Дина Богдашова
Рынок рекламы в РФ в 2009 г. может вырасти на 5% или упасть на 17,5%, прогнозирует ZenithOptimedia
Агентство ZenithOptimedia скорректировало свой прогноз по российскому рынку рекламы в сторону уменьшения. По оптимистичному сценарию, весь рынок в 2009 году вырастет на 5%, до 286,1 млрд рублей. Пессимистический сценарий предусматривает снижение расходов на 17,5%, до 225 млрд рублей. Сокращение рекламных расходов наиболее ощутимо скажется на радио, прессе и наружке, где объемы рекламы упадут при любом раскладе.
На протяжении последних четырех лет российский рекламный рынок показывал более чем 25% роста, однако мировой финансовый кризис сказался и на нем. В связи с неопределенностью ситуации на рекламном рынке ZenithOptimedia подготовило два прогноза развития рынка в России - оптимистичный и пессимистичный.
По обоим прогнозам рост рынка в этом году снижен с 22,3% до 19,1%. В 2009 году, по оптимистичному сценарию, расходы на рекламу увеличатся на 5% - до 286,1 млрд рублей, а по пессимистичному - снизятся на 17,5% и составят 224,9 млрд рублей. По данным АКАР, за январь-сентябрь 2008 года объем российского рынка рекламы вырос на 20,8% - до 183-185 млрд рублей.
Ранее с прогнозом по рекламному рынку выступила компания Group M - медиаподразделение крупнейшего в мире коммуникационного холдинга WPP. В 2009 году отечественные рекламодатели сократят расходы на все медиа за исключением контекстной интернет-рекламы. При этом, если в 2008 году совокупные затраты на рекламу вырастут на 18% (до 275 млрд рублей), то в 2009 году они упадут на 11% (до 244 млрд рублей), ожидает Group M. Подробнее об этом прогнозе читайте в доп. материале.

Источник: ZenithOptimedia
Кризис приведет к росту интернет-рекламы
Однако при любом раскладе ZenithOptimedia прогнозирует спад рекламы на радио (-14% или -40%), наружной рекламы (-2,9% или -26,9%) и рекламы в прессе (-0,7% или -22,5%). При положительном развитии событий расходы на ТВ вырастут на 10,8%, при негативном - упадут на 10%. Реклама в интернете может продемонстрировать рост на 28,6%, а может снизиться на 9,9%. В любом случае доля ТВ и интернета в расходах на рекламу вырастет. Если в прошлом году на ТВ приходилось 49,2%, то в 2008 году будет 52,3%, а в 2009 году - 55-57%. Доля интернета в 2007 году была 2,5%, в текущем году ожидается 3,1%, а в 2009 году - 3,4-3,7%.
Как пояснили "Ведомостям" в ZenithOptimedia, телевидение продолжает оставаться самым дешевым медиа с точки зрения стоимости контакта, а интернет, помимо дешевизны контакта, обладает еще лучшей таргетированностью.
Оценки агентства базируются традиционно на опросе клиентов и медиакомпаний. Какой из прогнозов будет более реалистичным, станет ясно ближе к Новому году, но пока что первый сценарий выглядит даже сверхоптимистичным, отмечают в ZenithOptimedia.
Радио, пресса и наружка - в минусе
Эксперты, с которыми беседовали "Ведомости", считают, что сократятся в первую очередь расходы на дорогую по стоимости рекламу - кинотеатры, радио, пресса, BTL. Так, в "Русской медиагруппе" в текущем году ожидают падения выручки радиостанций холдинга на 10%, а в первом квартале будущего года - минус 40% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. "Медиа плюс" смотрит на рынок более позитивно: рынок радиорекламы в 2008 году останется на уровне прошлого года.
Наружная реклама, по оценкам экспертов, в 2008 году вырастет на 14%, а в следующем году либо продемонстрирует 15%-ный рост, либо нулевой.
По некоторым прогнозам, что в 2009 году расходы на рекламу в прессе по всему рынку сократятся в среднем на четверть, в основном за счет рекламно-информационных изданий и глянца.
Рекламодатели рассчитывают на падение цен
Разговоры о неизбежном падении спроса на рекламу провоцируют клиентов требовать дополнительных скидок и бонусов. Так, сотовый оператор МТС, входящий в десятку крупнейших российских рекламодателей (по оценке OMD Media Direction), объявил о снижении расходов на маркетинг и рекламу, но не за счет сокращения присутствия в медиа, а за счет снижения цен. Как пишет "Коммерсант", компания намерена сэкономить на размещении рекламы: если раньше 100 контактов покупались условно за 100 рублей, то теперь их планируется покупать по 90 рублей.
На протяжении последних четырех лет российский рекламный рынок показывал более чем 25% роста, однако мировой финансовый кризис сказался и на нем. В связи с неопределенностью ситуации на рекламном рынке ZenithOptimedia подготовило два прогноза развития рынка в России - оптимистичный и пессимистичный.
По обоим прогнозам рост рынка в этом году снижен с 22,3% до 19,1%. В 2009 году, по оптимистичному сценарию, расходы на рекламу увеличатся на 5% - до 286,1 млрд рублей, а по пессимистичному - снизятся на 17,5% и составят 224,9 млрд рублей. По данным АКАР, за январь-сентябрь 2008 года объем российского рынка рекламы вырос на 20,8% - до 183-185 млрд рублей.
Ранее с прогнозом по рекламному рынку выступила компания Group M - медиаподразделение крупнейшего в мире коммуникационного холдинга WPP. В 2009 году отечественные рекламодатели сократят расходы на все медиа за исключением контекстной интернет-рекламы. При этом, если в 2008 году совокупные затраты на рекламу вырастут на 18% (до 275 млрд рублей), то в 2009 году они упадут на 11% (до 244 млрд рублей), ожидает Group M. Подробнее об этом прогнозе читайте в доп. материале.

Источник: ZenithOptimedia
Кризис приведет к росту интернет-рекламы
Однако при любом раскладе ZenithOptimedia прогнозирует спад рекламы на радио (-14% или -40%), наружной рекламы (-2,9% или -26,9%) и рекламы в прессе (-0,7% или -22,5%). При положительном развитии событий расходы на ТВ вырастут на 10,8%, при негативном - упадут на 10%. Реклама в интернете может продемонстрировать рост на 28,6%, а может снизиться на 9,9%. В любом случае доля ТВ и интернета в расходах на рекламу вырастет. Если в прошлом году на ТВ приходилось 49,2%, то в 2008 году будет 52,3%, а в 2009 году - 55-57%. Доля интернета в 2007 году была 2,5%, в текущем году ожидается 3,1%, а в 2009 году - 3,4-3,7%.
Как пояснили "Ведомостям" в ZenithOptimedia, телевидение продолжает оставаться самым дешевым медиа с точки зрения стоимости контакта, а интернет, помимо дешевизны контакта, обладает еще лучшей таргетированностью.
Оценки агентства базируются традиционно на опросе клиентов и медиакомпаний. Какой из прогнозов будет более реалистичным, станет ясно ближе к Новому году, но пока что первый сценарий выглядит даже сверхоптимистичным, отмечают в ZenithOptimedia.
Радио, пресса и наружка - в минусе
Эксперты, с которыми беседовали "Ведомости", считают, что сократятся в первую очередь расходы на дорогую по стоимости рекламу - кинотеатры, радио, пресса, BTL. Так, в "Русской медиагруппе" в текущем году ожидают падения выручки радиостанций холдинга на 10%, а в первом квартале будущего года - минус 40% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. "Медиа плюс" смотрит на рынок более позитивно: рынок радиорекламы в 2008 году останется на уровне прошлого года.
Наружная реклама, по оценкам экспертов, в 2008 году вырастет на 14%, а в следующем году либо продемонстрирует 15%-ный рост, либо нулевой.
По некоторым прогнозам, что в 2009 году расходы на рекламу в прессе по всему рынку сократятся в среднем на четверть, в основном за счет рекламно-информационных изданий и глянца.
Рекламодатели рассчитывают на падение цен
Разговоры о неизбежном падении спроса на рекламу провоцируют клиентов требовать дополнительных скидок и бонусов. Так, сотовый оператор МТС, входящий в десятку крупнейших российских рекламодателей (по оценке OMD Media Direction), объявил о снижении расходов на маркетинг и рекламу, но не за счет сокращения присутствия в медиа, а за счет снижения цен. Как пишет "Коммерсант", компания намерена сэкономить на размещении рекламы: если раньше 100 контактов покупались условно за 100 рублей, то теперь их планируется покупать по 90 рублей.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Интернет-маркетинг для малого бизнеса»
- 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
- 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
- 3 Как когнитивные искажения влияют на маркетинг
- 4 Бизнес попросил власти не запрещать иностранные слова на вывесках