Колонки

Может ли бизнес работать без сайта? Разбираемся, всегда ли достаточно только соцсетей

Колонки
Павел Баракаев
Павел Баракаев

Эксперт по таргетированной рекламе и веб-аналитике eLama

Анастасия Удальцова

Для малого бизнеса вопрос сайта стоит остро. Возможности его разрабатывать может не быть: денежный поток и так сильно ограничен, а заказы и заявки нужны прямо сейчас. 

Спасательным кругом становятся соцсети и их инструменты: они не требуют усилий разработки и быстро окупаются. Павел Баракаев, эксперт по таргетированной рекламе и веб-аналитике eLama, разбирается, возможно ли малому и микробизнесу ограничиться соцсетями и действительно ли создание сайта — это дорого.

Может ли бизнес работать без сайта? Разбираемся, всегда ли достаточно только соцсетей

Содержание:

Сразу уточню, мы будем говорить не о продвижении сообществ или таргетированной рекламе, а о том, могут ли дополнительные инструменты соцсетей полностью соответствовать потребностям бизнеса.

К таким инструментам можно отнести витрину и конструктор сайтов, например, «ВКонтакте». В нем можно создать подобие интернет-магазина и продавать товары, используя страницы в соцсетях.

Витрина GaGa.ru «ВКонтакте»

Перейдем к преимуществам и недостаткам таких инструментов — для бизнеса, клиента и стратегии.

 

Хватает ли бизнесу возможностей соцсетей

Здесь важно подумать о трех моментах: как инструмент соцсети сохраняет сообщения и насколько комфортно клиенту общаться с продавцом, а продавцу — понимать и обслуживать клиента. 


Читайте по теме:

Как брендам общаться с подписчиками в 2022 году?

Переходим на новые площадки: как правильно адаптировать контент для соцсетей?



Общение с клиентами

На сайте могут быть разные способы связи с клиентами: 

  • форма сбора контактов, чтобы менеджеры звонили клиентами; 
  • почта и номер телефона, чтобы клиенты звонили сами; 
  • чатбот или чат с оператором, чтобы быстро реагировать на все вопросы.

В соцсетях можно общаться с клиентами через встроенные мессенджеры («ВКонтакте») или через привычные WhatsApp, Telegram или Viber. Эмодзи, стикеры, кроссдевайсность приложений и десктопных версий реально упрощают и жизнь, и диалог с пользователем.

Но если запросов от клиентов много, в чатах легко потеряться:

  • в них нет возможности отмечать диалоги: например, что заказ в доставке;
  • нельзя понять, откуда пришел пользователь — из сообщества или рекламы.
Команда «ВКонтакте» попробовала решить эту проблему: теперь в соцсети можно отмечать диалоги с пользователями, которые появились после рекламы — правда, подробной информации для последующей аналитики кампаний в них нет. 

 

Работа с заказами

Общаться с клиентами менеджеры должны в корпоративном аккаунте, а не в личном. Иначе после увольнения менеджера чаты могут уйти вместе с ним — возможно, даже к конкуренту. 

Кроме того, в соцсетях, в отличие от сайта и интегрированной в него CRM-системы, нет возможности сопровождения и отслеживания статуса сделок, документооборота, сквозной аналитики, отслеживания эффективности менеджеров — вообще ничего.

В итоге руководителю приходится верить в работу менеджеров на словах, а бизнес оценивать по изменению баланса расчетного счета.

В бизнесе должна быть возможность ясного анализа всех процессов — производства, продаж, логистики. Если какой-то процесс остается скрытым от глаз руководства, именно там и начнутся проблемы.

Поэтому моя рекомендация: если все-таки решили работать только в соцсетях, попробуйте совместить магазины внутри соцсетей с бесплатными тарифами CRM-систем.

Заносить данные клиентов и статусы в CRM-систему нужно будет вручную, зато так за небольшие деньги можно существенно расширить возможности бизнеса.

 

Удобно ли клиентам

Подумайте, комфортно ли вашей аудитории делать заказы через соцсети, что они готовы покупать таким образом, а что — нет.

По опыту, чаще всего через соцсети продают и покупают то, что предлагают популярные маркетплейсы.

