Вечером 22 сентября стало известно, что «Яндекс» предварительно договорился о покупке TCS Group — головной компании «Тинькофф». По предварительному соглашению, «Яндекс» заплатит $27,64 за каждую акцию банка. Общая стоимость составит примерно $5,48 млрд. Олег Тиньков заявил, что останется в компании после слияния с «Яндексом». Rusbase собрал мнения инвесторов и предпринимателей о сделке.
Александр Чачава, управляющий партнер Leta Capital:
«Тинькофф» научился прекрасно монетизировать пользователей с помощью финансовых продуктов, а у «Яндекса» пользователей много. Стратегия «Тинькофф» — увеличить количество клиентов с 12 до 20 млн человек. Лучше слияния с «Яндексом» тут ничего не придумаешь. А «Яндекс» крупнее и дороже, поэтому и покупает.
Турал Гадирли, портфельный управляющий QBF:
Покупка «Яндексом» группы «Тинькофф» — это логичная сделка. Технологическая компания покупает технологичный мобильный банк со всеми необходимыми лицензиями. «Яндекс» не изобретает велосипед, это классическая западная cutting-edge технология. «Яндекс» выбрал этот банк как кратчайший путь к достижению результата — захвату рынка финансовых услуг.
Константин Синюшин, сооснователь венчурного фонда the Untitled Ventures:
Лично я абсолютно уверен, что теперь «Яндекс» — фантастически привлекательный актив для новых, интересных, неожиданных инвесторов.
Это фантастический успех Воложа. Сделка помогает совершенно иначе взглянуть на долгий и сложный «развод» «Яндекса» со Сбербанком.
Людмила Голубкова, генеральный директор УК фонда «Астарта Капитал»:
Сделка официально не проведена, но сам замысел является важной вехой в «битве титанов» — «Яндекса» и Сбербанка.
В последние три года Сбербанк взял курс на то, чтобы стать институтом развития, а также аккумулировать и разрабатывать новые технологии. Выращивать новых технологических лидеров слишком долго, поэтому банк скупает компании второго ряда и сложившиеся команды для развития новых направлений.
У «Яндекса» и Сбербанка есть области компетенций, с которых они начинали. У «Яндекса» это поисковой движок, у Сбербанка — «народный банк». Безусловно, «Тинькофф» не конкурент Сбербанку в банковской сфере. Однако на нем можно проводить эксперименты в финтехе. «Яндекс» демонстрирует хороший темп проникновения в разные агрегаторские ниши, и банк со сформированной клиентской базой под эти ниши — ценная покупка сама по себе.
Герман Каплун, сооснователь и директор по стратегическому развитию TMT Investments:
«Яндекс» станет еще крупнее. «Тинькофф» тоже, потому что «Яндекс» сильно поможет ему с продвижением. Вообще интернет характеризуется большей монополизацией, чем офлайн-сегмент. Кроме того, как и крупные международные компании, «Яндекс» ищет любые объемные ниши. Поэтому выход в этот сегмент закономерен.
Максим Ермилов, основатель и партнер корпоративного инкубатора Mach49:
Соглашение «Яндекса» и «Тинькофф» — сделка мирового масштаба. Это прецедент, благодаря которому российский рынок может стать мировым лидером в финтех-индустрии.
Не удивлюсь, если сделка подтолкнет Google, Apple, Facebook и других гигантов к активному приобретению необанков и запуску масштабных финтех-проектов.
Однако настолько привлекательных объектов для покупки никому из них не найти: у «Тинькофф» около 20 млн установок приложения, банк зарабатывает примерно $1,3 млрд прибыли в год при выручке $3,5 млрд. Для сравнения: у британского необанка Revolut около 12 млн установок приложения, и он имеет убыток порядка $40 млн.
Для российского рынка сделка принципиально меняет расклад сил в банковской рознице и сегменте малого и среднего бизнеса. Сбербанк доминирует на рынке с 96 млн клиентов-физлиц. Однако теперь у него появится равный конкурент: совокупная аудитория «Яндекса» и «Тинькофф» составляет 35 млн пользователей в день. Нет сомнений, что значительная часть пользователей в ближайшие год-два станет клиентами объединенного банка.
Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель инвестиционной компании A.Partners:
В России формируются технологические экосистемы, которые будут предоставлять своим пользователям услуги широкого спектра. Если сделка состоится, это будет означать, что таких экосистем стало на одну меньше — два крупных игрока сливаются.
Сумма сделки просто гигантская. Становится интересно, что еще придумал Олег Тиньков и какие проекты он планирует реализовать на эти деньги. Будут ли эти проекты в сферах, связанных с благотворительностью или с исследованиями заболеваний, через которые ему пришлось пройти? Или это будет новая неожиданная история?
Алексей Басов, заместитель генерального директора, инвестиционный директор, член правления РВК:
С одной стороны, сделка «Яндекса» и «Тинькофф» — это невероятно сильный ход. Он поможет «Яндексу» укрепиться на рынке финансовых услуг — при условии, что менеджмент двух компаний сможет эффективно выстроить работу. С другой стороны, альянс «Яндекса» со Сбербанком не принес существенных выгод из-за разных ДНК команд. «Тинькофф» может стать для Яндекса «опорным банком», который имеется в структуре многих корпораций и частных финансовых групп.
Эллиот Гойхман, основатель и CEO Zelf.co:
Влияние на рынок точно будет не моментальным. Процесс займет 1-2 года, так как интеграция требует времени: с точки зрения технологий и для упорядочивания продуктового ряда и брендов в сознании клиентов.
Пользователи в краткосрочной перспективе будут в выигрыше: экосистемы «Яндекса» и Сбербанка будут предлагать модель подписки, которая включает в себя разнообразные сервисы: музыка, еда, такси, финансы. С высокой долей вероятности мы увидим ценовой демпинг в стремлении заполучить как можно больше клиентов.
Полагаю, что мы также увидим резкое улучшение условий для потребителя, а также расцвет новых инновационных финтех-сервисов. При этом в банковской рознице в целом усилится консолидация вокруг 3-4 игроков. Пострадают средние и малые банки, которые специализируются на потребительском кредитовании: одни утратят позиции, а другие будут вынуждены выйти из этого направления бизнеса. В долгосрочной перспективе слияние «Яндекса» и «Тинькофф» приведет к снижению конкуренции.
Евгений Кузнецов, основатель и СЕО «Орбита Капитал Партнерз»:
«Яндекс» давно развивает сегмент финтеха, и в этом смысле сделка весьма логичная. Это позволит IT-компании сделать сильный ход в развитии экосистемы, и укрепить лидерские позиции. Правда, пока только на российском рынке — выход на глобальный уровень остается для «Яндекса» неразрешимой проблемой.
Евгения Барченко, сооснователь и исполнительный директор GoTech Innovation
В 2012 году международный рынок волновали слухи о том, что Google вот-вот выпустит пластиковые карты, привязанные к Google Pay. В России в это время сервис «Яндекс.Деньги» уже запустил первые карты на базе инфраструктуры «Тинькофф» (на тот момент — «ТКС Банк»).
В мире активно развивались и другие платежные сервисы новых форматов. Со временем становилось все очевиднее, что пользователи концентрируются в мобильном и онлайн-сегментах, где можно общаться, читать, смотреть видео и слушать музыку. Там же клиенты хотели видеть и платежные опции, причем в более дружелюбном интерфейсе, чем могли предложить традиционные банки.
Интернет-гиганты вроде Facebook задумались о платежной составляющей, возможности денежных переводов, покупок в рамках соцсетей и мессенджеров. Но сделать это не так просто: в финансовой сфере удобство — лишь один из элементов. Принципиальное значение имеют надежность, умение управлять рисками, соответствие нормам финансовых регуляторов.
Интернет-компании и банки нового поколения пошли навстречу клиенту, и сегодня финтех — локомотив инноваций. Google Pay — удобный способ оплаты в онлайн-сервисах, «Тинькофф» — экосистема финансовых и других услуг в мобильном приложении, «Яндекс» — лидер российской технологической отрасли.
Если слияние «Яндекса» и «Тинькофф» состоится, то оно отразит актуальные технологические и потребительские тренды. При этом отмечу, что интеграция потребует значительных усилий команд и пристального внимания к специфике работы с кредитным направлением — ядром бизнеса «Тинькофф».
Александр Магомедов, председатель правления «Банка 131»:
Для «Яндекса» эта сделка — рывок в финтех-сектор, который ранее развивать было практически невозможно. До разрыва со Сбербанком у «Яндекса» в этой области были связаны руки. Но недавняя передача «Яндекс.Денег» в группу Сбербанка и возврат себе бренда означает полную свободу дальнейших действий. А сделать можно очень многое, учитывая колоссальные возможные синергии.
С точки зрения банковских сервисов клиенты только выиграют — и физические лица, и компании. В то же время, сделка означает усиление конкуренции экосистем Сбербанка и «Яндекса». Долгосрочные последствия этой конкуренции пока сложно прогнозировать, но они однозначно трансформируют целые индустрии.
Фото на обложке: Maria Pomelnikova / Shutterstock
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Искусство переговоров»
- 1 «Несколько упущенных "единорогов" есть в любом фонде»: инвесторы о неудачных вложениях и собственных провалах в бизнесе
- 2 «Для инвестиций пандемия — это хорошо»: фонды и инвесторы о том, куда вложились в кризис
- 3 «Я наступал на все возможные грабли»: инвесторы поделились опытом первых шагов в инвестировании
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025