Колонки

5 рекомендаций, чтобы презентовать проект инвесторам из США

Колонки
Павел Медведев
Павел Медведев

Сооснователь и директор по развитию Uplify

Анастасия Удальцова

Даже сейчас российские предприниматели смотрят на Запад. И хотя кризис не миновал и Америку, она все же остается страной ярких стартапов и миллиардных инвестиций. Несмотря на информационный фон, США по-прежнему открыты для российских проектов — правда, с некоторыми нюансами.

О том, как подготовиться к переговорам с американскими инвесторами, вести коммуникацию и сделать эффективную презентацию, рассказывает сооснователь и директор по развитию платформы размещения рекламы в прямых трансляциях Uplify Павел Медведев.

5 рекомендаций, чтобы презентовать проект инвесторам из США

Создавая сервис, мы провели питчинг-сессии с более чем 60 инвесторами и акселераторами из США. В их числе: 

  • Y Combinator, 
  • Alchemist, 
  • ERA New York, 
  • Techstars, 
  • Berkeley's SkyDeck. 

В результате мы привлекли более $250 тыс. инвестиций, и с 2020 года наш продукт работает на рынках России, Европы, США, Бразилии и Индии. 


 Читайте по теме: Как предпринимателям из России попасть в Y Combinator в текущей обстановке


В этом году ситуация с инвестированием заметно изменилась, но получить деньги на развитие стартапа по-прежнему реально. Однако нужно учитывать нюансы, о которых я и расскажу в этой статье.

 

Американские vs российские инвесторы: в чем отличия?

Главная задача любого инвестора, российского или американского, — получить прибыль. Однако владельцы капиталов из США все же смотрят на проекты немного под другим углом.

Можно выделить несколько важных отличий:

 

Фокус на миссии проекта

Для российских инвесторов главное — финансовый потенциал проекта, а в США обращают внимание и на его социальную значимость, соответствие моральным нормам.

Дело в том, что в американской культуре важно менять мир к лучшему («Change community to the better place»).

Поэтому все американские стартапы говорят о своей важной и полезной для общества миссии и о том, что они могут изменить с помощью своего проекта.

 

Приоритет стратегии перед историей

Во многом из-за фокуса на миссии инвесторы из США рассматривают будущее проекта в рамках трех-пяти лет, в то время как их российских коллег больше интересует перспектива один-два года и фактические достижения команды.

Виной тому:

  • нестабильная экономическая ситуация,
  • частые перемены на рынке,
  • слаборазвитая культура инвестирования.
Поэтому в России не готовы вкладываться в проект до того, как стартап выпустит MVP. А у инвесторов из США таких требований нет. Но только если они видят перспективы проекта.

 

Высокие требования к потенциалу команды и самой идее проекта

В США более развитая экономика, а национальную валюту этой страны использует весь мир. Поэтому стоимость денег там ниже, чем в России. И пока отечественные инвесторы думают о выводе на рынок готового продукта, американские обращают больше внимания на идею и команду.

Они понимают: в ходе реализации что-то всегда идет не так, проект может кардинально измениться. Но грамотная и сплоченная команда способна адаптироваться к ситуации и все исправить. А значит, сохранить и приумножить деньги инвестора.

 

Внимание к состоянию рынка

Американские инвесторы особенно тщательно изучают рынок, на котором планирует работать стартап — учитывают его объем, уровень конкуренции, смотрят, растет он или падает. От этих показателей сильно зависят шансы команды на успех. 

 

Как изменилось отношение к стартапам, связанным с Россией

Главное в отношениях с инвестором — это доверие. Оно складывается из нескольких компонентов: комфортности общения, совпадения ценностей, общего видения целей и этапов развития проекта.

В силу политической ситуации доверие американских инвесторов к русскоязычным фаундерам в этом году упало. В числе главных опасений инвесторов: запрет выезда из страны основателю стартапа или его призыв на военную службу. 

Поэтому во время переговоров стоит показать, что вы минимально связаны с Россией.


Читайте по теме: Кризис-2022 и стартапы: как действовать молодым компаниям и начинающим инвесторам


Сделать это можно несколькими способами:

  • Найти поручителя с паспортом другой страны.
  • Попробовать оформить грин-карту или визу O1, которая дает разрешение на временное проживание в США.
  • Не акцентировать внимание на доли российских инвесторов в вашей компании, в идеале передать их международным фондам.

Стоит еще усерднее работать над нетворкингом. Для налаживания связей можно использовать электронную почту, LinkedIn, участвовать в конференциях.

Но, пожалуй, самый действенный метод — поиск менторов и эдвайзеров из США, которые смогут стать проводниками проекта и подкрепить доверие инвесторов. Более того, бизнес-консультанты могут сами вложить деньги в вашу компанию либо свести вас с нужными людьми.

В среде стартаперов есть поговорка: «Ищете деньги — получите совет, ищете совета — получите деньги».

В целом нельзя сказать, что отношение к российским фаундерам кардинально изменилось. Все же американские инвесторы смотрят в первую очередь на проект, а не на паспорт. 

 

Как презентовать проект инвесторам из США: 5 рекомендаций

Сегодня русскоязычным стартапам, желающим привлечь иностранные инвестиции, стоит придерживаться нескольких правил:

 

1. Сделать акцент на глобальный рынок 

Политические тенденции влияют на бизнес-процессы, поэтому в презентации важно показать работу с клиентами из разных стран, особенно из США. Кроме того, нужно выбрать международное название компании и исключить использование русского языка.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

 

2. Показать коммуникацию с инвесторами из США

Даже опыт работы с европейскими компаниями не имеет большого значения для американских инвесторов — они хотят видеть связи в США. Но это не обязательно должны быть продажи.

Достаточно:

  • потенциальных или реальных партнерств,
  • итогов переговоров, писем, выражающих намерение сотрудничать,
  • просто интерес к проекту.

 

3. Улыбаться и транслировать позитив

Если российский стартап будет вести переговоры так же, как команда из Америки или Европы, его происхождение не будет иметь большого значения.

И здесь надо учитывать, что серьезность и строгость прельщают лишь отечественных инвесторов. Американцы, напротив, воспринимают суровый характер как угрозу: вы тут же превращаетесь в «grumpy russian», которому сложно доверять.

 

4. Подготовиться к вопросам

Чем больше комиссия задаст вопросов, тем выше шанс заинтересовать инвестора. Уточняя детали, он сможет лучше понять, зачем ему вкладывать деньги в вашу идею. Поэтому предусмотрите достаточно времени на обсуждение. 

При этом отвечать на вопросы нужно максимально четко и емко, приводя конкретные цифры по выручке и другим показателям. Все это лучше уложить в пару предложений длительностью не более 10-20 секунд. 

 

5. Краткая и убедительная презентация, или питч-дек

Американские инвесторы очень консервативны, поэтому стоит подготовить традиционную презентацию не более чем на девять слайдов и три-четыре минуты рассказа, а говорить — медленно и рассудительно.

 

Как подготовить слайды для презентации?

Ключевые характеристики удачной презентации проекта

  • Краткость: не более девяти слайдов, которые можно озвучить максимум за пять минут.
  • Доступность: один слайд — одна мысль.
  • Минимум текста и крупный шрифт.
  • Отсутствие русского языка и кейсов для российских компаний.
  • Конкретные цифры и инфографика: все показатели нужно отразить в диаграммах, графиках и сравнительных таблицах.

Несмотря на то что кризис разворачивается во всем мире, и получить миллионы долларов за презентацию — фантастика даже для Кремниевой долины, российские стартапы все еще могут привлечь инвестиции в США.

Для этого нужно сократить расходы и быть готовыми строить бизнес в суровых условиях. И здесь на первый план выходит команда. Правильные люди помогут заручится доверием инвесторов и не опустить руки в сложной ситуации.

Так что если у вас надежная и увлеченная команда, вам точно стоит презентовать свой проект американским инвесторам.

 

Фото на обложке: Shutterstock / Branislav Nenin

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Стартапы познакомятся с инвесторами на конкурсе питчей hh Ventures
  2. 2 Что учесть, чтобы грамотно презентовать продукт Web 3.0
  3. 3 Как питчить стартапы российским инвесторам
  4. 4 Правильный питч-дек — как рассказать о своем проекте так, чтобы в него поверили
  5. 5 Проверка для вендоров: семь условий, чтобы ваш продукт захотели продавать партнеры
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше

ВОЗМОЖНОСТИ

28 ноября 2023

30 ноября 2023

01 декабря 2023