Как госкорпорации начать работать со стартапами

Дмитрий Масленников
Дмитрий Масленников

Сооснователь «Акселератора Метабета», Facebook: /dimaslennikov

Расскажите друзьям
Светлана Зыкова

Государственные компании ассоциируются с огромными неповоротливыми структурами, которые десятилетиями работают по неизменной модели. Но рано или поздно даже для организаций, поддерживаемых государственным аппаратом, приходит время меняться.

Своими мыслями по поводу внедрения инноваций в государственных корпорациях поделился основатель частной компании disruptive.vc Дмитрий Масленников.

Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.


Государственные компании начинают смотреть в сторону инноваций

Курс на инновации в госкомпаниях стал одним из ключевых вопросов президентского срока Дмитрия Медведева. Многие корпорации тогда представили свои программы инновационного развития, но реальных результатов не достигли, потому что у компаний не было понимания необходимости инноваций. Многие программы были просто подогнаны под то, чем организация занималась всё это время.

За семь лет ситуация изменилась, культура инноваций прижилась на российском рынке, а государственные компании начали понимать свою потребность в изменении структуры в соответствии с требованиями времени. На эту необходимость обратил свое внимание Владимир Путин во время выступления на Петербургском международном экономическом форуме, дав компаниям задания по созданию внутренних венчурных фондов.

Инновации в государственных компаниях могут продвигаться не только сверху, но и снизу. Для изменений не обязательно иметь в своей структуре подразделение по сотрудничеству со стартапами, новаторские решения могут исходить и от сотрудников компании.

Чаще всего такими инициативными людьми становятся либо сотрудники, работающие с технологиями, либо люди с бизнес-навыками, которые понимают, как при помощи инноваций можно заработать или сэкономить деньги.

Для этого в организации должны быть возможности самореализации для внутренних предпринимателей, сотрудников, пробующих внедрить что-то новое. Этим людям не нужна дополнительная мотивация: они хотят изменить мир вокруг себя к лучшему, и для этого им нужна только подходящая среда. К сожалению, этого бывает сложно добиться в иерархичной государственной корпорации. Единственная возможность — самостоятельно катализировать изменения, собрав группу единомышленников и разработав план с конкретными расчетами и перспективами.

Общие советы для создания креативной среды в государственной компании, которые можно предложить руководству:

  • меньше контроля
  • больше гибкости в принятии решений
  • сокращение горизонта планирования
  • сокращение иерархичности
  • развитие горизонтальных связей
  • появление права на ошибку

Последний совет особенно важен для развития инноваций. Все эксперименты связаны с риском неудачи, и если любой неуспех будет сопровождаться наказанием, то о развитии инновационных решений в компании можно забыть.

Российские государственные компании, понимая ценность инноваций, уже начинают внедрять решения для развития бизнеса. Корпорация «Росатом», например, создала акселерационную программу для поиска перспективных проектов как внутри самой компании и её дочерних подразделений, так и за пределами корпоративной структуры. На начальном этапе было собрано более 4 тысяч заявок с проектами разной степени готовности, затем часть проектов была отобрана для акселерации и обучения, которое проходило на онлайн-платформе компании. Итогом программы стал отбор 15 проектов, которые представили топ-менеджерам «Росатома». В отборе участников участвовали и специалисты компании, которые оценивали проекты с технической точки зрения, и внешние эксперты, которые помогали с бизнес-экспертизой.

Если в компании нет возможности создания инновационных решений, для развития бизнеса можно работать со стартапами. Примеры такого сотрудничества в России есть: так, фонд North Energy Ventures совместно с РГУ нефти и газа им. Губкина в конце прошлого года создали акселератор нефтегазовых стартапов Gubkin Innovation Booster. В итоге проекты смогли пообщаться с потенциальными заказчиками из сектора добычи и переработки нефти, а два проекта получили инвестиции от North Energy.

Существует несколько моделей взаимодействия компании со стартапом:

Как создать подразделение по работе со стартапами?

Какую бы модель ни выбрала компания, всегда существует риск недопонимания между корпорацией и стартапом. Чтобы это предотвратить, компания должна точно сформулировать свои требования, запросы и цели, а также задокументировать их в соглашениях.

Этапы:

  1. Определить цели. Для начала компания должна понять, зачем ей работа со стартапами. 
  2. Затем нужно сформулировать запрос на инновации: без него невозможно найти то, что нужно компании.
  3. После этого корпорация должна составить свое ценное предложение. Оно должно включать действительно полезные для стартапа ресурсы и быть выгодным стартапу.
  4. Распределение ответственности среди сотрудников компании. Если подходящих людей для взаимодействия со стартапом в корпорации нет, то, какие бы проекты ни согласились на сотрудничество, к успехам для компании это не приведет.
  5. Выбор условий и формата взаимодействия со стартапами. Зачастую он зависит от политики и финансирования компании. В государственных структурах ряд ограничений может привести к невозможности выбора желаемой модели, например, может возникнуть необходимость проведения тендера.
  6. Определение источника поиска стартапов, составление стратегии выхода на рынок и проведения пиар-мероприятий.

Советы для стартапа, желающего сотрудничать с госкомпанией

Нужно хорошо разобраться в потребностях компании. Для этого необходимо провести исследование, основанное на открытых отчетах и стратегических планах корпорации.

Если ваше решение совпадает с нуждами компании, следующим шагом должен стать поиск подходящего человека внутри корпорации. Он должен стать вашим проводником и помочь донести вашу идею до руководства.

Ручной поиск компании для сотрудничества может быть долгим и безрезультатным. Чтобы облегчить взаимодействие компаний и стартапов, в рамках disruptive.vc, например, скоро будет реализована платформа, на которой компании смогут размещать свои заявки, а стартапы — предлагать свои решения государственным корпорациям.

Помочь созданию инновационных решений в государственных компаниях также призваны институты развития Минэкономразвития. Они работают с корпорациями, но для достижения результатов госструктуры должны объединять действия и опыт с частными компаниями. Многие компании это понимают: по нашей статистике, в этом году в disruptive.vc за помощью стало обращаться гораздо больше государственных компаний (в основном из сфер, связанных с добычей полезных ископаемых и энергетикой). 

Сложность развития инноваций в госкомпаниях часто связана с тем, что для них модернизация — не вопрос выживания. Но для сохранения конкурентоспособности и выхода на международные рынки инновации необходимы. Всё больше государственных компаний понимают это, а значит, дают возможность развития людям с инноваторскими способностями.

Вторая московская практическая кейс-конференция по корпоративным инновациям Innovate or Die пройдет 16 ноября в Москве в офисе ФРИИ и при его непосредственной поддержке и участии в качестве партнера и соорганизатора.

Материалы по теме:

В компаниях будущего нет начальников, и всем управляет блокчейн

Шесть трендов, которые должен понять каждый, прежде чем заняться бизнесом

Тренд: корпоративные венчурные фонды. Что о них стоит знать?

Рост – движущая сила выживания. Что руководители компаний думают о бизнесе в 2017

Фото на обложке: Фотобанк Фотодженика.


Самые актуальные новости - в Telegram-канале Rusbase


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Money2020
22 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase