

Рупи Каур – живой пример того, как сильно изменился мир поэзии. Ее первый сборник стихотворений «milk & honey» (молоко и мед), был переведен на 40 языков, по всему миру было продано около 3,5 миллиона копий.

Конечно, для Каур не всегда все было так. Ее карьера началась с постов в Tumblr в 2012 году, затем она плавно перешла на Instagram, но ее стратегия ведения социальных сетей все еще не приносила достаточно денег для проживания. «Я думала, что одной поэзией аренду не оплатишь», – говорит она. Затем в 2014 году был опубликован сборник «milk & honey», в 2016 году он уже вошел в список бестселлеров по версии New York Times. Каур поняла, что все становится куда серьезнее — возможно, это дело сможет приносить ей достойный доход. Ее успех не замедлялся. За последние годы она успела посетить шоу Джимми Фэллона и попасть в список Forbes 30 талантливых людей, кому еще нет 30. В этом месяце девушка заканчивает свой тур по Америке. В инстаграме на нее подписаны три миллиона человек.

Фото: Unsplash

С момента публикации ее сборника, жанр поэзии стал одним из самых популярных. Согласно одной группе исследователей рынка, двенадцать из двадцати лучших поэтов в прошлом году были инста-поэтами; почти половина поэтических сборников, проданных в США в прошлом году, были написаны именно ими. Исследование этого года показало, что 28 миллионов американцев читают поэзию – это самый высокий показатель за почти двадцать лет. Издатель Каур Кирсти Мелвилл удивляется такому резкому росту популярности этого жанра: «Поэтические сборники в книжных магазинах всегда хранились в уголке рядом с дверью в уборную, сейчас они лежат на полках с бестселлерами. Продаются не только современные поэты, но и классики», – говорит она.

Подъем инста-поэтов начался не с Рупи Каур. В 2013 году Мелвилл заметила, что поэтесса с псевдонимом Ланг Лив набирает популярность в интернете, ее работы репостят в социальных сетях. Мелвилл решила рискнуть и заключила с ней договор на публикацию. В итоге было продано 150 тысяч копий сборника «Love & Misadventures». «Продать 150 тысяч копий книги со стихотворениями – это что-то невероятное», – говорит она.

Спустя пять лет в мир поэзии вошли и другие звезды социальных сетей. Цитаты Клео Уэйд, известной своими вдохновляющими мантрами («Хотите любви? Будьте любовью. Хотите света? Будьте светом»), можно увидеть на билбордах в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке на Times Square. Фанатами Аттикуса, поэта, постоянно носящего маску, себя считают Эмма Робертс, Алиша Киз и Карли Клосс. Робер М. Дрейк сначала делился своими произведениями в Tumblr и на DeviantArt, сейчас на него подписаны 1,8 миллиона человек в Instagram; он также опубликовал 12 книг, некоторые из них стали международными бестселлерами.

Фото: Hindustan Times

Многие считают, что в XXI веке появилась новая литературная культура – культура интернета. Поэты этой категории редко обучаются мастерству в университете, а их издатели разбросаны по всему миру. Социальные сети разбили стены области, которая долгое время считалась изысканной, эксклюзивной, эзотерической и управляемой традициями, и открыли двери для молодых поэтов с широкими амбициями.

Поэты, использующие Instagram в качестве маркетингового инструмента, не только творцы, но и предприниматели. Они по-прежнему зарабатывают деньги за счет публикаций и разных мероприятий. Каур сказала, что подходит к поэзии как к управлению бизнесом. Иногда днем она пишет стихотворения или ездит по Америке с туром, а иногда – сидит в офисе и управляет проектами.

Построив собственные мини-бренды, поэты могут увеличивать свои доходы при помощи электронной коммерции. Некоторые продают мерч – кружки со стихами или футболки. На сайте Аттикуса посетители могут купить продукты с его цитатами – от большого постера за $35 до талисмана за $174.

Популярность таких поэтов делает их ценными в глазах других брендов. Произведения Клео Уэйд появлялись в рекламах Gucci, их вышивали на кроссовках Nike, и ими расписывали посуду.

Фото: Gucci. «Как ты используешь свой голос сегодня?»

Возможно, это было неизбежно, учитывая природу быстрого потребления в Instagram, где случайно натыкаешься на содержательное утверждение, ставишь под постом лайк и пролистываешь дальше; чем вернее утверждение, тем лучше. Ограничения Instagram требуют коротких фраз, точных афоризмов, небольших цитат. Большинство стихотворений в Instagram советуют, как жить лучше – как пережить расставание с любимым человеком, как верить в себя, как воплощать мечты в жизнь. На платформе идеализированного образа жизни поэзия представляет собой вдохновляющую философию.

Ранее в этом году поэтесса Ребекка Уоттс раскритиковала популярную работу инста-поэтессы Холли МакНиг. Она назвала стихотворения в инстаграме аматорским, бесполезным и коммерческим кормом, которым может подкрепиться каждый. «Читатель мертв: да здравствует потребительский контент и мгновенное удовлетворение», – заявила она.

Но поэзия, как и любое другое искусство, должна подстраиваться под перемены мира. Многие думают о ней как о жанре, существующем в вакууме; поэты, по их мнению, часами сидят в одиночестве и пытаются решить величайшие загадки нашего существования. Но на самом деле поэзию всегда затрагивали технологические перемены. Рэйчел Аллен, редактор Granta, объяснила, почему не считает инста-творчество поводом для опасений: «На поэзию всегда влияла ее окружающая среда... Из поэм, ставших частью пейзажа, выросли целые движения. Я думаю, со временем будет понятно, что разные формы поэзии могут мирно сосуществовать», — сказала она.

Еще невозможно предсказать, как радикально изменят индустрию социальные сети и будут ли эти трансформации длительными. Но успех поэтов вроде Рупи Каур – мировые туры, продажи, фанаты – нельзя отрицать. Слово «поэзия» происходит от греческого «poesis», которое означает процесс создания, производства, творения. С самого начала искусство было связано с трудом. Теперь благодаря движению поэтов-новичков оно пожинает плоды.

Источник.


Материалы по теме:

Как Instagram занял важное место в современной культуре

Как предпринимателям использовать Instagram Stories для продвижения бизнеса

Как Instagram влияет на самочувствие российских пользователей

Три жизненных урока, которые можно извлечь из работы фермера


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
QIWI Techday - Make It Real
17 декабря 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase