Колонки

«У тебя лапки? Иди погуляй». Леонид Черный (Rambler) – о тараканах в головах продакт-менеджеров

Колонки
Софья Федосеева
Софья Федосеева

Редактор

Софья Федосеева

12 февраля в Москве прошел Product Owner Meetup от Binary District и Digital October. Леонид Черный, управляющий директор Rambler, говорил о людях, занимающих должности продакт- и проджект-менеджеров, и о тараканах, которые иногда появляются в их головах.

«У тебя лапки? Иди погуляй». Леонид Черный (Rambler) – о тараканах в головах продакт-менеджеров

Люди и тараканы очень разные, но бывают случаи, когда они встречаются. Обычно это происходит в головах. Я имею в виду ситуации, когда тараканы определенного типа поселяются в головах менеджеров. [...] Да, большинство из них белые и пушистые, но бывают и такие, с которыми можно и нужно бороться.

Фото: Product Owner Meetup

А теперь подводка. Я, собеседуя людей, обычно задаю вопрос: «За что вы, человек, которого я планирую нанять, уволили бы на моем месте менеджера продукта?».

Если вы хотите поделиться опытом работы в крупной компании или маленьком стартапе, рассказать о перипетиях своей карьеры и раскрыть секреты профессии, пишите на careerist@rb.ru. Лучшие рассказы опубликуем на Rusbase.

Бывают интересные ответы:

  • пьянство на работе,
  • равнодушие к проекту,
  • плохие проектные показатели,
  • неурядицы с командой.

Интересный набор. Это самые популярные варианты. [...] Но так ли это важно? Являются ли подобные обстоятельства пререквизитом к тому, чтобы я как руководитель сделал вывод о том, что необходимо человека уволить?

Давайте разберем по порядку.

  1. Где проходит грань между пьянством и культурным отдыхом?
  2. Все ли сделано в проекте или существуют какие-то внешние факторы, которые повлияли на то или иное действие?
  3. Равнодушие или беспристрастность?

Грань очень тонкая, и важно понимать, где она проходит. Конечно, все мы люди, все человеки, но должно ли это влиять на работу или на мое решение? Непонятно. 

На этих тараканах можно ловить других, посерьезнее. И вот о них я и хочу сегодня поговорить.


Первый таракан

Сначала байка. Я расскажу историю, как года три назад на веб-саммите в Лиссабоне выступал довольно популярный и активно матерящийся человек по имени Гари Вайнерчук, который, несмотря на всю хайповость своего доклада, затронул одну простую, но глубокую мысль.

Фото: Product Owner Meetup

Он говорил про один стартап, который решил своим продуктом проблему пользователя и поэтому стал довольно востребован. А что произошло с ним дальше?

Проходит год, проходит два. Стартап продолжает решать эту проблему. Или придумывать несуществующую, которую можно накрутить на готовый продукт. А проблематика, которой он занимался, уже несколько изменилась.

Падает популярность, успех, продуктовые метрики. А они этого не видят. У них есть продукт, и они его любят.

Я задумался, как это можно уложить в работу с продуктом, и поймал интересный баг. Он заключается в том, что многие менеджеры продукта видят своей основной должностной обязанностью генерацию фичей и запуск их в производство, а не решение проблем пользователя.

Фото: Product Owner Meetup

И это таракан, за которого я увольняю. Потому что любой продукт, который не отвечает запросам потребителей — бессмыслен и бесполезен. А генерацией фичей может заниматься любой алгоритм.


«Биг Мак» и «Биг Мак с беконом»

Мне кажется, это хороший пример того, как к этому вопросу подходят большие компании.

Как бы я это делал на их месте? Допустим, у «Макдональдса» четыре года назад появилась фича, которая позволяет добавлять или убирать ингредиенты из популярных бургеров. А дальше с помощью простого анализа было посчитано, какой ингредиент люди хотят видеть чаще всего в «Биг Маке». Бекон! Прикольно, неожиданно.

Надо ли нам переделывать «Биг Мак» для того, чтобы удовлетворить 25 или 30% пользователей? Или мы можем запустить другой продукт для тех, кто любит собирать бутерброд по частям?

Дальше началась коммуникация о том, что, это не тот же бургер, а другой, который стоит рядом. Этим они не убивают основную аудиторию потребителей, а добавляют к ней новых потребителей.


Про целесообразность

Какие вопросы надо задавать себе или продакт-/проджект-менеджеру, который приходит с идеей про новую фичу?

  • Какие есть другие опции?
  • Зачем мы это делаем?
  • На основании каких данных мы приняли решение?
  • Сколько времени и ресурсов это займет?
  • И сколько это нам будет стоить?
  • И сколько мы получим в результате?

Мы ж за все хорошее, за деньги.


Второй таракан

Я очень люблю Ваню Замесина и всю ту прекрасную историю, которую он сделал для популяризации качественных исследований, завернутых в форму Customer Development. Но чем больше я общаюсь с людьми, которые пришли в профессию три-четыре года назад, тем чаще я ловлю их на попытке решить любые свои проблемы с помощью CusDev.

Фото: Product Owner Meetup

Они находятся в твердой уверенности, что это – серебряная пуля. А у меня есть стойкое желание интерпретировать это как невозможность осознанного принятия решения и попытку свалить ответственность на кого-то другого. У тебя лапки? Иди погуляй.

В итоге высока вероятность сделать не то, не так или невовремя. Какой подход в этом месте я рекомендую применить? Есть грань, которая проходит в двух измерениях.

В первом измерении она проходит по аудитории. Если у вас новая компания, сайт или проект, то качественные исследования помогут вам понять свою аудиторию и рынок. [...] Вторая грань проходит через объем этих изменений.

Фото: Product Owner Meetup

Ответственность всегда лежит на одном человеке. Поэтому собирать совещание для того, чтобы решить проблему, которая находится только в твоем ведении, это просто способ увильнуть от должностных обязанностей. [...]

Тот факт, что вы находитесь на этой позиции, означает, что компания вам доверила самое дорогое, что у нее есть, – своих пользователей. Не подведите и берите ответственность на себя.

Некоторые высказывания приведены не дословно в целях благозвучия и сохранения контекста.


Материалы по теме:

«Я прошел все стадии развития продакт-менеджера и совершил очень много ошибок. О них и хочу рассказать»

«Хороший проджект-менеджер — это человек с психологией спортсмена»: как определить подходящего кандидата

Вы идете на собеседование на должность продакт-менеджера. Какие вопросы вам обязательно зададут?

5 вещей, которые не должен делать менеджер по продукту

Лучший вопрос на собеседованиях на должность менеджера по продукту

Материал был обновлен в 17:40 14 февраля.

Фото на обложке: Product Owner Meetup

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

13 ноября 2019 — 29 января 2020

Performance-маркетинг для бизнеса

16 ноября 2019

Website Optimization