Естественно, с учетом цены: тот же велосипед проще и спокойнее купить в знакомом магазине, чем у анонима в соцсетях.

 

Общение с продавцом

С одной стороны, соцсети снимают барьер в продаже, ведь клиент может напрямую обратиться к производителю или представителю компании и задать вопросы без звонков и встреч. 

С другой — такая коммуникация может быть долгой и непродуктивной. И в первую очередь это зависит от самого продавца: если он готов оперативно отвечать в любое время и помогать с оформлением заказа, покупка для пользователя не будет проблемой.


Читайте по теме:

Эмоциональный ИИ: как алгоритмы помогают в продажах и клиентском сервисе

5 ошибок в оформлении карточки товара, которые приводят к потерям прибыли


Может быть и обратная ситуация: я покупал подарок коллеге, сроки поджимали. Но у продавца был свой тайминг общения: отвечал он скупо и в течение трех-четырех часов. Поэтому весь процесс — от первого вопроса до оплаты — занял почти двое суток.

А теперь представьте, что обращений от клиентов будет много, и люди не будут терпеливыми:

  • Как быстро общение зайдет в тупик?
  • Как быстро менеджер будет забывать отвечать на вопросы и соблюдать правила общения?
  • И как быстро клиенты начнут искать альтернативу вашему продукту?

Бизнес из моего примера сложно масштабировать, потому что он жизнеспособен только в условиях небольшой нагрузки.

 

Оплата покупки

Подавляющее большинство продавцов из соцсетей предпочитают перевод на карту. Но это риск как для потребителя, так и для получателя платежа. Если продавец работает «в серую» — то есть без ИП, юрлица и онлайн-кассы — ему грозит юридическая ответственность. 

Для клиента покупка у такого продавца не эквивалентна покупке в магазине: в спорной ситуации закон о защите прав потребителя вряд ли поможет.

Уплата налогов — это не вопрос личного выбора, а обязанность. Если же предприниматель планирует масштабировать бизнес, получать инвестиции и государственные субсидии, заключать контракты с компаниями, например, для продаж через розничные сети, «юридическая нечистота» будет стопроцентным блокирующим фактором.

 

Какие еще есть риски

Соцсети разрабатывают легкие в освоении инструменты для малого и микробизнеса, которые подхватят все бизнес-процессы предпринимателя. Это удобно, особенно если предприниматель сам активно использует соцсеть.

Но есть несколько рисков:

  1. Целевая аудитория не ограничивается одной социальной сетью, даже если так кажется и все заявки приходят только оттуда.  Скорее всего, можно эффективно использовать и другие соцсети, а значит, минимум утроить свою работу: например плотно заняться другими соцсетями, «ВКонтакте» и TikTok. 
  2. Можно в одночасье потерять доступ к своим социальным сетям. И не факт, что получится восстановить их и сделать это быстро.
    Простой бизнеса будет стоить денег: вы не сможете оказывать услуги ни новым покупателям, ни тем, кто уже купил и ждет доставки или консультации.
  3. Группы, страницы и аккаунты принадлежат только социальной сети, и в любой момент вы можете перестать владеть ими по абсолютно законной причине — это написано в соглашении об использовании, которое часто пролистывают.

 

Есть ли альтернатива

Отказываться от соцсетей, конечно, не стоит: они хороши для быстрой проверки гипотез и ситуаций, когда нет уверенности, что товары или услуги востребованы рынком.

Можно быстро создать группу, наполнить шестью-девятью постами и запустить таргет. На это уйдет всего несколько часов – но такие MVP позволят понять, стоит ли вкладывать в продукт деньги и время.

Но одно дело — тестировать гипотезы, а другое — не развивать бизнес, потому что кажется, что сайты — это сложно и дорого.

По факту сейчас создание сайта и его интеграция с CRM-системой требуют не столько денег и высокой квалификации, сколько личного времени и участия. 

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Например, чтобы открыть интернет-магазин, нужны четыре шага:

  1. Создать сам сайт. На первое время хватит конструктора — Tilda, Wix или аналогов.
    Они могут быть полностью платными или на бесплатном тарифе с ограниченными функциями.
  2. Интегрировать сайт с платформой для интернет-торговли, например, «МойСклад» или InSales.
    Минимальный интернет-магазин можно настроить даже без них, но с ними проще контролировать склад и вести деятельность юридически чисто.
  3. Настроить системы аналитики: есть бесплатные «Метрика» и Google Analytics или платные решения, например, Roistat, Alytics. Сюда можно добавить системы сквозной аналитики на базе коллтрекинга — Calltouch, Callibri, Comagic.
  4. Подключить CRM-систему.
    Можно использовать крупные платформы, например, «Битрикс24», или специализированные.

Кажется, что сервисов много, но их не обязательно интегрировать одновременно. Для начала вполне достаточно сайта на Tilda с уже встроенной CRM-системой и «Яндекс.Метрики». А когда продажи поползут вверх, можно потихоньку подключать дополнительные сервисы.

 

Итого: посчитаем затраты

Давайте попробуем сравнить стоимость создания сайта и ведения соцсетей на 2022 год.

Я указал среднее затраченное время и цены со средними значениями с сайтов фриланс-услуг.

Будем считать деньги и время, которые потребуются на старте, потому что дальнейшие траты могут сильно отличаться в зависимости от активностей бизнеса и его тематики (например, интернет-магазинам нужно чаще обновлять контент на сайте, чем компании, которая занимается ремонтом окон).

 

Соцсети

Если все делать самостоятельно, нужно:

Время Деньги
Разовое оформление аккаунта дизайнером-фрилансером 3 часа 1000 руб. — однократно
Фотосъемка, 10-20 фотографий с обработкой 7 часов 5000 руб. — однократно
Создание баннеров дизайнером 3 часа 1000 руб. — однократно
Публикация пять-семь постов в месяц 5 часов Бесплатно
Итого 18 часов 7000 руб.

Я учел только то, что понадобится, чтобы создать аккаунт в соцсетях для бизнеса. Но новые фотографии, баннеры или переоформление может потребоваться уже через месяц — за это снова придется платить.

Можно нанять SMM-специалиста: он заберет часть задач, например, фотосъемку и дизайн баннеров. Но, скорее всего, результаты будут отличаться от работы профессиональных фотографов и дизайнеров.

SMM-менеджер с неполной загрузкой получает 20-25 тыс. руб./мес. Но его еще нужно найти, а это дополнительные время и деньги.

 

Сайт

Сайт кажется более дорогим из-за своей масштабности, но основные траты однократны. Затем раз в год нужно оплачивать только хостинг и тариф сервиса-конструктора сайтов.

Еще нужно периодически обновлять дизайн, но с сайтом можно это делать реже — некоторые компании обновляют дизайн сайта раз в несколько лет.

Время Деньги
Изучить Tilda и купить тариф для установки счетчиков аналитики 4 часа 6000 руб./год
Покупка домена + DNS 3 часа 2500 руб. — однократно
Сделать одностраничник на тильде 1 час
Дизайн сайта (разработка простого фирменного стиля или нескольких баннеров) 4 часа 4000 руб. — однократно
Сделать сайт с тремя-четырьмя страницами 3 часа
Разобраться с веб-аналитикой 3 часа
Настроить счетчик аналитики на сайте 1 час
Поставить на сайт пиксели соцсетей 2 часа
Проверить сайт и исправить ошибки 4 часа
Обслуживание сайта 1 час/мес 2000 руб./год
Итого 26 часов в самом начале
+ 1 час каждый месяц
6500 руб. — однократно + 8000 руб./год

Соцсети, безусловно, удобны и для быстрого старта бизнеса, и для проверки гипотез.

Но если вы планируете работать над бизнесом дальше, хотите расти и масштабировать свои доходы, лучше не отказываться от сайта в пользу соцсетей по причине «удобства и привычки».


Иллюстрация предоставлена автором.

Фото на обложке: Wi_Stock/Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как выстроить эффективную коммуникационную стратегию
  2. 2 «Продавать, но не впаривать»: как sales-менеджеру выстроить здоровые отношения с клиентами
  3. 3 Токсичный интернет: где вы делаете ошибку, когда общаетесь с клиентами в соцсетях, и как защитить репутацию
  4. 4 Как перестать ждать и начать получать ответы от клиента, подрядчика, партнёра?
  5. 5 Командный шторминг: как вовлечь сотрудников в поиск антикризисных решений
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти