Top.Mail.Ru
Истории

Тренд: страницы быстрой загрузки. Что это такое и для чего нужно?

Истории
Антон Кузнецов
Антон Кузнецов

Журналист, автор блока «Технологии».

Светлана Зыкова

Почему так популярны Instant Articles, AMP и «Турбо-страницы»? Потому что ваш контент, скорее всего, все больше просматривают со смартфонов – а это значит, что страницы должны грузиться быстро даже при слабом мобильном интернете. Вот какие технологии предлагают корпорации для этих целей.

Тренд: страницы быстрой загрузки. Что это такое и для чего нужно?

Зачем нужны страницы быстрой загрузки

Для современного пользователя большое значение имеет скорость загрузки сайтов на мобильных устройствах. Аналитики уверены, что этот фактор обязательно должны учитывать разработчики страниц.

По данным проекта Think With Google, среднее время для полной загрузки мобильной версии сайта сегодня составляет 22 секунды. При этом 53% пользователей покидают страницу, если контент на ней загружается более 3 секунд. Результаты исследования показали, что 70% сайтов требуется более 7 секунд, чтобы прогрузить и полностью показать пользователю контент на первом экране. А для отображения всего визуального контента на странице сайтам нужно около 10 секунд.

Отношение скорости загрузки к уровню отказов (количество пользователей, которые зашли на сайт и вскоре его покинули) выглядит следующим образом:

  • при увеличении времени загрузки с 1 до 3 секунд вероятность отказа возрастает на 32%;
  • при увеличении времени загрузки сайта с 1 до 5 секунд вероятность отказа возрастает на 90%;
  • при увеличении времени загрузки страницы с 1 до 6 секунд вероятность отказа возрастает на 106%;
  • при увеличении времени загрузки страницы с 1 до 10 секунд вероятность отказа возрастает на 123%.

Аналитики выяснили, что размер 70% страниц составляет 1 Мб, 36% – более 2 Мб, 12% страниц – более 4 Мб, и это, конечно, слишком много для одной мобильной страницы. Решение проблемы лежит на поверхности: оптимизация текста и изображений в 30% случаев позволяет сократить размер страницы на 250 Кб.

Кто помогает оптимизировать скорость загрузки

Свои сервисы для оптимизации скорости загрузки мобильных страниц предлагают ведущие ИТ-компании.

В 2015 году корпорация Google представила технологию ускоренных мобильных страниц с открытым исходным кодом Accelerated Mobile Pages (AMP). Новый сервис компании позволяет при низкой скорости сети оперативно загружать страницы на мобильных устройствах. Первыми партнерами нового проекта Google стали более 30 новостных изданий и несколько технологических компаний, включая Twitter, Pinterest, LinkedIn и WordPress.

Тогда же, в 2015 году, состоялся запуск другого схожего по функциям сервиса, представленного социальной сетью Facebook. Проект получил название Instant Articles («Мгновенные статьи»). Функция позволяет просматривать материалы онлайн-изданий в мобильном приложении Facebook без перехода на внешнюю страницу ресурса. В результате сокращается время загрузки страницы и экономится трафик.

Партнерами по запуску Instant Articles в 2015 году выступили такие издания, как The New York Times, National Geographic, BuzzFeed, NBC, The Guardian, BBC News, однако на протяжении трех недель после запуска сервисом не воспользовалось ни одно издание.

Несмотря на осторожность компаний, оба сервиса – Google AMP и Instant Articles – продолжили активно развиваться. Формат ускоренных мобильных страниц от Google начали поддерживать крупнейшие мировые поисковики и популярные рекламные платформы, технология стала постепенно внедряться в работу интернет-магазинов.

В мае 2017 года для пользователей Facebook Instant Articles стала доступна поддержка Google AMP и схожего формата для iOS-устройств – Apple News.

Формат сервисов для оптимизации скорости загрузки мобильных страниц развивает также компания «Яндекс». В мае 2017 года российская корпорация начала тестировать технологию «Турбо-страницы», которая работает в мобильном поиске «Яндекса» и, как и ее американский конкурент, позволяет размещать в поисковой выдаче облегченные версии мобильных страниц. Изначально «Турбо-страницы» были доступны в «Яндекс.Новостях» и «Яндекс.Дзене». Закрытое тестирование сервиса перед его запуском прошли также российские издания – «Известия», «Комсомольская правда», ТАСС, а в ноябре прошлого года подключение к «Турбо-страницам» стало доступно для всех сайтов.

Как работают сервисы Google AMP, Facebook Instant Articles и «Турбо-страницы»

  • AMP (Accelerated Mobile Pages, ускоренные мобильные страницы) – это урезанные версии обычных веб-страниц и формат для максимального ускорения загрузки на телефонах и мобильных устройствах с медленным соединением. 

На ускоренных страницах остается основной контент, но при этом большинство вспомогательных элементов (виджеты, формы комментирования, блоки рекомендованного контента, рекламные объявления) в них не включается.

Поскольку AMP является платформой с открытым кодом, каждый желающий может использовать урезанные страницы бесплатно. Ускоренные страницы состоят из HTML-разметки со специальными тегами и библиотеки JavaScript, а для их создания можно использовать только ограниченный набор тегов и скриптов. Благодаря этому резко увеличивается скорость загрузки AMP. Ускорению загрузки урезанных страниц способствует предварительное кэширование, при котором Google выступает в роли CDN для пользователей, использующих медленный интернет.

Посетитель сайта может попасть на AMP по ссылке с помощью мобильного устройства или добавив к URL в адресной строке браузера суффикс /amp/. Специалисты говорят, что на ускоренные страницы из поисковой системы автоматически попадает в среднем примерно 60% мобильных пользователей.

Пример использования AMP. Источник: wpengine.com

  • Instant Articles (Мгновенные статьи) – это формат статей и заметок, оформленных с использованием специальных шаблонов Facebook, которые имеют возможности для размещения в материале крупных фото, карт, видео- и аудиороликов.

Чтобы прочитать статью из новостной ленты соцсети на смартфоне или планшете, пользователям не нужно открывать ссылку в браузере – Instant Articles будут доступны прямо в приложении Facebook.

В американской корпорации подсчитали, что статья в мобильном браузере открывается в среднем в течение 8 секунд. Статьи в соцсети загружаются в 10 раз быстрее – за 0,8 секунды. В результате читатели «мгновенных статей» получают контент значительно быстрее.

При этом если пользователь социальной сети поделится ссылкой на Instant Article, переходящие по ней люди попадут либо на сайт издания, либо прочитают «мгновенную статью» – в зависимости от того, пользуются ли они персональным компьютером или мобильным устройством.

Пример использования Instant Articles. Источник: blog.ezoic.com

  • Существует также российский аналог урезанных страниц. «Турбо-страницы» – это технология быстрой загрузки мобильных страниц от «Яндекса».

Разработанный российской компанией сервис использует универсальные шаблоны, с помощью которых кэшируется контент сайтов-партнеров и из текстов, изображений и других медиаматериалов создается ускоренная страница. В результате пользователь смартфона видит готовую «турбо-страницу», не переходя на исходный сайт. Такой подход схож технологиями Google AMP и Facebook Instant Articles и так же, как и эти продукты, значительно ускоряет загрузку. При этом в «Яндексе» отмечают, что «турбо-страницы» отличаются упрощенной регистрацией.

«Турбо-страницы» от «Яндекса» обозначаются в поиске или новостной ленте значком с ракетой. Подключить эту функцию может любой сайт. Для этого нужно зайти на сервис «Яндекс.Вебмастер» и настроить передачу контента в формате RSS.

Пример использования «Турбо-страниц». Источник: «Яндекс»

Возможности сервисов

Аналитики говорят, что ускоренные страницы Google загружаются вчетверо быстрее типичных веб-страниц. Если обычные мобильные страницы обновляются за 5,3 секунды, то для загрузки AMP достаточно всего 1,4 секунды. Однако в Google делают более смелые заявления: продакт-менеджер AMP Руди Галфи утверждает, что среднее время загрузки ускоренной страницы от Google составляет 0,7 секунды против среднего времени загрузки стандартных страниц 22 секунды. При таких показателях заметно увеличивается время вовлечения пользователя. На обычной мобильной веб-странице оно составляет в среднем 36 секунд, на AMP – 48.

Свое исследование результатов использования AMP провели также специалисты аналитического сервиса Chartbeat. Аналитики выяснили, что в начале 2017 года рост трафика их клиентов из Google составил 25%. А главным драйвером стало двукратное увеличение трафика из мобильного поиска у сайтов, использующих технологию Accelerated Mobile Pages.

У AMP-страниц есть и другое преимущество – при соблюдении определенных условий они могут отображаться в карусели с картинкой. Этот элемент находится в верхней части страницы результатов поиска непосредственно над списком страниц. Инструмент может обеспечить сайтам с ускоренными страницами дополнительные переходы.

Технологию AMP уже поддерживают такие крупные мировые поисковики, как Bing, Yahoo! Japan и Baidu, а монетизировать ускоренные мобильные страницы можно с помощью популярных рекламных платформ Amazon A9, AdReactor, «Google Менеджер рекламы», Flite, Adform, Google AdSense, AOL AdTech, Taboola и других.

Фото: Фотобанк Фотодженика.

Главной целью создания Instant Articles от Facebook также является сокращение времени загрузки страниц и экономия трафика. Создатели сервиса утверждают, что в первую очередь от использования FIA должны выиграть пользователи, то есть читатели «мгновенных страниц», которые смогут получать нужный контент быстрее. Скорость загрузки такой статьи, по словам авторов проекта, сокращается примерно в десять раз – с 8 секунд для обычной статьи в мобильном браузере до 0,8 секунды в приложении соцсети.

Facebook Instant Articles также могут стать дополнительной рекламной площадкой для крупных медиа. Издания могут заработать на рекламе самостоятельно, размещая ее в статьях, или воспользоваться рекламной сетью Facebook.

Компании, которые только присматриваются к возможностям сервиса, уже сейчас могут изучить кейсы известных изданий. «Мгновенные статьи» уже используют The New York Times, National Geographic, BuzzFeed, NBC, The Atlantic, The Guardian, BBC News, Spiegel и Bild, MTV, Cosmopolitan. Но следует заметить, что большинство этих медиа используют Facebook Instant Articles для публикации не всего контента, а лишь его части.

Другим бонусом для будущих пользователей Instant Articles может стать действующая интеграция платформы с Google AMP и Apple News.

Facebook Instant Articles имеют еще одно важное преимущество.

Спустя несколько месяцев после запуска сервиса представители социальной сети объявили об изменениях в алгоритме формирования ленты новостей. В результате этого Facebook стала учитывать скорость загрузки страниц на мобильных устройствах по публикуемым ссылкам и пессимизировать сайты, которые загружаются слишком долго.

Такая смена подхода к ранжированию материалов косвенно сказывается и на росте привлекательности Instant Articles для брендов и изданий, использующих сервис.

«Турбо-страницы» от «Яндекса» решают те же основные задачи и проблемы пользователей, что и Google AMP и Facebook Instant Articles. По данным компании, «турбо-страницы» весят в 10 раз меньше обычного и загружаются в 15 раз быстрее стандартных страниц.

В «Яндексе» говорят, что с помощью «турбо-страниц» можно на 30% уменьшить количество случаев, когда люди закрывают страницу в момент загрузки. В результате могут сократиться потери трафика, увеличиться число рекламных показов и доходы компаний. Кроме того, если сайт по каким-то причинам не открывается, его контент будет по-прежнему доступен на «турбо-странице», поскольку загружается с серверов «Яндекса».

Недостатки страниц с быстрой загрузкой

Присматриваясь к Google AMP как к инструменту для продвижения бизнеса, владельцы сайтов должны учитывать, что ускоренные мобильные страницы так или иначе останутся упрощенной версией базовых страниц. За высокую скорость загрузки контента в некоторых случаях придется заплатить функциональностью и удобством.

К видимым недостаткам AMP можно отнести следующие:

  • Урезанная функциональность: на AMP отсутствуют такие элементы, как навигационное меню, блок похожих публикаций, сайдбар, форма комментирования, виджеты соцсетей. Нужные элементы следует «прикручивать» вручную или с помощью плагинов.
  • Внешний вид AMP из-за сокращения размера страниц может заметно измениться и упроститься. В результате иногда приходится жертвовать визуальной привлекательностью сайта.
  • Чтобы отслеживать эффективность AMP с помощью «Яндекс.Метрики» и Google Analytics, придется добавить на них код отслеживания вручную или с помощью плагинов.
  • На сегодняшний день поисковая система «Яндекс» не поддерживает AMP и не считает такие страницы дублями. Тем не менее крупнейший поисковик рунета индексирует AMP и даже включает их в выдачу.

Одна из главных угроз для изданий и медиаресурсов, которую может представлять для них сервис Facebook Instant Articles, кроется в возможном увеличении зависимости СМИ от социальной сети. Поиск Google, формально соблюдающий принципы открытого интернета, остается бессильным перед закрытыми экосистемами Facebook, Instagram и Snapchat. Кроме того, эти соцсети не спешат отпускать своих пользователей в просторы веба. Ведь минута, проведенная на сайте The Washington Post – для Facebook это минута, которую аудитория не проведет в соцсети.

Зависимость изданий от крупнейшей социальной сети мира подтверждают также и меняющиеся правила, устанавливаемые Facebook. Так, в 2015–2018 годах соцсеть несколько раз меняла алгоритм выдачи постов в ленте новостей. Три года назад приоритет получили сообщения от друзей, затем первыми в списке стали показывать сообщения СМИ. Однако в январе 2018 года стало известно, что посты бизнес-страниц снова потеряли свое преимущество перед сообщениями друзей, в результате медиа были вынуждены подстраиваться под новые правила компании.

К социальным сетям с настороженностью также могут относиться создатели «вечнозеленого» контента. Исследования, которые проводятся уже не первый год, показали, что пользователь, запросивший поисковик, гораздо больше мотивирован в прочтении такого материала, чем его коллега, случайно увидевший ссылку в ленте Facebook.

Достаточно серьезные недостатки есть и у «турбо-страниц» от «Яндекса». Несмотря на то, что российская компания предоставляет несколько блоков для размещения контекстной и медийной рекламы на своих урезанных страницах, тем не менее для партнеров поисковика пока доступны только рекламная сеть «Яндекса» и платформа AdFox, которая также принадлежит компании. Те же владельцы сайтов, которых рекламная сеть российского поисковика не устраивает, просто не смогут реализовать функционал «турбо-страниц».

Такая дезинтеграция сервиса «Яндекса», столь резко отличающаяся от условий использования его мировых аналогов – Google AMP и Facebook Instant Articles, – делает продукт «Яндекса» для части российских компаний менее доступным, чем международные сервисы.

Выводы

Поиск Google, мировая рыночная доля которого на сегодняшний день составляет 62%, и социальная сеть Facebook, чья аудитория уже в 2017 году превысила 2 млрд пользователей, а также «Яндекс», разрабатывающий крупнейшую поисковую систему рунета, остаются и, вероятно, еще долго останутся необходимым условием развития любого медиа. Мировое лидерство Google и Facebook забирает 80% от каждого дополнительного доллара, вложенного в рекламу, и современные СМИ и контент-проекты, по сути, не могут существовать без сервисов этих компаний.


Материалы по теме:

Какой контент «выстреливает» на Facebook: исследование BuzzSumo

Исследование: «ВКонтакте» и YouTube обошли Instagram по популярности у пользователей до 18 лет

Почему непубличные данные попадают в поисковые системы (и как этого избежать)

«Яндекс» разрешил всем пользователям создавать «турбо-страницы» для ускоренной загрузки сайта

Видео по теме:

Фото на обложке: Фотобанк Фотодженика.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Почему YouTube — самая здоровая интернет-экономика
  2. 2 Сколько сегодня можно заработать на контенте: интервью с основателем креативной редакции «Рыба»
  3. 3 Стартовал прием заявок на премию «Лучшее агентское медиа в диджитал»
  4. 4 Бренд-медиа: нужны они бизнесу или нет
  5. 5 Пиар привлечения инвестиций: почему важно освещать лончи
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта