Бизнес-эксперт и преподаватель Стив Блэнк объясняет в своем Medium, почему каждый стартап должен перестраивать свою бизнес-модель на ходу, на примере компаний-единорогов.
Почему резкие перемены так важны для успеха вашего бизнеса
https://rb.ru/story/pivot-is-pivotal/
Истории
Автор: Алексей Зеньковhttps://rb.ru/author/zenkov/
В статье были описаны десять ключевых черт, присущих членам Клуба. Одним из неожиданных выводов стало то, что «большой поворот» – то есть пивот, резкая смена концепции продукта – был скорее исключением, чем правилом. Почти 90% компаний продолжали развивать изначальное видение своего продукта. А те четыре компании, которые все-таки сделали резкий поворот, все работали в потребительском секторе (Groupon, Instagram, Pinterest и Fab).
Один из моих студентов прислал статью и спросил: «Что это значит?»
Хороший вопрос.
Я был озадачен, так как смена стратегии – одна из основ учения о бережливом стартапе (Lean Startup). Неужели я ошибался? Возможно ли, что «поворот» не так важен?
Короткий ответ: почти все «единороги» переживали эти перемены. Просто авторы статьи до конца не поняли, что такое этот поворот.
Что такое пивот?
Резкий поворот, или пивот – это фундаментальное понятие учения Lean Startup. Согласно ему, все, что есть у вас и вашей компании в начале пути – ряд непроверенных гипотез. Поэтому вам нужно выйти в реальный мир и проверить свои предположения. Высоки шансы того, что одна или несколько ваших гипотез окажутся ошибочными. Когда оказывается, что вы ошибались, вместо того, чтобы увольнять руководство и/или создавать кризис, можно просто поменять предположения.
В той статье недоставало четкого объяснения, что такое поворот. Это не просто изменение продукта.
Поворот – это существенное изменение одного или нескольких ключевых компонентов бизнес-модели.
Хорошо, но что такое бизнес-модель?
Воспринимайте бизнес-модель как схему, показывающую связи между различными составляющими стратегии вашей компании. В отличие от организационной структуры, показывающей взаимосвязь между позициями сотрудников и их функциями, бизнес-модель показывает, как компания зарабатывает деньги – не вдаваясь в перипетии стратегии, процессов, структурных единиц, правил, иерархии, рабочих процессов и систем.
Схема бизнес-модели Александра Остервальдера (Alexander Osterwalder) сводит все сложности стратегии вашего бизнеса в одну понятную таблицу. Каждое из девяти полей схемы уточняет детали вашей стратегии.
Чтобы ответить на вопрос моего студента, я доказал, что авторы статьи имели слишком узкое представление о том, что такое смена стратегии. Если вернуться к списку «единорогов» и проанализировать, сколько из них меняли что-то хоть в одном из компонентов бизнес-модели, то окажется, что таких было большинство.
Посмотрите на список единорогов и оцените, насколько изменились их клиентские сегменты, модель получения прибыли, ценовая политика и каналы продвижения с момента запуска компаний: