Колонки

Рассвет онлайн-образования: как digital переворачивает традиционный формат

Колонки
Константин Егошин
Константин Егошин

Основатель компании «Кеды профессора» и агрегатора курсов «Образовал»

Анастасия Удальцова

По оценкам аналитиков, объем глобального рынка корпоративного онлайн-обучения составляет около 359 млрд долларов и около 30% общего рынка EdTech. Такой формат сегодня улучшает процесс, оставляя в прошлом неэффективные приемы.

О том, какие практики и приемы корпоративного образования устарели и как с этой задачей справляется digital, рассказал Константин Егошин, основатель компании «Кеды профессора» и агрегатора курсов «Образовал».

Рассвет онлайн-образования: как digital переворачивает традиционный формат

Уберите это немедленно: устаревшие практики в образовании

Чтобы корпоративное образование успевало за последними тенденциями, быстро адаптировалось под текущие потребности компании и обеспечивало постоянное развитие компетенций сотрудников, необходимо реформировать уже устаревшие практики.

Вот некоторые из них.

 

  • Монотонные многочасовые лекции 

В условиях современного темпа жизни человек не в силах долго удерживать свое внимание. Так, ученые из Microsoft обнаружили, что в период с 2000 года, когда началась мобильная революция, продолжительность концентрации внимания сократилась на треть — с 12 до 8 секунд. Такое падение может быть связано с современной скоростью получения информации и более разнообразными формами подачи контента в интернете. 

Чтобы удержать внимание сотрудников на изучаемой теме, нужно свести к минимуму теорию и сделать контент более интерактивным.

Например, case-study. Для сохранения концентрации надо давать мозгу время на отдых. В этом поможет практика «Мозговые перерывы» (Brain Break) — это небольшие активности от пяти до десяти минут, к примеру, прослушивание музыки. Такие перерывы позволят снизить эмоциональную нагрузку и сосредоточиться на следующем уроке или задании.


Читайте по теме:

Оптимизируем обучение сотрудников в период кризиса — какие проблемы это поможет решить

Нужен эксперт онлайн-курса? По каким критериям оценивать кандидата и с кем не сотрудничать


 

  • Попытки охватить все и сразу

Основная проблема многих образовательных программ — их перегруженность. Сотрудников пытаются научить новым для них подходам, неправильно распределяя нагрузку.

Например, в некоторых программах темам венчурного рынка посвящено всего несколько часов, в то время как вводные лекции могут проводиться несколько раз за курс.

Такое распределение негативно сказывается на восприятии всей учебной программы, не говоря уже о неправильном усвоении материала и потере мотивации к учебе.

Сейчас многие онлайн-университеты стараются отойти от курсов с фиксированным количеством часов на каждый предмет и сделать студентов более самостоятельными, предоставляя возможность выбирать темы и определять степень погружения в них. Такой подход не только повышает интерес к учебному процессу, но и развивает чувство ответственности за собственное развитие.

Во многих курсах есть система, которая позволяет разбить весь контент на разные дни. 

 

  • Отсутствие фидбека 

Разбор ошибок — это то, что помогает специалисту развиваться и наглядно увидеть, в чем он не прав. Однако многие преподаватели и даже руководители не объясняют слабые стороны сотрудника, боясь убить в нем мотивацию работать и желание учиться. 

Обратная связь — важная часть обучения, которая позволяет проанализировать сделанную работу, оценить свои достоинства и недостатки и не повторять ошибок в будущем. 

Есть несколько советов, которые помогут правильно сформулировать фидбек: 

  1. необходимо всегда объяснять, как исправить недочеты;
  2. не сравнивать сотрудников друг с другом;
  3. показывать конкретно, где специалист ошибся, и не превращать этот процесс в монолог — сотрудник должен участвовать, задавая уточняющие вопросы, и дискутировать, если он не согласен. 

Еще один вариант фидбека — тренажер. Он заключается в том, что студент выполняет практическое задание, а программа сразу выделяет и предлагает исправить его ошибки.

RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.

Можно использовать альтернативные методы оценки, которые оценивают не только знания специалиста, но и мышление, способность творчески применять усвоенный материал для решения проблемы. Например, можно попросить сотрудников работать совместно с коллегами над конкретными проектами или участвовать в любом другом виде деятельности.

 

Цифровизация на горизонте: что нужно внедрить в обучение уже сейчас

Несмотря на существующий стереотип о громоздком и консервативном институте образования, процесс обучения в России и мире не только кардинально поменялся за последние несколько лет, но и продолжает адаптироваться под новые реалии. 

Вот несколько глобальных трендов в эволюции образовательной системы, которые стоит учесть каждой компании в корпоративном обучении:

 

  • Микрообучение

Чуть ранее мы говорили о низкой концентрации внимания. Так вот, по теории Эббингауза, люди обычно теряют 80% знаний в течение месяца. Однако если рассматривать график усвоения информации, можно заметить, что практика разделения контента на небольшие части помогает повысить процент усвоения в долгосрочной перспективе.

На основе этой теории была разработана новая образовательная модель — микрообучение.

Микрообучение — это подход к изучению новой информации небольшими порциями. Как правило, сеансы микрообучения длятся от одной до десяти минут, что позволяет сотрудникам слушать их в перерывах от работы. Такие микроуроки помогают опустить ненужные вводные части и дают специалисту возможность освоить материал малыми порциями.

Эта модель обучения способствует персонализации обучения и развитию тайм-менеджмента у слушателей. Так, сотрудники могут изучать курс в своем собственном темпе, самостоятельно распределяя время на каждый курс.

Можно значительно повысить мотивацию сотрудников в с помощью элементов геймификации в курсе микрообучения. Так, после каждого успешно пройденного урока в приложении будет выдаваться специальная награда.


Читайте также:

Сохраняем мотивацию у сотрудников в период кризиса — план действий

Целеполагание — основной способ добиваться «каких угодно» результатов. Как это устроено


 

  • Аналитика на базе искусственного интеллекта

Внедрение систем для анализа данных на базе искусственного интеллекта позволит преподавателям персонализировать процесс обучения, корректируя учебный план для конкретных сотрудников. Так, учителя и руководители смогут видеть полную картину успеваемости каждого учащегося, например, количество пройденных тестов или прочитанных глав.


Аналитика стала важной частью любой модели онлайн-обучения, поскольку она позволяет измерять вовлеченность и успеваемость ученика. По имеющимся данным о прохождении курса преподаватель может проанализировать сильные и слабые стороны специалиста и скорректировать стратегию его обучения.

Таким образом, развитие технологий и цифровизация оказывает глубокое влияние на корпоративную образовательную сферу.

Несмотря на всю консервативность, корпоративное обучение необходимо привнести революционные методы — внедрить новые практики, такие как микрообучение, персонализация и аналитика. Такая интеграция технологий и использование современных способов изучения нового материала позволят улучшить учебный процесс и подготовить высококвалифицированные кадры для перехода компании в эпоху цифровой экономики.

Фото на обложке: Shutterstock / Matej Kastelic

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Инвесткомпания N3 group приобрела 25% digital-продакшена Escape Tech
  2. 2 Не Европой единой: на какие рынки нужно выходить уже сейчас?
  3. 3 Digital на стройке: 4 технологии девелопмента, которые только набирают обороты
  4. 4 6 рекомендаций, как защититься от нелегальных цифровых активов
  5. 5 Исследование — что поможет FinTech-компаниям повысить уровень технологичности?
Cloud
Узнайте, какие возможности для бизнеса предоставляет облачный провайдер
Перейти

ВОЗМОЖНОСТИ

04 декабря 2022

05 декабря 2022