Истории

«Работать в Google не так романтично, как кажется». Как я бросила работу в корпорации и стала иллюстратором

Истории
Екатерина Гаранина-Карпова
Екатерина Гаранина-Карпова

Корреспондент медиа RB.RU

Екатерина Гаранина-Карпова

Екатерина Петропавловская родилась в небольшом городе и всегда мечтала стать директором в «Газпроме». Но не получилось: бросив работу в Google, девушка в 22 года начала с нуля изучать иллюстрацию.

Сейчас Екатерина блогер с 70 тысячами фолловеров в Instagram, лицо рекламной кампании NYX, номинант премии журнала Glamour, а в ее портфолио работа с мировыми брендами.

Екатерина рассказала об уходе из корпорации, первых шагах иллюстратора, правильном общении с брендами и удачных проектах.

«Работать в Google не так романтично, как кажется». Как я бросила работу в корпорации и стала иллюстратором
Присоединиться

«Хотела стать директором Газпрома»

Читайте по теме: другие истории успеха в рубрике «Карьеристы»Меня зовут Екатерина Петропавловская, мне 27 лет, живу в Нижнем Новгороде. Я иллюстратор, веду свой блог @kateillustrate в инстаграме и в целом творческий человек: с детства занималась танцами, а сейчас учусь петь. Как иллюстратор я создаю коллажи из фотографий и рисунка, делаю иллюстрации и анимации для клиентов, а в блоге рассказываю, как превратить творчество в профессию. Последние два с половиной года я живу в Нижнем Новгороде. Родилась и выросла в небольшом городе Йошкар-Ола, который находится в 300 километрах от Нижнего.

В детстве занималась художественной гимнастикой: половина моей жизни прошла между школой и спортивным залом. Когда встал вопрос о продолжении обучения, хотела переехать в Москву. Но баллов в московскую ВШЭ не хватило, и я выбрала филиал Вышки в Нижнем. Тогда у меня были амбиции: хотела стать директором в «Газпроме».

В 2008 году были популярны юриспруденция и экономика. Я выбрала мировую экономику. Мама сказала, что на менеджмент идти смысла нет, так как я хороший менеджер от природы, а экономика хорошо развивает мозг.



Для рекламы Rendez-Vous, 2019


Как я училась в Италии и что мне это дало

Учиться в Италию я поехала по обмену. Это было хорошим опытом с точки зрения изучения языка и понимания, чего бы я вообще хотела дальше. Жила в небольшом городке под Римом, Витербо (100 км от столицы. — Прим.)

Дело в том, что мой диплом в ВШЭ был посвящен модели выхода Еврозоны из кризиса: много читала и на английском, и на итальянском. В Италии тогда президентом стал Марио Монти. Я узнала, что до этого он был президентом Университета Боккони в Милане (Коммерческий университет им. Луиджи Боккони — частное высшее учебное заведение в Италии, которое готовит специалистов в области юриспруденции, менеджмента и экономики. — Прим.).

Читайте по теме: Кто делает «Uber для парковок» с пропиской в ГонконгеЯ узнала, что в университете есть магистерская программа менеджмента в искусстве, культуре и сфере развлечений — и сразу же в нее влюбилась. Сдала GMAT (экзамен-тест на английском языке, который нужен для поступления в иностранные вузы на специальности, связанные с математикой, экономикой, бизнесом. — Прим.), подала заявку. Мне удалось получить один из 40 грантов, который покрывал 100% стоимость обучения.

Со мной на программе учились еще шесть русских девушек. Университет вообще популярен среди русских — на других программах тоже было много ребят из разных городов России. У меня была отдельная комната, а санузел делили с еще одной комнатой. 



Адвент-календарь Hogl, 2018


Сейчас из-за курса зарубежное образование стало менее доступным. Но не скажу, что учиться в Италии очень дорого: в Боккони обучение стоило €12 тысяч в год, тогда как Гарварде — $40 тысяч. Да, есть более дешевые места, та же Испания, но и в Милане есть вузы дороже. Например, обучение в Институте Марангони стоит почти €20 тысяч в год.

     

Италия научила меня общаться с другими культурами, не навязывая своих ценностей, и не мыслить стереотипами. Я стала относиться к образованию с точки зрения реальной практики и пользы: появилось желание получить не высокий балл и красный диплом, а реальные знания, работу. Помогло и то, что время учебы к нам приходили представители крупных компаний и рассказывали реальные случаи из практики.


Красный диплом я все же получила — окончила университет «with Honors». 

Запуск туши Paradise L'Oreal Paris, 2018

«Работа в Google только вначале кажется крутой»

В 2015 году, ближе к окончанию университета, я стала искать работу в Милане, потому что хотела там остаться. Мне нравилась организация мероприятий. Я участвовала в одном из конкурсов от крупнейшей на тот момент ивент-компании в Италии и даже прошла на стажировку. Но через пару месяцев они разорились из-за убыточных проектов. Пришлось искать работу по открытым предложениям на рынке. Наткнулась на рекрутинговом сайте компании Google на вакансию Associate Account Strategist во Вроцлаве, прошла три этапа собеседований и приняла предложение.

Работать в Google не так романтично, как кажется. Сначала есть ощущение, что все круто. Интеграция в компанию происходит ярко: всех, кто работает в Европе, отвозят на месяц в Дублин. Мы жили весь месяц в классном отеле, ходили на тренинги, ужины, слушали о том, что происходит в компании. Но через полгода у меня случился личный кризис.

Чувствовать себя маленьким винтиком в большой машине — не мое, мне хотелось вершить историю. И я переключилась на творчество.

Читайте по теме: Как сделать два успешных стартапа к 24 годамПервый мой рисунок родился в критической точке, когда я больше не могла продолжать выполнять работу, не соответствующую способностям. У меня уже был графический планшет, так как я делала немного дизайнерской работы внутри компании по своей инициативе.

В тот момент я начала изучать Adobe Illustrator. Долго смотрела на работы других иллюстраторов, повторяла приемы, которыми они пользовались. Постепенно нашла свой стиль, стала слушать себя и понимать, что нравится рисовать, а что нет. Пробовала разные методы обучения: брала индивидуальные уроки, проходила недорогие онлайн-курсы, а основной акцент делала на практику. 

Когда я ушла из Google — это было в 2015 году, — коллеги порадовались за меня. Хотя я не была уверена, что это меня куда-то приведет. Очень хотелось изменить привычную жизнь. А вот те, кто не работал со мной, были удивлены решением, возможно, из-за большого числа иллюзий о работе в Google. Наверное, пересмотрели зарубежных фильмов. Читала в их глазах, что я сумасшедшая. 


Лимитированный дизайн чехла MAC, 2017


Как я стала зарабатывать иллюстрацией

Первый заказ случился еще в Google, что было приятным бонусом к зарплате. Мне было страшно называть какую-то цену — взяла $20. Через пару заказов стала брать больше — $300. 

Читайте по теме: Русские, которые делают шоу для НХЛ и НБАЗаказы случались раз в три-четыре месяца. Много приходилось рисовать по бартеру для портфолио. Клиенты часто что-то дарили или размещали работы в соцсетях со ссылкой на меня. Стабильности не было долго. Жила на деньги, которые остались после Google. Дело в том, что еще при приеме на работу тебе дают акции, которые ты потом можешь продать. Денег от акций хватило на билеты во Вьетнам, фотокамеру и ноутбук — и еще осталось на четыре-пять месяцев комфортной жизни в Азии.

Когда деньги стали заканчиваться, я устроилась в стартап в области краудфандинга — примерно на четыре месяца. Занималась там привлечением партнеров, разработкой стратегии продвижения и SMM. Мне платили $700 за 15 часов работы в неделю — это был хороший дополнительный заработок к заказам и первым продажам чехлов для телефонов на Casetify.

Через год после увольнения начали хорошо продаваться чехлы с моими иллюстрациями. Я работала с Casetify, магазином Diva и еще несколькими площадками в России, с одной из которых сотрудничаю до сих пор — YouCase.

Основной доход от иллюстраций смещается: раньше это были чехлы и свитшоты. Последние полтора года я работаю преимущественно с компаниями.



Новогодние наборы Biolage, 2018

Как иллюстратор формирует стоимость своих услуг

Как я формирую цену на заказы и сколько стоит моя работа — коммерческая тайна. Обычно иллюстраторы не делятся ценами. Кто-то берет почасовую оплату, кто-то раскручивается и ориентируется на количество подписчиков. Есть работа на частного клиента, есть работа с брендами.

Читайте по теме: «Мы делали наше устройство ночью в гостинице с помощью утюга и паяльника»Я оцениваю стоимость проекта с разных сторон. Например, что это за бренд — начинающий или крупная компания. Потом — рост личной известности, потому что я вкладываю силы и деньги в развитие личного бренда. Это влияет на то, как тебя видит клиент, почему он хочет работать с тобой и сколько готов платить. Один из первых вопросов, которые задает мой менеджер — сколько будет иллюстраций и сложная ли работа, а еще — как будут использовать иллюстрации: есть разница между десятком открыток сотрудникам к празднику и афишами по всей Москве. В итоге мы договариваемся на цену, которая устраивает обе стороны.

Я долго шла к работе с компаниями и стараюсь не брать частные заказы. Как правило, на частных заказах иллюстраторы зарабатывают в пределах пяти тысяч рублей за иллюстрацию, а когда работаешь с компаниями, бюджеты начинаются с нескольких десятков и могут доходить до сотен тысяч рублей.




Glamour Influencer Awards, 2019


Про конкуренцию: «Заказчиков — много»

К конкуренции подхожу по-философски. Вселенная изобильна — заказчиков миллион. Тут вопрос — как найти своего. За год в России бывает 50-100 топовых проектов, в которых неплохо было бы поучаствовать с точки зрения имиджа. Бренды могут выпускать лимитированные коллекции или проекты, которые рождаются из дружбы иллюстратора и бренда — например, Покрас Лампас и «Альфа-Банк». Kiehl's выпускает особые наборы к 8 марта, Biolage — к зимнему и летнему сезонам.

Про капризы клиентов

У меня есть репутация креативщика, поэтому ко мне приходят с каким-то четким проектом вроде «сделай А, сделай B, сделай C» редко. Слишком четкое ТЗ убивает креатив.

Мне нравится работать в диалоге с заказчиком, когда мы обсуждаем и корректируем идею в процессе. Например, Carmex однажды предложили придумать иллюстрацию под коллекцию бальзамов, но сюжет прорабатывала я сама, задавала им наводящие вопросы, чтобы понять пожелания. Biolage хотел изображение на зимнюю тематику, но при этом универсальное, чтобы можно его использовать и на другой праздник, а еще подчеркнуть инновации бренда. Так получилась гирлянда в виде ДНК с различными игрушками на ней.




Журнал «Подружка», 2019

Как писать брендам

Многие думают, что большие компании не читают письма. Это не так. Вопрос в том, как им писать.

У меня есть продюсер для коммуникации между мной и брендом. Естественно, я все контролирую: финальный звонок и встречи провожу сама. Сейчас у меня много друзей среди бренд-менеджеров и пиарщиков. Часто слышу от них, что люди обычно пишут две строчки: «Здравствуйте, хочу сотрудничать». И все. Так не пойдет.

Нужно уметь продавать себя с первого письма. Прикрепите ссылки на свои работы, отслеживайте, что стало с вашими письмами: открыли ли их, отправили ли в спам. Есть специальная программа ContactMonkey, которая помогает понять, открыл ли получатель письмо, сколько раз и где он в этот момент находился. Например, если письмо открыли на Бали, вам стоит напомнить о себе через пару недель — наверняка человек в отпуске. Это помогает в работе. 

И не нужно зацикливаться на нескольких брендах! У меня были случаи, когда клиенты отвечали только через полгода, и мы в итоге делали три-четыре проекта. Да, биржи и сообщества блогеров/пиарщиков работают, но не так эффективно. Таким путем я нашла одного из моих первых клиентов, Benefit — они выложили запрос о поиске блогера. Я нарисовала несколько иллюстраций, а после ко мне пришел бренд MAC. Иногда случается цепная реакция, но в основном я сама думаю, с кем хотела бы поработать, нахожу контакты конкретного человека. Если отправлять письмо на общую почту «инфо-собачка», тебе вежливо отвечают, что перенаправили письмо в нужный отдел. Но ты не можешь это проверить, а я люблю контролировать процесс. 



Коллаборация с Organic Shop, 2018


Как превратить сотрудничество с брендом в дружбу


  1. Отмените историю: «Я делаю бесплатно три правки, а потом беру за это деньги». Это подрывает лояльность бренда к тебе, поэтому я так не работаю. Методом проб и ошибок нашла баланс поэтапного формата согласования работы, который был бы удобен мне и заказчику — и на финальном этапе все не нужно переделывать с нуля.
  2. Помните, что правки все равно будут, и озвучивайте стоимость, в рамках которой вам будет комфортно работать и корректировать рисунок.
  3. Обязательно встречайтесь, выходите за рамки переписки по почте, если бренд настроен на это. Иногда сотрудничество перерастает в дружбу: я много с кем дружу, но все должно идти от чистого сердца.

Проекты, которыми горжусь

В начале работы я понимала, что у меня нет компетенции и опыта, чтобы работать c большими компаниями, поэтому я даже не мечтала сотрудничать с кем-то конкретным. Сейчас у меня в портфолио 47 брендов. Горжусь почти всеми своими проектами, особенно с L’Oreal, MAC, Biolage, так как они были некими поворотными точками в моем развитии. Очень нравятся последние два проекта с Carmex. С L’Oreal мы сперва начали сотрудничать по бренду Colorista. Я до сих пор их амбассадор. После сразу же начали обсуждать проект по L’Oreal Paris. В этом проекте удалось поймать настроение продукта, знаю, что он был добавлен в best cases группы в России. Carmex я написала сама, а они уже знали обо мне и были готовы сотрудничать.

Читайте по теме: Как в 19 лет открыть студию фитнеса и заработать 4,5 млн уже в первый год

Я люблю творческие истории — обычно такое получается для журналов. Например, недавно в связи с Пасхой и новым сезоном «Игры Престолов» сделали совместный проект с изданием InStyle. Мне сначала захотелось нарисовать пасхальные открытки вместо тех аляпистых, которые рассылают все друг другу. Но на материал это не тянуло. Поэтому родилась идея креативной съемки на тему драконьих яиц Дейенерис.

Когда картинка сложилась, я рассказала это моей подруге — шеф-редактору InStyle.


Проект с InStyle


Сейчас я бы хотела поработать с Chiara Ferragni Collection, а еще с артистами, которые меня вдохновляют или близки по творчеству, например, с итальянским исполнителем Марко Менгони.

С итальянцами лучше всего договариваться из Италии. Один из первых моих клиентов — бренд Fay, входящий в Tod’s Group — написал мне в 2015-м, в преддверии Дня Святого Валентина. Я нарисовала для их социальных сетей открытку.

Сейчас я сфокусирована на работе с брендами в России, и зарубежные пока отошли на второй план. Хочу для начала подтянуть деловой итальянский: раньше я писала письма на итальянском, сейчас — только на английском. Возможно, это также будет важно в будущей работе с Италией.

То, что я живу в Нижнем Новгороде, не мешает мне решать деловые вопросы. Два раза в месяц бываю в Москве: у меня рейд по встречам. Их бывает восемь за день. В активном режиме укладываюсь в два-три дня — и возвращаюсь домой.


Работа на себя vs Google

Сейчас мой доход больше, чем в Google, но все зависит от сезона. Есть удачные месяцы, когда доход бывает в девять раз больше, есть месяцы, когда в два раза. Иногда я решаю не работать, например, в прошлом году в июле и августе я путешествовала. При этом у меня есть постоянный доход, не зависящий от моей работы: чехлы в России и за рубежом, реклама в Instagram, скрабы, выпущенные совместно с Organic Shop.

Моя работа дает мне также много бонусов: например, бренд NYX возил меня в США, «Яндекс» и другие компании приглашают меня в Москву, я получаю много подарков, которые сокращают мои расходы на косметику и одежду. Работать на себя всегда приятно. Потому что иногда ты можешь работать два месяца не поднимая головы, а потом отдохнуть. Или распределять свободно свой график.


Материалы по теме:


«Я была всем: тренером, продажником, уборщицей»


Единственная российская студия, которая устраивает спортивные шоу в Америке


Как запустить стартап в одном из самых неоднозначных мегаполисов


Как уехать на работу в Китай, а потом сделать карьеру в Амстердаме


Как в 22 года я поступила в 10 вузов Европы и переехала в Лондон



Фотографии для матераила предоставлены героиней 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как купить жильё в Италии и сколько это стоит
  2. 2 Куда можно переехать в 2023 году с помощью инвестиций и без них: пять стран Европы
  3. 3 Образование и жизнь в Милане: «В студенческой столовой можно купить пиво»
  4. 4 «Если я получил работу в 19 лет, то могу добиться большего». История студента из Бийска, уехавшего в Пизу
  5. 5 «IT — это отрасль, в которую я до сих пор не могу поверить»: как наладчик станков с ЧПУ стал программистом