Top.Mail.Ru
Истории

Какие виды издержек в бизнесе есть, и почему важно уметь их рассчитывать

Истории
Елена Лиханова
Елена Лиханова

Старший редактор RB.RU

Елена Лиханова

Классифицировать и рассчитывать издержки в бизнесе надо обязательно. Без анализа расходов нельзя определить себестоимость готовой продукции и ее отпускную цену.

Какие виды издержек в бизнесе есть, и почему важно уметь их рассчитывать
  1. Истории

Содержание

Виды издержек

Каждый бизнес по-разному считает свои затраты на производство: где-то смотрят на постоянные и переменные расходы, а где-то — на прямые и косвенные. Зависит от того, какой управленческий учет работает внутри организации. 

Рассмотрим, какие бывают виды издержек.

По зависимости от объема производства 

Существует несколько видов издержек. Переменными называются те, что зависят от объема выпущенной продукции и характера поведения. Они тем выше, чем больше товаров изготавливают в компании.

В переменные издержки производства входят следующие затраты:

  • на оплату энергоресурсов;
  • на покупку сырья, материалов, топлива;
  • на закупку товаров в целях перепродажи;
  • на выплату сдельной заработной платы работникам основного производства;
  • на вознаграждение другим организациям за оказанные услуги.
RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Постоянные издержки — расходы, которые фирма несет независимо от того, какое количество продукта изготавливает, и даже если не производит ничего.

К ним относят:

  • оплату аренды;
  • некоторые коммунальные платежи;
  • зарплату руководящего состава;
  • расходы на амортизацию;
  • налоговые и страховые взносы с заработной платы персонала;
  • представительские расходы;
  • оплату бухгалтерских, юридических и прочих услуг;
  • проценты по займам, кредитам, ссудам.

На предприятиях рассчитывают смешанные издержки, если они имеются. Они носят признаки постоянных и переменных затрат.


Читайте по теме:

Что такое внереализационные доходы и расходы

Правильный подбор статей расходов в бизнесе. Как это сделать?


По связи с производством и реализацией: прямые и косвенные

Прежде чем классифицировать издержки, полученные от производства и реализации, бухгалтер определяет, относятся ли они к конечному продукту или нет. Если расходы непосредственно влияют на себестоимость, их относят к прямым.

Они похожи на постоянные и включают:

  • расходы на покупку сырья, материалов, полуфабрикатов;
  • заработную плату рабочих;
  • платежи за электроэнергию.

В перечень косвенных издержек производства входят:

  • арендные платежи;
  • расходы на ремонт зданий и оборудования;
  • оплата труда управленческого звена;
  • большинство затрат, относящихся к постоянным.

Такие издержки сложно отнести к себестоимости отдельного товара. Поэтому для их расчета устанавливают базу, по которой идет распределение. Например, фонд оплаты труда или материальные затраты.

По возможности управления

По возможности бизнеса влиять на управление и контроль расходов их делят на 2 вида.

В число контролируемых издержек производства включают затраты:

  • на заработную плату;
  • на закупки сырья, материалов, комплектующих;
  • на оплату налогов, если у фирмы есть альтернатива из нескольких схем налогообложения.

Эти расходы бизнес регулирует на свое усмотрение – платит работникам меньше или больше, увеличивает или сокращает объем производства и т.д.

К неконтролируемым издержкам производства относят:

  • аренду помещений;
  • амортизацию;
  • кредитные платежи;
  • налоги, если у бизнеса нет возможности перейти на другую систему.

Чаще всего такие издержки появляются у крупных компаний. По ним оценивают плодотворность работы управленцев, несущих ответственность за прибыль и другие финансовые показатели. Средний и малый бизнес редко ведет учет неконтролируемых расходов.

Зачем рассчитывать издержки

Для предприятия критически важно понимать масштаб расходов. Это помогает:

  1. Определить цену товара и услуги. Если она занижена, то вместо дохода бизнес приносит убытки, а если завышена — снижаются конкурентоспособность и продажи.
  2. Прогнозировать тенденции развития компании. Точная картина расходов поможет эффективнее распоряжаться ресурсами, планировать прибыль и готовить стратегию на будущее.
  3. Предвидеть кассовый разрыв. Правильное распределение затрат помогает создавать внутренние фонды, составляющие подушку безопасности. Предприятию не грозит нехватка средств на текущие платежи или инвестиции.
  4. Уменьшить налогооблагаемую базу. В схеме УСН, где учитывается разность доходов и расходов, правильный расчет затрат помогает снизить единый налоговый платеж.

виды издержек бизнеса

Фото в тексте: ANDRANIK HAKOBYAN / Shutterstock

Как планировать издержки

В каждом бизнесе нужно прогнозировать и анализировать расходы. Такие процедуры проводят для того, чтобы сократить издержки, снизить себестоимость продукции и ее отпускную цену.

5 принципов планирования издержек, которыми часто пользуются предприниматели.

  1. Непрерывность. В проектах учитываются долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные расходы компании. Невыполнение одного из них ведет к нарушению остальных планов. Поэтому бизнесу надо своевременно выполнять установленный порядок. 
  2. Научность. Планирование в организации опирается на точную информацию об издержках. Одновременно анализируют расходы в прошедшие периоды, сравнивают их с текущими и делают новый прогноз.
  3. Максимальное использование доступных ресурсов. В компаниях активно работают по привлечению наибольшего количества материалов и средств, которые приносят прибыль.
  4. Системность. Руководитель организует процедуру планирования по единым стандартам. При взаимосвязанных действиях всех сотрудников план будет максимально точным.
  5. Снижение себестоимости. При этом нельзя жертвовать качеством и объемами выпуска.

Как сократить издержки

Каждый бизнес несет расходы, которые зависят от следующих критериев:

  • объема, масштабов и технологичности производства;
  • доступности и стоимости сырья, оборудования, энергии и так далее;
  • уровня конкуренции;
  • системы налогообложения.

Увеличение издержек ведет к снижению прибыли. Уменьшить расходы на ведение бизнеса можно, если определить, без каких затрат деятельность фирмы невозможна и от чего компания сумеет отказаться.


Читайте по теме:

Эффективные методы сокращения затрат на производстве и оптимизация издержек компании

Что такое бережливое производство и зачем его внедрять


Есть несколько способов оптимизировать издержки:

  • автоматизировать общие и рутинные задачи, например документооборот или рассылку уведомлений;
  • сократить отдельные статьи расходов, без которых бизнес может обойтись (например, продать свою машину и перейти на каршеринг, аренду или доставку);
  • арендовать меньше площадей;
  • передать часть обязанностей на аутсорсинг (например, нанять бухгалтер, который будет раз в месяц готовить отчет, а не брать специалиста в штат);
  • найти альтернативные каналы поставок или договориться о скидках с действующими контрагентами;
  • пересмотреть расходы на рекламу и маркетинг, перейти на новые способы продвижения бизнеса — электронные рассылки, социальные сети и так далее.

Сокращая общие издержки, нельзя снижать объем выпуска и качество продукции.

Как рассчитывается величина издержек производства

Алгоритм расчета издержек включает следующие шаги:

  • идентификация расходов;
  • классификация их по видам;
  • сумма затрат;
  • определение стоимости единицы продукта;
  • анализ и интерпретация результата.

В основном на предприятиях ведут учет таких видов издержек:

  • постоянных;
  • переменных.

Из полученных данных рассчитывают общие издержки компании. Они равны сумме постоянных и переменных расходов.

Фото на обложке: vin.rusanov / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

7 писем для старта
Начни бизнес с RB.RU
Подписаться