Top.Mail.Ru
Колонки

Развитие коммуникативных навыков для ведения успешных переговоров

Колонки
Елена Алончикова
Елена Алончикова

Генеральный директор технологической конференции TechWeek

Светлана Зыкова

Слово «коммуникабельность» часто встречается в описаниях вакансий как желаемое качество кандидата на разные должности. Соответственно, есть немало желающих обладать этой самой коммуникабельностью. 

Что под этим подразумевается и почему так важно развивать свои коммуникативные навыки? И реально ли в современных условиях добиться успеха людям, которые относят себя к интровертам? Или в ближайшее время миром будут править только те, кого принято считать душой компании и кто может запросто завести беседу с кем угодно и о чем угодно? Рассуждает Елена Алончикова, генеральный директор технологической конференции TechWeek.

Развитие коммуникативных навыков для ведения успешных переговоров
  1. Колонки

Содержание:

Что такое коммуникативные навыки

Если говорить совсем просто, то коммуникативные навыки — это умение ладить с людьми. Обязательным атрибутом любой деятельности являются самые разные контакты: с коллегами, партнерами, клиентами или подрядчиками. 

Но коммуникация в жизни человека не ограничивается только работой. Каждый день мы взаимодействуем с друзьями и близкими, со случайными знакомыми и с огромным количеством других людей. Насколько приятно и эффективно будет проходить для вас этот процесс, зависит как раз-таки от навыков коммуникации.

Навыки общения закладываются в раннем детстве и затем шлифуются на протяжении жизни. Детский сад, школа и университет, дворовые друзья и многочисленные родственники — к каждому мы ищем свой подход и выбираем оптимальные приемы взаимодействия. А когда начинаем трудовую деятельность — в качестве наемного сотрудника или владельца собственного проекта — используем коммуникативные навыки для ведения переговоров и ведения необходимых для дела процессов.

 

Как коммуникативные навыки могут помочь в ведении переговоров

Живое общение представляет в глазах людей огромную ценность, и разумеется, при поиске деловых партнеров выбор чаще делается в пользу человека, готового к открытому диалогу с людьми.

Развитие коммуникативных навыков помогает на всех этапах ведения переговоров:

  1. установить контакт;
  2. привлечь внимание собеседника;
  3. создать доверительные отношения;
  4. учесть позицию оппонента;
  5. перевести конфликт в конструктивное русло;
  6. не поддаваться на манипуляции;
  7. и, главное, отстоять свою позицию и достичь поставленных целей.

Ключевые коммуникативные навыки

  1. Умение слушать и слышать. В ходе беседы люди склонны отвлекаться и больше сосредоточиваться на том, что хотят сказать они сами. При этом точка зрения оппонента абсолютно игнорируется. Но согласитесь, не очень приятно иметь дело с человеком, который слышит только себя. Понять другого помогут такие приемы, как активное слушание и уточняющие вопросы. Собеседник увидит, что его слышат, а вы сможете лучше понять его мотивацию.
  2. Умение ясно выражать свои мысли. Нередко переговоры заходят в тупик только потому, что один из партнеров неправильно понимает позицию другого. Когда же истина выясняется, договориться становится гораздо проще. А значит, важно правильно подбирать слова и убеждаться, что собеседник воспринял наше сообщение именно в том ключе, в котором мы рассчитывали. Для этого следует активно вовлекать его в беседу, задавая вопросы по сути общения. И если вы заметили, что где-то вас поняли неправильно, прояснить и уточнить вопросы сразу. Впоследствии это предотвратит массу возражений.
  3. Навыки невербальной коммуникации. В нашей мимике, жестах, тоне голоса заключено больше половины передаваемой информации. А информация на уровне языка тела считывается интуитивно. И если ваш собеседник улавливает нотки пренебрежения или давления, он так или иначе начнет сопротивляться, даже если вы говорите четко, по делу и предлагаете в целом приемлемые условия.
  4. Эмоциональный интеллект. Сюда входит умение управлять своими эмоциями и сопереживать чужим, способность выдерживать спокойный доброжелательный тон, даже если сценарий общения получается напряженным и договориться никак не получается.

Отдельно отмечу, что на первый план сейчас выходит искренняя заинтересованность в собеседнике. Просто «использовать приемы», взятые из книг или тренингов, недостаточно для успеха в коммуникации. Чтобы расположить собеседника, необходимо искать точки контакта и при этом оставаться собой. И, конечно, нужно проявлять настоящий интерес к тем людям, с которыми вы хотите общаться.

 


По теме: Как вести переговоры, когда преимущество у другой стороны


 

Упражнения для развития коммуникативных навыков

Как видите, развивать свои коммуникативные навыки важно. Это поможет не только в работе, но и в других сферах жизни. И даже будучи абсолютным интровертом, человек может найти возможности для наработки коммуникабельности. Каковы же основные методы развития коммуникативных навыков?

  1. Инициатива в общении. Большинство людей склонны не вступать в контакт первыми, ожидая инициативы от других. Большинство. То есть если вы часто ожидаете, что первый шаг сделает кто-то другой, то знайте: другой думает примерно так же. Хорошая новость: умение проявить инициативу является таким же навыком, как и любой другой. А значит, его можно наработать. И ваши собеседники с благодарностью примут ваше приглашение к контакту.

  2. Чтение книг. Во-первых, чтение расширяет кругозор, во-вторых, улучшает речь. Немаловажно и то, что книга — отличная тема для начала разговора. Чтобы установить контакт и расположить к себе собеседника, можно вспомнить интересный момент из недавно прочитанной книги, и только после этого переходить к основной теме переговоров.

  3. Посещение мероприятий. Это могут быть как профессиональные форумы и конференции, так и общекультурные события. Помимо того, что новые впечатления обогащают мышление, они еще и дают почву для сближения с новыми людьми, с которыми также можно потренировать свои коммуникативные навыки.

  4. Выполнение упражнений на развитие коммуникативных навыков. Распространенная рекомендация — записать свою речь в аудио- или видеоформате, а затем оценить себя со стороны и проработать то, что не понравилось. Есть и более нестандартные варианты: представить себя кем-то из своих кумиров и примерить его образ, постараться двигаться, говорить и в целом вести себя так, как это делает другой человек. Затем оценить, что из этого вам подошло, а что нет, и внедрить в свою жизнь новые модели поведения.

    Психологи рекомендуют также упражнение, в котором нужно обратиться с просьбой к незнакомым людям. Попробуйте попросить у прохожего на улице 10 рублей. Не объясняйте, для какой цели они вам нужны и не обещайте вернуть. Просто попросите. Даже если вам откажут, не беда — главное, вы поймете, что обращаться к людям не страшно, даже со странными просьбами. По крайней мере никто не вызывает полицию и не начинает вас воспитывать, все идут дальше по своим делам. А кто-то, возможно, откликнется на вашу просьбу.

    Так и в более серьезных случаях вы тоже сможете получить помощь извне.

  5. Посещение специальных групп и тренингов для практической работы. Сейчас подобрать группу можно на любой вкус и кошелек. Если вы считаете себя глубоким интровертом, начать можно с тематических нетворкингов под руководством модератора. В таких сообществах вам найдут собеседника, помогут подобрать тему для разговора и начать диалог.

    Нередко также практикуются игры на развитие коммуникативных навыков. Например, всей группой составить рассказ, произнося только по одному предложению. Кроме этого, распространены игры с элементами угадывания: один участник описывает загаданную страну или предмет в комнате, а другие должны отгадать, о чем идет речь. Постепенно можно повышать «уровень сложности», например, перейти в группу без модератора, начать ходить на встречи без заданной темы.

    Наконец, можно выступить в роли эксперта на мероприятии. Такое выступление повышает ценность человека в глазах других людей, так что в результате они начинают сами подходить для обсуждения своих вопросов и продолжения разговора.


По теме: Как развивать эмоциональный интеллект: работающие техники


 

Правила развития коммуникативных навыков

В процессе прокачки навыков общения, как, собственно, и в любом другом, важна дисциплина и планомерная работа. 


  • Определите свою цель развития коммуникативных навыков и желаемый результат. Разбейте эту большую цель на промежуточные этапы и двигайтесь постепенно. Если пока вам сложно завязать диалог с малознакомым человеком, не пытайтесь сразу выйти на уровень публичного выступления. Скорее всего, ничего, кроме стресса, вы при таком подходе не получите. Начните с простого: спросите дорогу у случайного прохожего, а не у навигатора, предложите друзьям сходить куда-нибудь в выходные, вместо того чтобы ждать, когда они сами позовут вас.

  • Не останавливайтесь! Чтобы прийти к ощутимым результатам, выполнять действия, способствующие развитию коммуникативных навыков, нужно постоянно. Если вы проявляете инициативу в общении один раз в месяц, то вряд ли через полгода серьезно продвинетесь в проработке своей коммуникабельности. Пусть у вас будет личная программа развития коммуникативных навыков, на которую вы начнете ориентироваться и искать возможности для работы над собой в любой ситуации. Вокруг нас постоянно находятся другие люди, и найти повод для контакта можно всегда, было бы желание.

  • Наконец, применяйте свои наработки не только для тренировки, но и в реальных жизненных ситуациях. Возможно, вам будет совсем легко подходить к незнакомым людям, но почти невозможно заговорить с начальником о повышении зарплаты или с мамой о том, что в этот выходной вы не приедете на дачу. Не откладывайте важные для вас разговоры на потом! Используйте уже полученные навыки для того, чтобы делать свою жизнь лучше сейчас.

Итог

Как видите, чтобы добиться успеха в общении с другими людьми, совсем не обязательно ломать себя. Основу здоровой коммуникации составляют искренний интерес к собеседнику, открытость и доброжелательность, а они доступны любому из нас. Ну, а нарабатывать навыки общения можно каждый день в рядовых ситуациях, взаимодействуя с самыми разными людьми.

Фото: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Корпоративные коммуникации в 2024 году
  2. 2 «Холодные» обзвоны в прошлом. Чем заменить спам-звонки клиентам
  3. 3 Число груминг-салонов в России удвоилось за последние пять лет
  4. 4 Dow Jones и S&P 500 бьют рекорды, Маск вернет Unilever на Х, в РФ растет число груминг-салонов: главное 12 октября
  5. 5 Пошаговое руководство по возврату денежных средств при ошибочном переводе

ВОЗМОЖНОСТИ

14 октября 2024

14 октября 2024