Истории

Как музеи зарабатывают миллионы на Oreo, чехлах для iPhone и Tiktok

Истории
Екатерина Пегова
Екатерина Пегова

Редактор отдела переводов

Екатерина Пегова

Сколько раз вы были в музее за последний год? Вероятно, не так много. Ограничения из-за коронавируса оказали серьезное влияние на сектор культуры: в 100 ведущих художественных музеях мира посещаемость упала на 77%. Многие музеи оказались в тяжелом положении, однако это стало поводом задуматься, как привлечь более широкую — и, что важно, более молодую — аудиторию, чтобы восстановиться после года потерь.

Как музеи зарабатывают миллионы на Oreo, чехлах для iPhone и Tiktok

В результате музеи все чаще задумываются, как использовать свою интеллектуальную собственность (произведения искусства и артефакты из своих фондов), чтобы диверсифицировать бизнес и вывести коллекции далеко за пределы стен музея.

Продажи лицензионных товаров в 2019 году составили $292,8 млрд. На долю художественных и некоммерческих музеев приходится всего 1,5% от этой суммы.

При этом в 2019 году в этих секторах наблюдался самый большой рост продажи лицензионной продукции. Это означает огромный потенциал для роста.

У музеев есть тысячи произведений искусства, которые можно использовать в своих целях, некоторые из них являются самыми узнаваемыми изображениями в мире. В прошлом их использование ограничивалось простыми сувенирами из магазина подарков, такими как сумки-тоут с изображением Моны Лизы.

Однако теперь музеи используют более инновационные подходы: в их арсенале появились мемы, социальные сети и новые технологии, которые позволяют привлечь потребителей и продвигать музей, получая при этом новые источники дохода.

Китай является лидером в этой области: по сообщениям, только в 2018 году Дворцовый музей Пекина заработал $222 млн за счет продажи продукции. Поскольку пандемия подталкивает многие музеи по всему миру к быстрому созданию новых источников дохода, уже создана основа для глобального роста.

Творческие коллаборации

Все больше музеев объявляют о партнерствах с люксовыми и модными брендами, а также производителями еды и напитков. 

  • Метрополитен-музей сотрудничал с Estée Lauder в создании линии декоративной косметики, вдохновленной произведениями искусства из егоколлекции. 
  • Лондонский Музей естественной истории сделал отдельные экспонаты доступными для покупки у компании Made, занимающейся дизайном интерьеров. 
  • Дворцовый музей в Пекине сотрудничал с компанией Oreo в создании ограниченного тиража печенья.

Такая модель сотрудничества уже много лет наблюдается в индустрии развлечений и спорта, но для культурного сектора она в новинку. Такие партнерства позволяют музеям расширять свою аудиторию и создавать новые источники дохода, а ритейлерам и брендам, в свою очередь, открывает доступ к уникальной иконографии и возможности говорить о самых известных артефактах и произведениях искусства.

Фото в текстк: The Met

В то же время представители поколения Z используют искусство и культуру для самовыражения и хотят взаимодействовать с брендами, разделяющими их ценности. Музеи начинают работать с этой аудиторией, сотрудничая с модными, дизайнерскими брендами для создания инновационных продуктов, которые превращают молодежь в амбассадоров музея.

Сотрудничество Лувра с модным брендом Off-White Вирджила Аблоха и выпуск их совместной коллекции в самый разгар пандемии говорит о том, что музеи начали думать в этом направлении еще до локдауна. Серия футболок и толстовок с изображением знаковых работ Леонардо да Винчи принесла Лувру новую культурную актуальность, расширила аудиторию и дала новые возможности для розничной торговли через магазины Off-White и реализации через посредников.

Совсем недавно Лувр в партнерстве с производителем аксессуаров Casetify выпустил коллекцию беспроводных зарядных устройств и чехлов для iPhone и AirPod, вдохновленную произведениями искусства. По сообщениям, партнерство Лувра с брендами принесло $5,3 млн в 2020 году по сравнению с $3,2 млн в 2019 году.

В 2020 году Музей современного искусства в Нью-Йорке использовал аналогичную модель в своем сотрудничестве с Vans, создав специальную коллекцию обуви и одежды, вдохновленную работами таких художников как Дали, Кандинский и Моне. Ранее у Vans уже был  проект с амстердамским Музеем Ван Гога, в рамках которого выпущена ограниченная коллекция обуви по мотивам некоторых из работ художника.

Переход на цифровые технологии

За последний год у музеев наблюдается тенденция использования более сложных цифровых средств, чтобы люди по всему миру могли приобщиться к миру искусства через VR-туры, онлайн-магазины, транслируемые в прямом эфире мероприятия, а также фильтры и стикеры в приложениях. 

Недавно Бруклинский музей в сотрудничестве с Netflix создал виртуальную выставку костюмов из нашумевших сериалов «Корона» и «Ход королевы». Они демонстрируются вместе с тщательно подобранными предметами из постоянной коллекции музея, которые связаны с темой и персонажами сериалов. Это очень хороший пример использования цифровых технологий для ознакомления с музейной коллекцией.

Фото в тексте: Netflix

TikTok также внес свой вклад в спасение музеев в период локдауна. Во время футбольного турнира Евро-2020 амстердамский Рейксмузеум разместил знаменитые портреты с лицами, «раскрашенными» флагами стран-участниц, сопроводив их надписью «Сделай игровое лицо!». Мадридский музей Прадо, тем временем, стал одним из самых популярных музейных аккаунтов на TikTok благодаря исследованиям ключевых картин из своей коллекции. 

Музеи также начали создавать свои фильтры для приложений и коллекции цифровых стикеров как способ внедриться в повседневный мир цифровых сообщений. Один из примеров — серия стикеров для социальных приложений из коллекции китайского музея провинции Ганьсу, которая представляет керамические и резные деревянные артефакты в новом свете.

Культурный сектор пережил жестокие 18 месяцев. Но на мировом рынке лицензионных товаров, объем которого к 2027 году достигнет $338,7 млрд, существуют реальные возможности. Используя свои коллекции более уникальными и инновационными способами, музеи могут получить новые источники дохода и привлечь новую и разнообразную аудиторию.

Фото на обложке: Salvador Maniquiz / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Запускаете бренд детской одежды? Не допускайте этих ошибок
  2. 2 Как создать уникальный продукт в перенасыщенной нише
  3. 3 Самопиар в fashion: что делать, чтобы стать заметным
  4. 4 10 шагов, как за три месяца запустить бренд одежды
  5. 5 «В игре на встрече с боссом тебе надо максимально себя проявить. А в реальной жизни боссов намного больше»
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти