По данным Fortune, рынок образовательных технологий вырастет с $89 млрд почти в четыре раза за ближайшие семь лет. В 2021 году объем венчурных сделок в этой нише достиг $20 млрд — это в три раза больше, чем в 2019 году.
Иван Ильин, сооснователь стартапа iki.ai и CEO Intuition.engineering, проанализировал мировой рынок EdTech и объяснил, почему Google не помогает нам в обучении и какие сервисы использовать уже сейчас, чтобы не потеряться в сотнях ссылок из Telegram.
Компания предоставляет персонализированную базу знаний на основе искусственного интеллекта для IT и дизайна. Ее запустили NLP-исследователь Иван Ильин и основатель агентства ONY Макс Орлов.
Содержание:
- Бум онлайн-образования и потребность в гибридной экспертизе
- Что сейчас не так с EdTech?
- Knowledge management: как управлять своими знаниями
- Google больше не помогает
- Может быть, сервисы закладок?
- Метод Zettelkasten и Mind Maps
- Граф знаний как инструмент организации информации
Бум онлайн-образования и потребность в гибридной экспертизе
В последние годы в мире постоянно меняется набор востребованных профессиональных навыков и требований к специалистам. Некоторые направления устаревают, а другие, наоборот, становится крайне востребованными.
Это связано как с мировой экономической рецессией, так и с волатильностью рынков и торговыми войнами. Специалисты должны уметь быстро адаптироваться к новым условиям рынка, особенно в отраслях, где стремительно внедряются новые технологии.
Университетское (фундаментальное) образование не закрывает эту потребность, поэтому работодатели предпочитают обучать сотрудников сами, с помощью онлайн-курсов и систем адаптации в командах.
Курсы восполняют дефицит специалистов в сфере digital и выполняют другие важные задачи — обеспечение равного доступа к знаниям, преодоление социальных, гендерных и географических барьеров. Самые высокие темпы роста пользователей платформ онлайн-обучения демонстрируют развивающиеся страны.
Быстрое развитие рынка EdTech и обилие образовательного контента требует от профессионалов иного подхода к системе работы с информацией — нужны новые инструменты для быстрой навигации по базе знаний, поиска и обмена данными. Для компаний же задача состоит в том, чтобы сохранить накопленный опыт и эффективно передать его новым сотрудникам.
Что сейчас не так с EdTech?
Слишком много онлайн-курсов без прикладных программ
Количество курсов постоянно растет, и многие из них — слишком продолжительные, с похожими друг на друга учебными планами.
В 2021 году, например, мировые агрегаторы MOOC (Massive Open Online Courses), за исключением Китая, выпустили более 3 тыс. онлайн-курсов. Количество контента увеличивается с каждым годом. Coursera выросла с 31% до 39%, edX — с 16% до 26%, Future Learn — с 38% до 51%.
Читайте по теме:
Как часто необходимо переобучать сотрудников: советы руководителям и владельцам бизнеса
Рассвет онлайн-образования: как digital переворачивает традиционный формат
Курсов становится все больше, они предлагают системное обучение, но узкоспециализированную и актуальную информацию все равно приходится искать на других ресурсах.
Так, Machine Learning — гигантская область знаний, в том числе теоретических. Но чтобы начать работать в этой области, нужны конкретные навыки. Например, чтобы сделать поисковый движок сайта, нужно изучить Elasticsearch или Semantic Search, а чтобы создать софт для определения возраста кожи с помощью мобильного телефона, важно знать Computer Vision.
Кроме того, цикл производства курсов всегда отстает от развития индустрии, поэтому в них вы редко встретите разбор state-of-the-art решений и алгоритмов.
Студенты часто бросают курсы
Популярность онлайн-образования, быстрый рост сферы EdTech, развитие технологий ИИ и дополненной реальности не решает одной из ключевых проблем — низкой вовлеченности студентов и их слабой мотивации. Более 80% не оканчивают курсы. Добавьте к этому огромный объем образовательного контента, который нужно изучить и найти самое полезное, и вы тоже «потеряетесь».
Кроме того, чтобы обладать всеми требуемыми компетенциями в своей сфере, студенту приходится совмещать несколько программ обучения. А еще параллельно следить за публикациями на профильных ресурсах, быть в курсе актуальных новостей и подходов. Для этого тоже нужна мотивация.
Нужный контент рассеян по разным платформам
Сегодня профессионалы учатся ежедневно:
- читают исследования,
- смотрят видео на YouTube,
- активно делятся ссылками на проекты и кейсы на Github, Behance и других площадках.
Все это расшаривается в социальных сетях и чатах, где информация смешивается с рекламой, постами других людей и теряется в потоке личных сообщений.
Море открытых вкладок в браузере и ссылок без описания в Telegram и Slack — так сегодня выглядит рабочий процесс активно обучающегося специалиста.
И проблему потери информации не решают такие сервисы как Confluence или Notion, которые нужно заполнять вручную. Они не содержат семантического слоя, позволяющего анализировать и автоматически систематизировать информацию.
Чтобы решить эту проблему, нужен новый подход на стыке персонализации и удобных для человека инструментов организации, хранения и поиска информации.
Отсутствие профессионального сообщества и поддержки
Без поддержки профессионального сообщества во время обучения человек часто теряет мотивацию. Поэтому в среднем уровень вовлеченности в онлайн-курсах, включая платные, не превышает 50%.
Эта проблема характерна и для корпоративного обучения, где сотрудник находится в коммьюнити, но обычно оно ограничивается рабочим коллективом. Доступа к внешнему экспертному сообществу по-прежнему нет, хотя это могло бы существенно поднять мотивацию. Ведь при работе с новым контентом люди обычно доверяют рекомендациям тех, кого считают лучшими в своей области.
Читайте также:
Некачественный отбор, самотек и еще 3 неочевидные ошибки при обучении команды внутри IT-стартапа
Как развивается корпоративный EdTech: онлайн-обучение, ИИ и Web3
Возможно, решение лежит в области принципиально новых моделей и продуктовых механик.
Как это сделали Spotify или Amazon, изменив паттерны потребления музыки и онлайн-товаров. А проблему вовлечения в обучение можно было бы решить, используя механику соцсетей — например, в запрещенных соцсетях люди возвращаются на платформу, чтобы увидеть посты своих друзей.
Такие механики можно применять в сфере EdTech и управления знаниями.
Knowledge management: как управлять своими знаниями
Google больше не помогает
Чем больше источников информации в интернете, тем больше растет спрос на агрегаторы контента. Раньше в этом помогал Google, но сейчас поиск профессиональных знаний с помощью сервиса стал малоэффективен.
Причины — существенный рост объема информации и SEO-оптимизации, а также SEO-атаки с генерацией фейковых страниц, которые ощутимо влияют на ранжирование источников.
Партнер Y Combinator и кофаундер Justin.tv/Twitch Майкл Сибель рассказал об этом в прошлом году в серии твитов. Эту же проблему упоминал и Андрей Карпати, экс-директор по ИИ и глава отдела разработки автопилота в Tesla.
Google создавался как инструмент для индексации веб-страниц, и до сих пор отлично справляется с этой миссией. Но эффективная навигация в потоке контента требует другого подхода.
Может быть, сервисы закладок?
Проблему навигации частично могут решить сервисы, позволяющие оставлять закладки на веб-страницах, к которым человек планирует вернуться. Этот перспективный рынок только формируется, однако, тут уже появилось несколько заметных игроков.
Так, стартап Heyday.xyz недавно привлек $6,5 млн в первом раунде инвестиций. А сервис Muz.li для дизайнеров и представителей других творческих профессий может похвастаться 500 тысячами пользователей.
Heyday
Еще один интересный проект, помогающий упорядочить потоки и хранение контента — сервис Hints. С помощью NLP-алгоритмов он извлекает и упорядочивает информацию из аудиозаметок, сообщений из мессенджеров и почты, скриншотов с экрана.
Спустя два месяца после запуска Hints привлек инвестиции в размере $835 тыс.
Метод Zettelkasten и Mind Maps
Метод Zettelkasten — система хранения информации в виде карточек, связанных между собой ссылками.
Крупные игроки в форматах Zettelkasten и Mind Maps — это стартапы Roam Research, Obsidian и LogSeq. Их основной функционал заключается в создании связанных заметок, так называемых персональных графов знаний.
Из новых проектов можно отметить Heptabase, в 2022 году привлекшего $500 тыс. от Y Combinator.
Heptabase
Самый же успешный пример фриборда, который вы точно знаете — платформа для работы команд Miro.
Но каждый из этих проектов сосредоточен только на личных заметках. Современный инструмент управления знаниями должен иметь семантический слой, автоматически извлекающий сущности и контекст, создающий связи между заметками и обогащающий их информацией из открытых источников.
Это сделает исследование новой информации, навигацию и систему хранения существующих знаний более эффективными.
Граф знаний как инструмент организации информации
Граф знаний — это база знаний, где хранится информация о сущностях и взаимосвязях между ними. Сущностью или «узлом» могут быть люди, реальные объекты или концепции — все что угодно.
Например, когда вы набираете в Google «Квентин Тарантино»:
- вам говорят, что это кинорежиссер;
- дадут информацию о его карьере и наградах, а ниже будут фильмы, которые он режиссировал.
Это пример извлечения некоторой структурированной информации о сущности Квентина Тарантино из графа знаний.
В корпоративном knowledge management инструменты на основе графов знаний применяются давно (подробно о юзкейсах можно прочитать, например, в этом отчете Deloitte), а один из самых популярных общедоступных графов знаний — Wikidata.
Стартап Golden (привлек $14,5 млн в series A) предоставляет удобный интерфейс для поиска информации в графе знаний. Есть криптонаправление проекта Golden.xyz, задача которого построить всеобъемлющий граф знаний с помощью краудсорсинга.
Golden
В конце сентября проект Kumo.ai, помогающий использовать корпоративные данные для построения быстрых и точных прогнозов с помощью графовых нейронных сетей, привлек seed round в размере $18 млн. Основатель проекта — профессор Стэнфордского университета Юрий Лесковец, преподающий курс машинного обучения на графах.
Что в итоге?
Ни один из проектов не предлагает пользователям персонализированную среду управления знаниями с интеграцией сообщества экспертов и общения с ними и одновременно эффективную систему хранения и навигации для контента.
Возможно, будущее продуктов на стыке knowledge management и EdTech лежит как раз в области подобных механик — на стыке опыта Miro, Notion, Wiki и Google.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025