Колонки

Как я за пять лет взял в управление 24 отеля и получил более 300 миллионов рублей прибыли

Колонки
Артур Лупашко
Артур Лупашко

Основатель управляющей отельно-ресторанными комплексами компании Ribas Hotels Group

Полина Константинова

Артур Лупашко, основатель управляющей отельно-ресторанными комплексами компании Ribas Hotels Group, рассказывает о сложностях работы отельного оператора и дает советы начинающим предпринимателям в этой сфере.

Как я за пять лет взял в управление 24 отеля и получил более 300 миллионов рублей прибыли
Присоединиться

В отельный бизнес я попал совершенно случайно

Моим первым проектом стала небольшая база отдыха в Затоке. Шел 2012 год, я как раз находился в поиске себя и дела своей жизни. Я окончил Одесскую государственную академию строительства и архитектуры и получил диплом инженера-строителя.

Как и у многих начинающих бизнесменов, у меня даже в мыслях не было желания трудиться в офисе, а значит за спиной у меня было немало попыток наладить собственный бизнес.

Меня больше всего привлекал маркетинг и продажи — именно на этом я делал акцент, когда строил новые дела. До сих пор я считаю, что современный CEO или фаундер должен быть экспертом в продажах и переговорах.

Три кита, на которых будет твердо стоять его бизнес:

Соответственно, в этих трех сферах он также обязан быть как рыба в воде. Остальное, в той или иной степени, важно по мере развития бизнеса и в рамках интересов самого предпринимателя.

Буду откровенен, что совершенно случайно  ко мне обратился за помощью владелец гостиницы с номерным фондом 100 комнат в известном курорте Затоке Одесской области, и так я попал в эту сферу.


Как я поднял доход первого отеля до $70 тысяч за год

Мне удалось собрать небольшую команду единомышленников: менеджера по бронированию и маркетолога (на тот момент, это был маркетолог-оркестр, на большее не было финансовой возможности), и мы начали активную работу над маркетинговой стратегией и планом ее реализации на ближайшие два года.

Это еще не было под флагом управляющей компании, в тот период это была сугубо моя индивидуальная предпринимательская деятельность. На данном этапе единственной нашей целью было увеличение загрузки и дохода.

Казалось, задача была довольно простой: готовый объект в узнаваемом месте для отдыха, которому на тот момент было уже 7 лет. Но, копнув глубже, мы осознали, что все это время годовая прибыль была отрицательной.

Мое правило на тот период было простым: делай базовые вещи лучше.

Я не прибегал к магии, а на всех точках контакта с гостями создал максимум удобства:

  • Удобный быстрый сайт и социальные сети
  • Качественный контент
  • Онлайн-карты с актуальной информацией
  • Понятная  навигация от дороги к отелю
  • Навигация по отелю
  • Регламент работы рецепции и сотрудников бюджетного отеля в пригородном курорте

Только после построения качественного базового сервиса мы приступили к наполнению эмоциональной составляющей: я добавил анимацию для детей и взрослых, приветственные и прощальные письма для гостей, десерты при выезде и другие мелкие радости.

В маркетинг, стандартизацию и эмоциональное наполнение отеля мы вложили не более $5 тысяч, но заработали для него в первый год $70 тысяч чистой прибыли, а наша комиссия составляла на тот момент 30% от прибыли.


Я понял, что почти ничего не знаю об этой сфере, и решил это исправить

Так начался мой «роман» с отельной сферой. Начав узнавать сегмент глубже, я понял, что практически ничего не знаю в сравнении, например, со своими европейскими и американскими коллегами, и это нужно немедленно исправлять. Тогда я понял: нужно инвестировать в себя.

Первой моей целью стало знакомство со специалистами, стать их другом и коллегой, и быстро впитать всю информацию, которую они могут мне дать. Целый год я ездил буквально с одной конференции на другой семинар, между ними посещая всевозможные тренинги, где обзавелся полезными знакомствами.

Мои товарищи с удовольствием делились важной и необходимой информацией и контактами. Таким образом, всего за год я оброс практическими навыками и многочисленными знакомствами, которые помогли мне в дальнейшем находить и привлекать лучшие кадры в свою команду.

Самые лучшие знания и навыки были получены мной путем проб и ошибок. Мы испытывали всевозможные навыки в работе с каналами коммуникации и продаж:

  • Принимали участие в выставках
  • Использовали печатную продукцию и наружную рекламу
  • Сотрудничали с железнодорожными и автобусными перевозчиками в нашем направлении
  • Проводили сетевой маркетинг
  • Привлекали лидеров мнений
  • Продвигали и рекламировали сайт и гостиницу на различных агрегаторах
  • Тестировали различные скрипты при бронировании
  • Самостоятельно обзванивали всех гостей из имеющихся баз данных за предыдущие годы работы отеля
  • Покупали базы данных соседних объектов

В общем на этом нашем первом проекте в первый год мы пробовали различные способы, расходуя небольшие суммы. Это помогло понять, что именно выгоднее в плане возврата инвестиций. Благодаря этому опыту мы и строили дальнейшую свою стратегию на следующий год.


То, что мы делаем — новая ниша для Украины

В 2013 году в Затоке мы взяли в управление две соседних базы, по договору условно выкупили управление всеми их номерами. Таким образом, мы впервые попробовали себя в качестве отельного оператора.

Комиссия наша составляла от 20% до 30% от выручки отеля. Но в эту стоимость входили все расходы на маркетинг и бронирование.

Тогда же мы поняли, что просто заселять гостей, не обеспечивая при этом достойный ожиданию сервис, губительно и для нас и для отеля. В 2014 году мы зашли в Одессу и начали брать в управление отели, обязательным пунктом выделяя сервис, а соответственно и весь менеджемент.

Наша команда

Наши услуги — новая ниша для Украины и довольно распространенная на Западе. Мы изучили материалы по бизнес-моделям зарубежных компаний: особенно рекомендую почитать такие книги, как «Ritz-Carlton. Золотой стандарт гостиничного бизнеса нового тысячелетия» и «Философия гостеприимства Four Seasons».

Иногда мы сталкиваемся с задачами, которые сложно решить

Тем не менее мы иногда сталкиваемся с задачами, которые крайне сложно решить интуитивно, и совершаем ошибки либо лишние действия.

Вот что я могу посоветовать молодым предпринимателям:

  • Либо нанимайте неопытного сотрудника и создавайте из него эксперта, либо нанимайте дорогого профессионала и требуйте от него выполнения четких целей.

Третьего не надо. В обоих случаях многое зависит от вас: наставничество это тоже работа, а постановка понятных и конкретных целей — навык, который нужно развивать. В развивающейся компании всегда необходимо прибегать к одному из этих двух вариантов.

  • Сначала давайте и только потом берите.

Многие начинающие предприниматели жадно продают свои услуги, расхваливая свою экспертность. Никому это не интересно. Всегда давайте тестовый период, пробники, дегустации и так далее. И, разумеется, любая коммуникация с партнерами и заказчиками строится исключительно на его выгоде от работы с вами.

  • Считайте деньги.

Как я уже писал выше: один из китов, на которых твердо стоит успешный бизнес, — финансы. Максимально четкий финансовый контроль и учет движения ваших денег, анализ и прогнозирование — это то, что либо сделает вас богатым, либо разорит.

Рокфеллер и Ротшильд придумали пословицу «с мира по нитке — еврею на рубашку будет». Они утверждают в своих автобиографиях, что финансовый отдел — это сердце бизнеса, а деньги — его кровь. Отчасти они правы.


В итоге мы открыли свой апарт-отель

Это были первые шаги к комплексному управлению, и в это же время мы запустили свой апарт-отель. В самом центре Одессы, на главной улице, мы открыли апарт-отель «Рибас». На выкуп помещения было потрачено $300 тысяч, а на ремонт и покупку необходимого оборудования пришлось выложить еще $60 тысяч. По времени это заняло не более полугода.

Будущим инвесторам рекомендую обратить внимание на данный сегмент, так как сегодня идеальные условия для запуска подобного рода проектов.

Многие застройщики предлагают выкуп этажа в новых домах в рассрочку сроком до 3 лет. А мораторий на проверки, который в Украине с 2014 года и ежегодно продлевается, — дает прекрасную возможность учиться, делать ошибки и не бояться смертельных для бизнеса проверок и штрафов.

Власть не помогает развивать бизнес, но и то, что она сегодня не мешает его вести — дорогого стоит. Согласно нашему исследованию, гостиничная недвижимость наиболее рентабельна из всех видов (10-12% годовых против 5-6% для жилой, 7-9% торговой и офисной). 

Реализацию проекта стоит поручить опытным архитекторам и отельерам. Совместная работа рождает яркие отельные продукты, которые имеют максимальную рентабельность, эффективное использование каждого квадратного метра, экономию при выборе оборудования, мебели и других подрядчиков. У нас это были такие проекты, как City Hotel Bortoli, Hostel Friday и Business Hotel Wall Street.


Годовой доход от наших проектов — более 300 миллионов рублей

На данный момент в управлении Ribas Hotels Group находится 24 отельных объекта и 1 санаторий. Номерной фонд всех гостиниц, баз отдыха, хостелов и санаториев составляет 2192 комнаты. Общий годовой доход от наших проектов составил 150 миллионов гривен (302,7 миллиона рублей).

Перед сезоном большую часть времени мы готовимся. Я говорю о полном планировании, составлении бюджета и маркетингового плана. Все риски всегда должны быть прописаны и предусмотрены.

Что я подразумеваю под этим? Во время обсуждения всех возможных нюансов и трудных ситуаций собственник или директор осознает, что управляющая компания подготовила небольшую «подушку безопасности», проговорив риски и придумав совместно, как решить ту или иную проблему.

Никогда не разменивайтесь. Лучше набраться терпения и сделать максимум только того, что гарантированно приведет вас к цели.

Я просто составляю список задач на следующий день и понимаю, какие из них меня приведут к желаемому результату.

Делегируйте то, что можно, уберите лишнее, а главное — оставьте. Я все еще учусь отдавать часть своих задач и стремлюсь к тому, чтобы не «распыляться» на мелкие проблемы, которые может решить, например, управляющий в отеле.

Прирост чистой прибыли управляющей компании Ribas Hotels Group за год составил +540%. Мы инвестируем их в дальнейшее развитие.

На данный момент мы начали активную подготовку к новому сезону: пересматриваем старые и изучаем новые рекламные инструменты, поскольку (не будем лукавить) реклама действительно играет важную роль в бизнесе.


Материалы по теме:

Внутри президентского гостевого дома — «самого эксклюзивного отеля США»

Полюбившиеся миллениалам «капсульные отели» могут быть и вот такими

8 фактов, которые вы могли не знать об отелях

Где находятся лучшие замки-отели? 8 фото

Этот сайт поможет найти хороший отель недорого и в два клика

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 История Веры Фирсановой: как в 19 веке девушка развила успешный строительный бизнес
  2. 2 Кто покупает Ferrari: портреты клиентов из биографии Энцо Феррари
  3. 3 «Инвестиции — это игра чисел». Интервью с основателем Improvado
  4. 4 Компании, которые успешно масштабировались, не покидая Россию
  5. 5 5 компаний, которым кризис пошел на пользу: что стоит почерпнуть из их опыта?
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти