Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Аудитория российского телевидения стареет и уменьшается

Архив rb.ru

Молодежи не интересно смотреть державные символы и ритуалы: она переходит в интернет

Аудитория российского телевидения стареет и уменьшается
Доля россиян, смотрящих телевизор каждый день, в сравнении с началом 2000-х гг. снизилась с 92% до 86% к числу опрошенных, свидтельствуют данные "Левада Центра". При этом доля людей пенсионного возраста, ежедневно смотрящих ТВ, те растет, а доля молодежи - падает.


По данным многолетных опросов "Левада-Центра", на протяжении предыдущего десятилетия, в 1990-х гг., ежедневная телеаудитория несколько увеличивалась, а относительный спад и возвращение к исходным показателям начались, насколько можно судить, примерно после 2002 г.

Особенно явно этот процесс - сокращение доли ежедневно смотрящих ТВ и рост доли вовсе его, по заявлениям респондентов, не смотрящих - происходил среди более молодых россиян, в особенности среди самых молодых (до 24 лет). Напротив, среди зрелых и пожилых респондентов доля ежедневно смотрящих телевизор, и без того немалая, заметно увеличилась.

Фактор урбанизированности (тип поселений) не дает значимых расхождений по данному показателю: доля ежедневно смотрящих в Москве - на уровне соответствующего показателя в малых городах и на селе, пишет для "Ведомостей"  руководитель отдела социально-политических исследований "Левада-центра" Борис Дубин. Скорее всего, предполагает он, разница здесь не в частоте телесмотрения, а в количестве принимаемых каналов, включая платные кабельные и т. д.

Дубин предполагает, что нынешняя телепрограмма, «повестка дня», ее единообразная базовая модель, представленная на основных трех-четырех общедоступных каналах, - официальные и многократно повторяющиеся политические новости плюс простые развлечения «для всех» в виде сериалов и эстрадных концертов с узким типовым набором певцов и юмористов (иными словами, soft-политика и hard-досуг) - все меньше удовлетворяет молодежную аудиторию, хотя как будто бы ориентирована во многом именно на молодежь. Опять-таки вероятно предположение, что молодежь вследствие этого частично переходит теперь на другие коммуникативные каналы, прежде всего в интернет.

В сравнении с иными возрастными группами молодежь чаще хочет видеть на экране не государственно-державные символы и ритуалы, да и вообще не политическую информацию, а передачи о любви и семье, науке и технике, мистику, спорт и секс, зарубежные - а не нынешние отечественные и не старые советские - фильмы и сериалы, мультфильмы. Вероятно, интернет сегодня предоставляет в этом плане больше возможностей. Заметим, что применительно к этой части молодежи формулировка «смотреть телевизор» вообще начинает лишаться смысла: они пользуются интернетом, в том числе для получения видео- и аудиоинформации (просмотра или скачивания передач, фильмов, музыкальных клипов и т. д.).




В отличие от нынешней модели российского телевидения на его основных каналах интернет (не говоря о тематическом, «стилистическом» и тому подобном многообразии), во-первых, ориентирован не на национальное сообщество (коллективное «мы»), а на открытые сообщества «своих», близких по интересам, но не ограниченных языком, эти сообщества живут в другом режиме времени, не привязанном ко времени суток, суточной программе, пишет Дубин. Во-вторых, сегодняшнее российское ТВ подразумевает пассивного зрителя, тогда как интернет предполагает не только значительно большую возможность выбора, но и принципиальную интерактивность. Дубин предполагает, что все эти отличительные свойства интернета и формируемых с его помощью сообществ, типов и модусов общения (разнообразие выбора, незапрограммированность, социальная и культурная открытость, интерактивность) более значимы именно для молодежи.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Телевидение против интернета: как вернуть рекламные деньги на ТВ
  2. 2 Как подготовиться к интервью на телевидении: о чем вам не скажут заранее
  3. 3 Власти Индонезии обратились к блогерам для продвижения новой столицы
  4. 4 Сколько сегодня можно заработать на контенте: интервью с основателем креативной редакции «Рыба»
  5. 5 Стартовал прием заявок на премию «Лучшее агентское медиа в диджитал»