Истории

Как госкорпорации начать работать со стартапами

Истории
Дмитрий Масленников
Дмитрий Масленников

Сооснователь «Акселератора Метабета», Facebook: /dimaslennikov

Светлана Зыкова

Государственные компании ассоциируются с огромными неповоротливыми структурами, которые десятилетиями работают по неизменной модели. Но рано или поздно даже для организаций, поддерживаемых государственным аппаратом, приходит время меняться.

Своими мыслями по поводу внедрения инноваций в государственных корпорациях поделился основатель частной компании disruptive.vc Дмитрий Масленников.

Как госкорпорации начать работать со стартапами

Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.


Государственные компании начинают смотреть в сторону инноваций

Курс на инновации в госкомпаниях стал одним из ключевых вопросов президентского срока Дмитрия Медведева. Многие корпорации тогда представили свои программы инновационного развития, но реальных результатов не достигли, потому что у компаний не было понимания необходимости инноваций. Многие программы были просто подогнаны под то, чем организация занималась всё это время.

За семь лет ситуация изменилась, культура инноваций прижилась на российском рынке, а государственные компании начали понимать свою потребность в изменении структуры в соответствии с требованиями времени. На эту необходимость обратил свое внимание Владимир Путин во время выступления на Петербургском международном экономическом форуме, дав компаниям задания по созданию внутренних венчурных фондов.

Чтобы вы не ошиблись при выборе, Rusbase рекомендует своим читателям надежных юристов и адвокатов.

Инновации в государственных компаниях могут продвигаться не только сверху, но и снизу. Для изменений не обязательно иметь в своей структуре подразделение по сотрудничеству со стартапами, новаторские решения могут исходить и от сотрудников компании.

Чаще всего такими инициативными людьми становятся либо сотрудники, работающие с технологиями, либо люди с бизнес-навыками, которые понимают, как при помощи инноваций можно заработать или сэкономить деньги.

Для этого в организации должны быть возможности самореализации для внутренних предпринимателей, сотрудников, пробующих внедрить что-то новое. Этим людям не нужна дополнительная мотивация: они хотят изменить мир вокруг себя к лучшему, и для этого им нужна только подходящая среда. К сожалению, этого бывает сложно добиться в иерархичной государственной корпорации. Единственная возможность — самостоятельно катализировать изменения, собрав группу единомышленников и разработав план с конкретными расчетами и перспективами.

Общие советы для создания креативной среды в государственной компании, которые можно предложить руководству:

  • меньше контроля
  • больше гибкости в принятии решений
  • сокращение горизонта планирования
  • сокращение иерархичности
  • развитие горизонтальных связей
  • появление права на ошибку

Последний совет особенно важен для развития инноваций. Все эксперименты связаны с риском неудачи, и если любой неуспех будет сопровождаться наказанием, то о развитии инновационных решений в компании можно забыть.

Российские государственные компании, понимая ценность инноваций, уже начинают внедрять решения для развития бизнеса. Корпорация «Росатом», например, создала акселерационную программу для поиска перспективных проектов как внутри самой компании и её дочерних подразделений, так и за пределами корпоративной структуры. На начальном этапе было собрано более 4 тысяч заявок с проектами разной степени готовности, затем часть проектов была отобрана для акселерации и обучения, которое проходило на онлайн-платформе компании. Итогом программы стал отбор 15 проектов, которые представили топ-менеджерам «Росатома». В отборе участников участвовали и специалисты компании, которые оценивали проекты с технической точки зрения, и внешние эксперты, которые помогали с бизнес-экспертизой.

Если в компании нет возможности создания инновационных решений, для развития бизнеса можно работать со стартапами. Примеры такого сотрудничества в России есть: так, фонд North Energy Ventures совместно с РГУ нефти и газа им. Губкина в конце прошлого года создали акселератор нефтегазовых стартапов Gubkin Innovation Booster. В итоге проекты смогли пообщаться с потенциальными заказчиками из сектора добычи и переработки нефти, а два проекта получили инвестиции от North Energy.

Существует несколько моделей взаимодействия компании со стартапом:

Как создать подразделение по работе со стартапами?

Какую бы модель ни выбрала компания, всегда существует риск недопонимания между корпорацией и стартапом. Чтобы это предотвратить, компания должна точно сформулировать свои требования, запросы и цели, а также задокументировать их в соглашениях.

Этапы:

  1. Определить цели. Для начала компания должна понять, зачем ей работа со стартапами. 
  2. Затем нужно сформулировать запрос на инновации: без него невозможно найти то, что нужно компании.
  3. После этого корпорация должна составить свое ценное предложение. Оно должно включать действительно полезные для стартапа ресурсы и быть выгодным стартапу.
  4. Распределение ответственности среди сотрудников компании. Если подходящих людей для взаимодействия со стартапом в корпорации нет, то, какие бы проекты ни согласились на сотрудничество, к успехам для компании это не приведет.
  5. Выбор условий и формата взаимодействия со стартапами. Зачастую он зависит от политики и финансирования компании. В государственных структурах ряд ограничений может привести к невозможности выбора желаемой модели, например, может возникнуть необходимость проведения тендера.
  6. Определение источника поиска стартапов, составление стратегии выхода на рынок и проведения пиар-мероприятий.

Советы для стартапа, желающего сотрудничать с госкомпанией

Нужно хорошо разобраться в потребностях компании. Для этого необходимо провести исследование, основанное на открытых отчетах и стратегических планах корпорации.

Если ваше решение совпадает с нуждами компании, следующим шагом должен стать поиск подходящего человека внутри корпорации. Он должен стать вашим проводником и помочь донести вашу идею до руководства.

Ручной поиск компании для сотрудничества может быть долгим и безрезультатным. Чтобы облегчить взаимодействие компаний и стартапов, в рамках disruptive.vc, например, скоро будет реализована платформа, на которой компании смогут размещать свои заявки, а стартапы — предлагать свои решения государственным корпорациям.

Помочь созданию инновационных решений в государственных компаниях также призваны институты развития Минэкономразвития. Они работают с корпорациями, но для достижения результатов госструктуры должны объединять действия и опыт с частными компаниями. Многие компании это понимают: по нашей статистике, в этом году в disruptive.vc за помощью стало обращаться гораздо больше государственных компаний (в основном из сфер, связанных с добычей полезных ископаемых и энергетикой). 

Сложность развития инноваций в госкомпаниях часто связана с тем, что для них модернизация — не вопрос выживания. Но для сохранения конкурентоспособности и выхода на международные рынки инновации необходимы. Всё больше государственных компаний понимают это, а значит, дают возможность развития людям с инноваторскими способностями.

Вторая московская практическая кейс-конференция по корпоративным инновациям Innovate or Die пройдет 16 ноября в Москве в офисе ФРИИ и при его непосредственной поддержке и участии в качестве партнера и соорганизатора.

Материалы по теме:

В компаниях будущего нет начальников, и всем управляет блокчейн

Шесть трендов, которые должен понять каждый, прежде чем заняться бизнесом

Тренд: корпоративные венчурные фонды. Что о них стоит знать?

Рост – движущая сила выживания. Что руководители компаний думают о бизнесе в 2017

Фото на обложке: Фотобанк Фотодженика.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

Комментарии

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

16 сентября — 18 октября 2019

Project management in IT

17 сентября — 12 ноября 2019

Digital PR & SMM