Интервью с Марком Андрессеном - про провалы, Snapchat, будущее и прошлое
В 2011 году в эссе в The Wall Street Journal, Марк Андрессен, сооснователь венчурного фонда Andreessen Horowitz, предсказал, что софтверные компании "поглотят" мир, заменив старые отрасли новыми услугами, которые удобнее, быстрее и дешевле. Пророчество Андрессена сбывается быстро, смартфоны теперь - этакие порталы при заказе такси, вызове врача или назначении свидания.
Марк Андрессен решил сделать новые предсказания - в интервью The Wall Street Journal, перевод которого мы приводим ниже.
Венчурист убежден, что рост стоимости инновационных компаний является экономическим сдвигом, а не раздуванием пузыря.
За счет чего технический прогресс происходит на такой скорости?
Это происходит в последние 2 года, потому что рынок смартфонов теперь действительно стал массовым. Сейчас в мире 2 млрд смартфонов, и это число быстро растет. Через 3 года, я думаю, будет невозможно купить телефон-не смартфон. Так что их будет 5 млрд - 5 млрд супер-компьютеров в карманах. И мы только начинаем видеть возможные последствия.
Контроль рынка смартфонов останется за Apple и Google?
При сохранении нынешних тенденций - да. Apple и Google занимают мощные позиции, и нет никаких сомнений, что обе компании продолжают набирать силы.
Вопрос: сможет ли Apple держать достаточную долю на рынке? А вопрос для Google - фрагментируется ли Android (особенно за границей)?
Сейчас огромный поток капитала идет в софтверные компании. Это нормальное явление?
На мой взгляд, здесь нет пузыря, как такового. Пузырь - это очень специфический феномен, когда каждый таксист и каждый чистильщик обуви покупает акции. Мы же говорим о довольно небольшом числе компаний. Которые на самом деле не влияют на публичный рынок ценных бумаг.
А как же пузырь доткомов?
Затраты на создание интернет-компаний сегодня намного ниже, чем были в конце 90-х.
В 90-е годы, если вы хотели построить интернет-компанию, вы должны были купить серверы Sun, сетевое оборудование Cisco, базы данных Oracle и системы хранения EMC. Сегодня стартапы не покупают ничего из этого - они идут на Amazon Web Services и платят за все от 100 до 1000 раз дешевле.
Оглядываясь назад, можно назвать чудом то, что в конце 90-х работали eBay и Amazon.
Но есть ли достаточный спрос для двух, трех или более игроков в тех отраслях, где компании получают огромные венчурные капиталы?
Вообще, на технологических рынках победитель получает все. Но я думаю, что в вопросе конкуренции нужно различать категории и отрасли. Являются ли Dropbox и Box конкурентами или это совсем разные компании? С одной стороны, они занимаются одним и тем же. С другой стороны, они ориентированы на разную аудиторию: одна - на простого потребителя, вторая - на корпоративных пользователей.
Другой вопрос: должна ли корпорация состоять из одной компании? Я считаю, что есть большие плюсы в вертикальном расположении нескольких компаний.
Провал стартапа - это плохо для Кремниевой долины?
Одна сторона меня говорит, что это ужасно и что цель каждого предпринимателя - избежать провала. Но провал - это нормально, это часть процесса. И вообще, провал - это своего рода мем Кремниевой долины, который подталкивает некоторых людей к тому, чтобы сдаться.
Другая моя сторона говорит, что неудача - это прекрасно, она не ставит крест на вашей карьере. Провал - это не знак позора, а ценный опыт. Я всегда говорю нашим предпринимателям что не нужно просто нанимать людей из успешных компаний, потому что сотрудники успешных компаний могли ничего толком и не узнать. Те, кто пережил трудные времена, как правило, намного более устойчивы и решительны.
Я думаю, что обе мои стороны правы. Вы действительно не можете в одно мгновение отказаться от всего, что строили столько времени. Но в то же время, далеко не все может "пойти". А когда что-то не работает, человек не должен заканчивать карьеру, он должен сообщить свой опыт. Так работает Долина.
Как вы собираетесь получать прибыль с компаний, не имеющих бизнес-моделей? Например, от Pinterest?
Есть две категории компаний без бизнес-модели, которые смогут построить продажи. Я думаю, к одной из них относится и Pinterest.
Есть те, о которых все думают, что у них нет бизнес-модели. Но на самом деле эти компании знают, как будут зарабатывать.
И всем кажется, что инвесторы просто вложились в кучу детей и развели вокруг танцы, даже не предполагая, как делать на этом деньги. На самом деле они скрывают свои бизнес-модели, чтобы не возникло еще больше конкурентов. Facebook всегда знал, LinkedIn всегда знал, и Twitter всегда знал.
Они знали природу своего продукта и что люди будут за это платить. Возможны, они не были определены до конца, или у них еще не было отдела продаж. Но они знали и были очень уверены в себе. По прошествии времени мы обнаружили, что они правы.
Есть и другие компании, которые честно понятия не имеют, как будут зарабатывать. С такими нужно быть очень осторожными. Потому что одной из таких была Google. На самом старте они действительно не знали, что будет приносить им деньги.
А к какому типу относится Snapchat?
В Китае есть компания Tencent стоимостью в $100 млрд. Она оборачивает обмен сообщениями в широкий спектр услуг - игры, соцсеть, видео-чат - и берет плату за все эти дополнительные услуги.
Может быть, Эван Шпигель (CEO Snapchat) планирует пересадить бизнес-модель Tencent в США?
"Старые" предприятия подвергаются "нападению" стартапов. Будут ли они просто распадаться и умирать, или будут адаптироваться?
Некоторые преклонятся перед стартапами, если так захотят.
Но я думаю, все больше и больше крупных компаний понимает, что все OK, что появляются большие возможности, новые способы достучаться до клиентов и сделать их счастливыми.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как заработать на продажaх»
- 1 Марк Андриссен: искусственный интеллект создает «тысячи» рабочих мест
- 2 Crunchbase: в 1 кв. 2024 года стартапы по всему миру привлекли $66 млрд
- 3 Почему в Кремниевой долине не могут договориться о том, как развивать ИИ
- 4 Марк Андриссен: судьба цивилизации зависит от развития ИИ
ВОЗМОЖНОСТИ
05 декабря 2024
07 декабря 2024