В начале этого года российский стартап StartRocket объявил о своих планах показывать рекламу в космосе. Инженеры и астрономы встретили идею со скептицизмом и смятением.
Суть плана StartRocket заключается в использовании около 300 маленьких спутников, снабженных большими отражающими парусами, поворачивая которые (а также изменяя расположение спутников в строю) можно будет изменять количество отраженного солнечного света и получать разные изображения.
В апреле специалисты StartRocket с помощью сотрудников космического центра Сколковского института науки и техники успешно завершили проект по научному обоснованию возможности применения солнечного света для вывода сообщений на Земной орбите.
Теперь стартап начнет разработку спутников, стоимость которых составляет примерно $25 миллионов. Но есть загвоздка: по словам компании, к октябрю этого года им нужно привлечь миллионы долларов инвестиций для тестового орбитального запуска. План StartRocket – показать в рамках испытаний в 2021 году символ мира, а затем логотип GameChangers – кампании по искоренению негативных стереотипов о геймерах.
Преобразование неба в космическую Таймс-сквер – не новая идея. Когда 600 миллионов человек наблюдали за лунной экспедицией Нила Армстронга, их засыпали продакт-плейсментом Hasselblad, Sony и Omega. В 1990-х советская ракета-носитель «Союз» даже взяла на борт японского журналиста в обмен на публичность и деньги. Но рекламные фокусы в будущем стали еще эффектнее.
Фото: Habr
Pizza Hut доставила пиццу на МКС в 2001 году, а в 2012 году восемь миллионов зрителей на YouTube наблюдали за тем, как Феликс Баумгартнер в рамках проекта Red Bull Stratos совершает прыжок с парашютом с высоты 39 км. В 2018 году SpaceX запустила в космос Tesla Roadster, а марсоход Curiosity от НАСА сейчас выводит инициалы своих создателей на азбуке Морзе на Марсе.
Показывать рекламу в космосе предлагала уже в 1993 году американская компания Space Marketing. Она планировала запустить световой «рекламный щит» на низкую орбиту, чтобы его было видно с поверхности Земли. Но им не удалось привлечь финансирование, и проект так и не был разработан.
У самой технологии, однако, уже есть прецедент: Дэвид Спенсер, директор Лаборатории проектов космических полетов при Университете Пердью, руководил миссиями по созданию солнечного паруса в рамках проекта под названием LightSail 1 в 2015 году, который продемонстрировал, что он может быть успешно развернут в спутниках-кубсатах. «Подобно пиксельному дисплею, они “включают” отраженный от квадратного паруса солнечный свет, ориентируя парус относительно солнца таким образом, чтобы отраженные фотоны были направлены к Земле», – объяснил Спенсер. Однако поддерживать правильную конфигурацию кубсатов очень сложно, поэтому StartRocket планирует оснастить каждый из спутников ионным двигателем, чтобы их можно было перемещать в нужное положение.
Но Дэниел Батчелдор, глава департамента аэрокосмических, физических и космических наук Florida Tech, считает, что есть более серьезная проблема. Учитывая расстояние спутников от Земли, их будет видно точно так же, как и МКС. «МКС находится на низкой орбите. С поверхности Земли ее могут видеть ограниченное число людей несколько минут каждые несколько недель ночью при безоблачной погоде. Видение StartRocket нереалистично», – сказал он.
«Реклама в национальных парках запрещена, поскольку мы хотим защитить их природное достояние. То же правило нужно применить и к космосу, я считаю», – добавил он.
StartRocket пока непоколебим. «Мы видели реакцию на наш проект, и много кто нас критикует. А скептикам, которые сомневаются в реалистичности нашего проекта, мы ответим позже, когда наше первое изображение – знак мира – появится в небе. Это произойдет в 2021 году», – сказал Влад Ситников.
Еще задолго до запуска компания объявила, что стоимость рекламы будет начинаться от $200 тысяч, в день планируется показывать по три рекламы. «Стоимость на тысячу зрителей разнится от $10 до $15, и она будет зависеть от погодных условий. Например, при облачной погоде в Москве в ноябре цена будет настолько низкой, насколько это возможно», – объяснил Ситников. Учитывая размер аудитории, эти расценки довольно низкие, по сравнению с $65 миллионами, которые Red Bull потратил на проект Stratos. Тем не менее, StartRocket необходимо будет разобраться с некоторыми сложными законами относительно рекламы в космосе.
Фото: Habr
После первой ощутимой угрозы космической рекламы в 1993 году правительство США приняло меры для введения правил, запрещающих навязчивую космическую рекламу. Кодекс Соединенных Штатов Америки запрещает «рекламу в космическом пространстве, которая может быть распознана человеком на поверхности Земли», определяя ее как «навязчивую». Однако он допускает коммерческую рекламу на транспортных средствах и других товарах.
Стивен Мирмина, профессор космического права в Джорджтаунском университете, назвал трюк Илона Маска с Tesla «нелепым» и обвинил его «в преднамеренном загрязнении космической среды». Но сегодня космическое право не запрещает похожую деятельность. «Что если следующий гипотетический криптовалютный миллиардер решит запустить огромную ракету с Hello Kitty на орбиту?» – размышляет он.
Статья 1 Договора о космическом пространстве США предусматривает свободу исследования и использования космического пространства в мирных целях. В ней также говорится, что каждая страна должна иметь доступ к использованию пространства соответствующим образом, при условии, что она не наносит ущерба деятельности других. «Технически, если реклама из космоса не будет создавать вредных помех или нарушать какие-либо другие нормы международного обычного или договорного права, это может быть допустимо», – пояснила Сара Лэнгстон, доцент кафедры космических полетов в Университете авиации им. Эмбри-Риддла во Флориде.
Астрономы и экологи утверждают, что в вопросе космической рекламы существуют серьезные дипломатические, правовые и этические проблемы. «Засорение орбиты и использование ее просто для навязчивой рекламы вызовет недовольство международного сообщества», – сказала Лэнгстон.
StartRocket с уверенностью заявляет, что его спутники не станут космическим мусором, потому что они будут находиться в космосе один год. «Затем мы вернем их в атмосферу, где они сгорят. Все наши кубсаты управляются удаленно», – сказал Ситников. Он добавил, что спутники можно будет также использовать для обмена информацией во время природных катастроф, когда телефонная сеть не работает.
Однако если проект еще сильнее приблизится к реальности, можно не сомневаться в том, что появятся новые возражения, которые отложат его запуск. Лэнгстон все еще не уверена, что это начало новой космической рекламной гонки. «Учитывая текущее состояние технологий и геополитический климат, не говоря о серьезных затратах на запуск и поддержание спутников, я не думаю, что общественное, политическое или профессиональное мнение говорит в пользу навязчивой рекламы в космосе», – сказала она.
Материалы по теме:
Российский стартап StartRocket запустил логотип проекта AdrenalineGameChangers на орбиту Земли
«Если мы будем мешать астрономам работать, пусть сделают перерыв»
SpaceX запустила первую партию спутников для системы глобального интернета
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Искусственный интеллект в малом бизнесе: теория и практика»
- 1 Безос и Маск обменялись поздравлениями после неудачных запусков ракет
- 2 Blue Origin впервые запустила ракету New Glenn с мыса Канаверал во Флориде
- 3 Министр Франции Лекорню посоветовал странам Европы не сотрудничать со SpaceX
- 4 SpaceX поставила рекорд по орбитальным запускам в 2024 году
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025