Понятно, как искать работу в России: обновляете резюме, откликаетесь на вакансии на HeadHunter. Спрашиваете у друзей варианты, проходите интервью и подписываете оффер. Часто крутые профи вообще не ищут работу — она сама их находит.
Но за рубежом совсем другие правила, и если их не знать, путь до оффера может стать бесконечным. О том, как отличается наем за рубежом и в России и что делать, если планируете искать работу за границей, рассказывает Даша Шульгина, основатель проекта AgileFluent.
Команда международных рекрутеров и лингвистов Agile Fluent уже год помогает русскоязычным профессионалам качать софт скиллы и английский для интервью и работы.
Более 50 клиентов проекта получили работу за границей, еще несколько сотен — в процессе получения оффера. Даша начинала карьеру в McKinsey, после в ИТ на позиции СРО в стартапе Mafin, а также основала проект Podelu.
Содержание:
- 1. Этапов отбора значительно больше
- 2. CV для международного рынка лаконично отражает достижения кандидата
- 3. Каждое CV проходит автоматический скрининг
- 4. Для поиска работы и профессионального нетворка очень важен LinkedIn
- 5. Всегда нужен Cover Letter для отклика на вакансии
- 6. Много источников вакансий — по странам, позициям, общих джоб бордов
- 7. Первый контакт с работодателем — это короткий, но очень важный звонок с рекрутером
- 8. Возможно, придется столкнуться с interview loop — 5–6 интервью в один день без перерыва
- 9. Работодатель и кандидат выбирают друг друга на равных
- Заключение
1. Этапов отбора значительно больше
Весь процесс займет минимум три месяца и может растянуться до шести-восьми месяцев.
Что отличается?
- Срок рассмотрения резюме — до трех недель.
- Этапов чаще всего больше: от четырех до семи в зависимости от компании, вакансии, уровня позиций.
- Между этапами может пройти несколько недель — процесс не быстрый.
Что делать?
- Напоминать о себе, когда рекрутер пропадает на несколько недель.
Не стоит ждать ответа молча и волноваться впустую — скорее всего, до вас просто не успели добраться.
- Принимать этапы такими, какие они есть, и готовиться к каждому: изучать сайт компании и информацию о каждом интервьюере, готовить вопросы к интервью, практиковать английский, чтобы бегло говорить и легко подбирать слова в стрессовой ситуации.
2. CV для международного рынка лаконично отражает достижения кандидата
При этом оно должно быть выдержанным: структурированным и без лишних визуальных элементов.
Важно. Чтобы еще при просмотре резюме «по диагонали» сразу было видно, что оно соответствует стандартам рынка, на котором работает эта компания.
Что отличается?
- В России резюме часто не уделяют должного внимания, самый популярный путь — заполнить форму на HeadHunter и скачать файл. Международные стандарты другие.
- одна-две страницы CV — это максимум для международного рынка.
- Всего пять основных разделов: name and contact details, summary, work experience, education, additional information (certificates, extra activities).
- Опыт всегда описывается в виде достижений, с цифрами и в глаголах прошедшего времени.
- Резюме — это маркетинговый инструмент, а не биография, поэтому отражает только самый релевантный для компании и позиции опыт последних семи-десяти лет.
Читайте по теме:
Эмиграция и борьба за таланты: какие возможности есть у россиян за рубежом прямо сейчас?
Выбрать страну, найти работу, перевезти вещи — подборка сервисов для эмиграции
- Важно «насытить» резюме ключевыми словами из вакансии — именно по ним будет осуществляться поиск и скрининг.
- Нужен раздел Summary — это маленький абзац в начале резюме, который отображает самый релевантный опыт. Если рекрутер прочитает только его, он уже поймет, почему вас нужно звать на интервью.
- Никаких шаблонов, двух колонок, иконок — обычный ворд в понятной для рекрутера структуре, сохраненный в pdf.
- Российские работодатели любят фото в резюме, и соискатели часто его добавляют. Для поисков работы за границей это не только лишне, но и нежелательно. Иностранные рекрутеры стараются сфокусироваться исключительно на деловых качествах кандидата и не хотят подвергаться жалобам о дискриминации.
Что делать?
- Составлять резюме по международным стандартам — если все делать, как привыкли иностранные рекрутеры, можно значительно повысить шансы на интервью.
- Проверять свое CV перед отправкой, желательно с нейтивом-пруфридером. Он найдет нетривиальные ошибки и поможет подобрать правильные конструкции и фразы.
3. Каждое CV проходит автоматический скрининг
Через него проходят все CV до попадания в руки рекрутера.
Что отличается?
- В России каждое резюме чаще проходит скрининг рекрутером, который занимается поиском кандидатов на позицию. За рубежом — первый скрининг делает система, которая по ключевым словам из вакансии понимает, подходите вы на позицию или нет.
Что делать?
- Наполнять резюме ключевыми словами из вакансий.
- Адаптировать резюме под каждую вакансию, чтобы повысить свои шансы.
- Проверять, чтобы ваше резюме было в pdf.
4. Для поиска работы и профессионального нетворка очень важен LinkedIn
Более 90% рекрутеров регулярно используют LinkedIn, чтобы закрывать позиции. А большинство профессионалов на Западе и в Америке использует LinkedIn, чтобы расширять свой нетворк и искать вакансии.
Что отличается?
- Никто особо не пользуется LinkedIn как инструментом на российском трудовом рынке. На международном рынке LinkedIn — лидер среди ресурсов для поиска работы.
Качественный профиль LinkedIn — возможность попасть на радары рекрутеров и получить предложение даже без активных откликов.
Что делать?
- Формировать крутой профиль LinkedIn: особенно внимательно заполнять Headshot (простое фото), Headline (ключевые слова, которые характеризуют вас как специалиста), About (почему нравится работать в этой сфере деятельности, ключевые принципы и ценности в работе), Experience (только результаты, как в CV), Education + Courses, Skills и Languages.
- Постоянно обновлять и актуализировать профиль — чем больше активности, тем выше вероятность, что вас заметит рекрутер.
- Добавлять сильных ребят из индустрии и строить деловой нетворк.
- Писать статьи, оставлять комментарии и зарабатывать репутацию эксперта в вашей области на международном рынке.
5. Всегда нужен Cover Letter для отклика на вакансии
Под каждую вакансию нужно писать индивидуальное сопроводительное письмо.
Что отличается?
- В России мало у кого попросят мотивационное письмо при отклике на вакансию, для международного рынка — это обязательный этап.
- Написать одно письмо и отправить во все места не получится. Писать Cover Letter придется под каждую компанию, что при неправильном подходе к написанию может в разы увеличить время на подачу.
- В мотивационном письме ключевая задача — рассказать, почему приглянулась вакансия и почему вы крутой кандидат.
- Важно не повторяться с тем, что уже сказано в резюме.
Cover Letter дополняет, а не повторяет CV.
Что делать?
- Писать базовую версию CL с учетом всех правил международного рынка.
- Учиться адаптировать Cover Letter под вакансии и тренироваться писать письма за 10–15 минут.
- Проверять письмо на ошибки, желательно с нейтивом-пруфридером. Он подскажет, как правильно формулировать мысли и какие выражения корректно использовать.
6. Много источников вакансий — по странам, позициям, общих джоб бордов
Чтобы найти релевантные вакансии на международке, нужно использовать большое количество ресурсов и выбирать из огромного числа вакансий.
Что отличается?
- Есть общие, вроде нашего HeadHunter: Glassdoor, LinkedIn, Google Careers, Monster, Indeed. Но и это лишь верхушка айсберга: в каждой стране есть свои локальные job-порталы, и это далеко не единицы.
- Есть нишевые порталы с вакансиями по всему миру, но только в индустрии gamedev или только для product marketing-специалистов всех уровней.
Что делать?
- Искать вакансии на разных порталах, привыкать к разным интерфейсам, фильтрам, особенностям.
- С самого начала выбирать, на каких порталах фокусироваться (какие подходят под индустрию, страну, специальность).
- Обязательно настроить подписку с этих сайтов на вакансии.
- Добавиться в базы кадровых агентств.
Читайте также:
Релокация и удаленка: вакансии в зарубежных компаниях с русскоязычными корнями
Подборка: деревни цифровых кочевников в Европе
7. Первый контакт с работодателем — это короткий, но очень важный звонок с рекрутером
Что отличается?
- В России часто первое интервью проходит сразу с руководителем, за рубежом — сначала с рекрутером.
- На звонке важно произвести впечатление, показать, что вашего английского достаточно и все отлично с софт скиллами.
- Будьте готовы ответить и на пару технических вопросов рекрутеру — бывает, что их задают уже на этапе знакомства, чтобы проверить хард скиллы и не тратить время нанимающего менеджера, если их не хватает.
Что делать?
- Готовиться к звонку с рекрутером так же, как и к интервью с менеджером — изучать сайт компании, составлять вопросы к интервьюеру, практиковать английский и репетировать до встречи.
- Оттачивать самопрезентацию, особенно ответ на вопрос «Tell me about yourself» — его задают на каждом интервью.
8. Возможно, придется столкнуться с interview loop — 5–6 интервью в один день без перерыва
Что отличается?
- В России обычно интервью проходят в разные дни, есть время передохнуть и подготовиться к новому этапу. За рубежом есть формат the interview loop — когда за один день проходят все этапы отбора: от behavioral интервью до hard skills интервью.
- Такой формат распространен в корпорациях и FAANG-компаниях; однако и стартапы, и небольшие компании чаще практикуют the interview loop — это позволяет сделать процесс отбора короче и посмотреть, насколько кандидат вынослив, сфокусирован и способен перформить.
Что делать?
- Заранее узнавать, в каком формате проходит отбор, и выбирать время интервью, чтобы лучше проявить себя.
- Много и усердно готовиться: читать про компанию и искать вопросы, которые обычно задают, готовиться к hard skills-интервью (решать задачи, смотреть видеоинтервью или знакомиться с кейсами, которые дает конкретная компания), «разговариваться» на английском, репетировать интервью.
9. Работодатель и кандидат выбирают друг друга на равных
Что отличается?
- И компания, и кандидат выбирают друг друга на равных: задают вопросы, проверяют по критериям и берут время подумать. В России от профессии к профессии отношение разнится — за разработчиками бегают толпы рекрутеров, а начинающему аналитику или продакту нужно доказать, что он достоин места.
Что делать?
- Готовить вопросы для каждого интервью — о компании, ее ценностях, стиле работы — все, что интересует и является важным критерием при выборе работодателя.
- Учиться озвучивать свои зарплатные ожидания и объяснять, почему они такие, а также оспаривать предложение компании, если оно вам не подходит.
Заключение
Если ваша цель — релокация, важно уже сейчас подстраиваться под реалии рынка. Измените свое резюме прямо сейчас.
Проверьте себя по следующим пунктам:
- Можете ли вы вычленить краткий рассказ о себе из одного блока?
- Удобно ли вам ориентироваться в CV?
- Насколько реально внести изменения прямо сейчас?
Начните заполнять свои профили на карьерных сайтах. Отслеживайте рейтинг и собирайте нетворк из Facebook* и других соцсетей на разных платформах — так вы добавите к профессиональному рейтингу силу связей.
* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ.
Фото на обложке: Ilona Kozhevnikova/Shutterstock
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как открыть микромаркет»
- 1 Как выборы в США повлияют на бизнес-визы для предпринимателей
- 2 В Казахстане появилась новая виза для работающих удаленно иностранных туристов
- 3 Четверть граждан Израиля задумывалась о переезде из-за военных действий — опрос
- 4 Как открыть банковский счет за рубежом онлайн: гид по странам
ВОЗМОЖНОСТИ
10 ноября 2024