Top.Mail.Ru
Колонки

9 различий отбора и найма в России и за рубежом. Советы международных рекрутеров

Колонки
Дарья Шульгина
Дарья Шульгина

Основатель проекта AgileFluent

Анастасия Удальцова

Понятно, как искать работу в России: обновляете резюме, откликаетесь на вакансии на HeadHunter. Спрашиваете у друзей варианты, проходите интервью и подписываете оффер. Часто крутые профи вообще не ищут работу — она сама их находит. 

Но за рубежом совсем другие правила, и если их не знать, путь до оффера может стать бесконечным. О том, как отличается наем за рубежом и в России и что делать, если планируете искать работу за границей, рассказывает Даша Шульгина, основатель проекта AgileFluent.
9 различий отбора и найма в России и за рубежом. Советы международных рекрутеров
  1. Колонки

 

Команда международных рекрутеров и лингвистов Agile Fluent уже год помогает русскоязычным профессионалам качать софт скиллы и английский для интервью и работы.

Более 50 клиентов проекта получили работу за границей, еще несколько сотен — в процессе получения оффера. Даша начинала карьеру в McKinsey, после в ИТ на позиции СРО в стартапе Mafin, а также основала проект Podelu.

Содержание:

 

1. Этапов отбора значительно больше

Весь процесс займет минимум три месяца и может растянуться до шести-восьми месяцев.

Что отличается?

  • Срок рассмотрения резюме — до трех недель.
  • Этапов чаще всего больше: от четырех до семи в зависимости от компании, вакансии, уровня позиций.
Примеры этапов: интервью с рекрутером (15–20 минут), тестовое задание, интервью с нанимающим менеджером, техническое интервью, встреча с командой, тестирование, финальная встреча с лидером направления/CEO, обсуждение оффера с HR.
  • Между этапами может пройти несколько недель — процесс не быстрый.

Что делать?

  • Напоминать о себе, когда рекрутер пропадает на несколько недель.

Не стоит ждать ответа молча и волноваться впустую — скорее всего, до вас просто не успели добраться.

  • Принимать этапы такими, какие они есть, и готовиться к каждому: изучать сайт компании и информацию о каждом интервьюере, готовить вопросы к интервью, практиковать английский, чтобы бегло говорить и легко подбирать слова в стрессовой ситуации.

 

2. CV для международного рынка лаконично отражает достижения кандидата

При этом оно должно быть выдержанным: структурированным и без лишних визуальных элементов.

Важно. Чтобы еще при просмотре резюме «по диагонали» сразу было видно, что оно соответствует стандартам рынка, на котором работает эта компания.

Что отличается?

  • В России резюме часто не уделяют должного внимания, самый популярный путь — заполнить форму на HeadHunter и скачать файл. Международные стандарты другие.
  • одна-две страницы CV — это максимум для международного рынка.
  • Всего пять основных разделов: name and contact details, summary, work experience, education, additional information (certificates, extra activities).
  • Опыт всегда описывается в виде достижений, с цифрами и в глаголах прошедшего времени.
  • Резюме — это маркетинговый инструмент, а не биография, поэтому отражает только самый релевантный для компании и позиции опыт последних семи-десяти лет.

Читайте по теме:

Эмиграция и борьба за таланты: какие возможности есть у россиян за рубежом прямо сейчас?

Выбрать страну, найти работу, перевезти вещи — подборка сервисов для эмиграции


  • Важно «насытить» резюме ключевыми словами из вакансии — именно по ним будет осуществляться поиск и скрининг.
  • Нужен раздел Summary — это маленький абзац в начале резюме, который отображает самый релевантный опыт. Если рекрутер прочитает только его, он уже поймет, почему вас нужно звать на интервью.
  • Никаких шаблонов, двух колонок, иконок — обычный ворд в понятной для рекрутера структуре, сохраненный в pdf.
  • Российские работодатели любят фото в резюме, и соискатели часто его добавляют. Для поисков работы за границей это не только лишне, но и нежелательно. Иностранные рекрутеры стараются сфокусироваться исключительно на деловых качествах кандидата и не хотят подвергаться жалобам о дискриминации.

Что делать?

  • Составлять резюме по международным стандартам — если все делать, как привыкли иностранные рекрутеры, можно значительно повысить шансы на интервью.
  • Проверять свое CV перед отправкой, желательно с нейтивом-пруфридером. Он найдет нетривиальные ошибки и поможет подобрать правильные конструкции и фразы.

 

3. Каждое CV проходит автоматический скрининг

Через него проходят все CV до попадания в руки рекрутера. 

Что отличается?

  • В России каждое резюме чаще проходит скрининг рекрутером, который занимается поиском кандидатов на позицию. За рубежом — первый скрининг делает система, которая по ключевым словам из вакансии понимает, подходите вы на позицию или нет.

Что делать?

  • Наполнять резюме ключевыми словами из вакансий.
  • Адаптировать резюме под каждую вакансию, чтобы повысить свои шансы.
  • Проверять, чтобы ваше резюме было в pdf.

 

4. Для поиска работы и профессионального нетворка очень важен LinkedIn

Более 90% рекрутеров регулярно используют LinkedIn, чтобы закрывать позиции. А большинство профессионалов на Западе и в Америке использует LinkedIn, чтобы расширять свой нетворк и искать вакансии.

Что отличается?

  • Никто особо не пользуется LinkedIn как инструментом на российском трудовом рынке. На международном рынке LinkedIn — лидер среди ресурсов для поиска работы.
Качественный профиль LinkedIn — возможность попасть на радары рекрутеров и получить предложение даже без активных откликов.

Что делать?

  • Формировать крутой профиль LinkedIn: особенно внимательно заполнять Headshot (простое фото), Headline (ключевые слова, которые характеризуют вас как специалиста), About (почему нравится работать в этой сфере деятельности, ключевые принципы и ценности в работе), Experience (только результаты, как в CV), Education + Courses, Skills и Languages.
  • Постоянно обновлять и актуализировать профиль — чем больше активности, тем выше вероятность, что вас заметит рекрутер.
  • Добавлять сильных ребят из индустрии и строить деловой нетворк.
  • Писать статьи, оставлять комментарии и зарабатывать репутацию эксперта в вашей области на международном рынке.

 

5. Всегда нужен Cover Letter для отклика на вакансии

Под каждую вакансию нужно писать индивидуальное сопроводительное письмо.

Что отличается?

  • В России мало у кого попросят мотивационное письмо при отклике на вакансию, для международного рынка — это обязательный этап.
  • Написать одно письмо и отправить во все места не получится. Писать Cover Letter придется под каждую компанию, что при неправильном подходе к написанию может в разы увеличить время на подачу.
  • В мотивационном письме ключевая задача — рассказать, почему приглянулась вакансия и почему вы крутой кандидат.
  • Важно не повторяться с тем, что уже сказано в резюме.
Cover Letter дополняет, а не повторяет CV.

Что делать?

  • Писать базовую версию CL с учетом всех правил международного рынка.
  • Учиться адаптировать Cover Letter под вакансии и тренироваться писать письма за 10–15 минут.
  • Проверять письмо на ошибки, желательно с нейтивом-пруфридером. Он подскажет, как правильно формулировать мысли и какие выражения корректно использовать.

 

6. Много источников вакансий — по странам, позициям, общих джоб бордов

Чтобы найти релевантные вакансии на международке, нужно использовать большое количество ресурсов и выбирать из огромного числа вакансий.

Что отличается?

  • Есть общие, вроде нашего HeadHunter: Glassdoor, LinkedIn, Google Careers, Monster, Indeed. Но и это лишь верхушка айсберга: в каждой стране есть свои локальные job-порталы, и это далеко не единицы.
  • Есть нишевые порталы с вакансиями по всему миру, но только в индустрии gamedev или только для product marketing-специалистов всех уровней.

Что делать?

  • Искать вакансии на разных порталах, привыкать к разным интерфейсам, фильтрам, особенностям.
  • С самого начала выбирать, на каких порталах фокусироваться (какие подходят под индустрию, страну, специальность).
  • Обязательно настроить подписку с этих сайтов на вакансии.
  • Добавиться в базы кадровых агентств.

 


Читайте также: 

Релокация и удаленка: вакансии в зарубежных компаниях с русскоязычными корнями

Подборка: деревни цифровых кочевников в Европе


 

7. Первый контакт с работодателем — это короткий, но очень важный звонок с рекрутером

Что отличается?

  • В России часто первое интервью проходит сразу с руководителем, за рубежом — сначала с рекрутером.
  • На звонке важно произвести впечатление, показать, что вашего английского достаточно и все отлично с софт скиллами.
  • Будьте готовы ответить и на пару технических вопросов рекрутеру — бывает, что их задают уже на этапе знакомства, чтобы проверить хард скиллы и не тратить время нанимающего менеджера, если их не хватает.

Что делать?

  • Готовиться к звонку с рекрутером так же, как и к интервью с менеджером — изучать сайт компании, составлять вопросы к интервьюеру, практиковать английский и репетировать до встречи.
  • Оттачивать самопрезентацию, особенно ответ на вопрос «Tell me about yourself» — его задают на каждом интервью.

 

8. Возможно, придется столкнуться с interview loop — 5–6 интервью в один день без перерыва

Что отличается?

  • В России обычно интервью проходят в разные дни, есть время передохнуть и подготовиться к новому этапу. За рубежом есть формат the interview loop — когда за один день проходят все этапы отбора: от behavioral интервью до hard skills интервью.
  • Такой формат распространен в корпорациях и FAANG-компаниях; однако и стартапы, и небольшие компании чаще практикуют the interview loop — это позволяет сделать процесс отбора короче и посмотреть, насколько кандидат вынослив, сфокусирован и способен перформить.

Что делать?

  • Заранее узнавать, в каком формате проходит отбор, и выбирать время интервью, чтобы лучше проявить себя.
  • Много и усердно готовиться: читать про компанию и искать вопросы, которые обычно задают, готовиться к hard skills-интервью (решать задачи, смотреть видеоинтервью или знакомиться с кейсами, которые дает конкретная компания), «разговариваться» на английском, репетировать интервью.

 

9. Работодатель и кандидат выбирают друг друга на равных

Что отличается?

  • И компания, и кандидат выбирают друг друга на равных: задают вопросы, проверяют по критериям и берут время подумать. В России от профессии к профессии отношение разнится — за разработчиками бегают толпы рекрутеров, а начинающему аналитику или продакту нужно доказать, что он достоин места.

Что делать?

  • Готовить вопросы для каждого интервью — о компании, ее ценностях, стиле работы — все, что интересует и является важным критерием при выборе работодателя.
  • Учиться озвучивать свои зарплатные ожидания и объяснять, почему они такие, а также оспаривать предложение компании, если оно вам не подходит.

 

Заключение

Если ваша цель — релокация, важно уже сейчас подстраиваться под реалии рынка. Измените свое резюме прямо сейчас. 

Проверьте себя по следующим пунктам: 

  • Можете ли вы вычленить краткий рассказ о себе из одного блока? 
  • Удобно ли вам ориентироваться в CV? 
  • Насколько реально внести изменения прямо сейчас? 

Начните заполнять свои профили на карьерных сайтах. Отслеживайте рейтинг и собирайте нетворк из Facebook* и других соцсетей на разных платформах — так вы добавите к профессиональному рейтингу силу связей.

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ.

Фото на обложке: Ilona Kozhevnikova/Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти