Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Опубликованы записи разговоров диспетчеров перед катастрофой под Смоленском

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Российские диспетчеры предупреждали польских пилотов о плохой погоде

Опубликованы записи разговоров диспетчеров перед катастрофой под Смоленском
Россия и Польша продолжают перекладывать друг на друга вину за авиакатастрофу под Смоленском. После того как польская сторона представила свою версию крушения самолета Леха Качиньского и фактически возложила всю вину на российских диспетчеров, МАК опубликовал запись их переговоров. Согласно ее расшифровке, российские диспетчеры на аэродроме в Смоленске предупреждали экипаж польского лайнера о плохих метеоусловиях. Ранее семья погибшего Леха Качиньского заявила, что Москва, вероятно, преднамеренно убила польского президента.

Международный авиационный комитет (МАК) полностью опубликовал транскрипцию записей всех переговоров и разговоров, зарегистрированных диспетчерскими микрофонами в день катастрофы самолета президента Польши Леха Качиньского под Смоленском.

Записи открытого микрофона (читать в доп.материале)
Записи телефонных разговоров (читать в доп.материале)
Записи радиопереговоров (читать в доп.материале)

На такой беспрецедентный шаг МАК пошел после того, как польская сторона в минувший вторник представила свою версию крушения самолета, в которой вина за произошедшее фактически возлагалась на российских диспетчеров. По словам министра внутренних дел и администрации Польши Ежи Миллера, они "действовали под большим давлением" и совершили множество ошибок.

Варшава даже представила видеореконструкцию полета, на которой продемонстрированы кадры посадки на смоленском аэродроме первого польского Як-40, которая совершалась без разрешения диспетчера. Также из ролика ясно, что диспетчер до захода на посадку самолета звонит в Москву и рассказывает о плохих метеоусловиях.



Вторая видеореконструкция рассказывает о заходе на посадку российского самолета Ил-76, который в итоге ушел на запасной аэродром. При этом команда "горизонт" для польского Ту-154 не была дана вовремя.



В России на эти заявления Варшавы отреагировали негативно, отметив, что, выдергивая отдельные фразы из разговоров в диспетчерском пункте, польская сторона не реконструирует происходившие события, а извращает их суть.

Расшифровка переговоров

Из расшифровки переговоров, обнародованных МАК, следует, что российские диспетчеры предупреждали экипаж "борта №1" о плохих метеоусловиях и предлагали уйти на второй круг: "Надо для основного поляка уточнять запасной, потому что пока погоды нет". Поляки, однако, к рекомендациям не прислушались. Существующие правила при этом гласят, что право окончательного решения о посадке остается за экипажем.

МАК опубликовал переговоры диспетчеров с экипажем Ту-154 и с Москвой в период с 08:38 до 10:43 утра, когда самолет упал.

В 9:25, когда пытается сесть российский Ил-76, метеообстановка резко меняется, территорию накрывает туман. "Ты глянь, накрыло мгновенно", - констатируют диспетчеры.

В 09:29 диспетчеры сообщили экипажу Ту-154, что туман висит "волнами". "Ну откуда туман в 10 часов, б..., дурдом", - возмущается кто-то из диспетчеров.  

Из переговоров в 09:40 следует, что экипаж Ту-154 перед вылетом не запросил у российской стороны метеоусловий. Смоленские диспетчеры принимают решение рекомендовать запасной аэродром и предлагают столичный "Внуково".

Примерно в 10:10 руководитель полетов сообщил, что видимость на аэродроме "Смоленск-Северный" - не более 400 метров. В 10:23 польский экипаж вышел на связь с аэропортом "Смоленск-Северный" и сообщил, что идет на снижение: "На дальний привод снижаемся, 3600 метров". Руководитель полетов в Смоленске уточнил, сколько у польского самолета осталось топлива, и спросил: "А запасной аэродром у вас какой?". В ответ прозвучало: "Витебск, Минск".

В 10:24 экипаж польского президента запросил данные о метеоусловиях в Смоленске. "На "Корсаже" туман, видимость 400 метров", - сказал руководитель полетов. На просьбу поляков уточнить температуру и давление, руководитель полетов сказал: "температура плюс два, давление 7-45, 7-45, условий для приема нет".

Однако экипаж принял решение о снижении: "Спасибо. Но если возможно попробуем подход. Но если не будет погоды, тогда отойдем на второй круг".

В 10:37 экипаж Ту-154 сообщает, что делает четвертый поворот перед посадкой. Один из диспетчеров констатирует, что метеобстановка стала еще хуже. "Он не зайдет, - говорит диспетчер, обращаясь к коллеге. - Ты, главное, дай ему на второй круг. А там дальше, сам принял решение, пусть сам и решает".

В 10:40 слышны команды: "Горизонт! Контроль высоты! Горизонт". Больше экипаж Ту-154 на связь не выходил. В 10:42 диспетчеры говорят, что самолет упал левее дороги после того, как начал уходить на второй круг.

Трагедия

Самолет президента Польши Леха Качиньского разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли. 12 января МАК представил итоговый отчет о расследовании катастрофы, из которого следует, что главной причиной катастрофы самолета стал человеческий фактор - ошибки экипажа и давление на него со стороны высокопоставленных пассажиров.

Председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов опроверг утверждения польской стороны в том, что во время посадки самолета на российских диспетчеров оказывалось какое-либо давление. По его словам, диспетчеры на аэродроме Смоленска действовали "абсолютно самостоятельно, в рамках той подготовки, тех международных правил, о которых мы говорили".

Семья: Качиньского убили преднамеренно

Сегодня в парламенте Польши в 17.00 мск пройдет специальное заседание, посвященное расследованию причин катастрофы под Смоленском в связи с публикацией МАК. С докладом перед депутатами выступят премьер-министр республики Дональд Туск и глава МВД Ежи Миллер. Ожидается, что глава правительства представит "дорожную карту" действий, которые намерена предпринять Польша в ответ на российский доклад, оцененный польским премьером, как неполный.

Ранее семья погибшего президента Польши Леха Качинского заявила, что Москва, вероятно, хотела убить его. Юрист Маркин Дубенски, муж дочери Качиньского Марты, утверждает, что падение самолета Ту-154 не было случайностью. По его мнению, потенциальная победа Качиньского в президентских выборах, месть за его поддержку Грузии в войне с Россией и его политика в отношении ЕС могли стать поводом для России, чтобы спланировать убийство. Дубенски заявляет, что его мнение основывается на сведениях Польской центральной лаборатории. Кроме этого, как сообщает агентство AFP, Дубенски в интервью польским СМИ заявил, что "версия покушения на польского президента является наиболее вероятной, чем когда-либо".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter